«Кабинет Зигмунда Фрейда» (открытая для свободного посещения экспозиция в Учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» Компании «Иматон»)
Цель
Уникальная экспозиция, воссоздающая атмосферу рабочего кабинета Зигмунда Фрейда, реализована специалистами Компании «Иматон» для популяризации психологического знания и повышения интереса к психологии среди широких слоев населения, выходящих за рамки профессионального сообщества и поддержания традиции в профессиональной деятельности практикующих психологов.
Актуальность
Фигура Зигмунда Фрейда выбрана не случайно, как одна из самых противоречивых, и в тоже время влиятельных Личностей ХХ века, в значительной степени определившая развитие многих гуманитарных наук и их современные достижения. Являясь одним из самых ярких и революционных направлений на стыке психологии, медицины и философии, психоанализ привлек внимание наиболее выдающихся ученых XX века, которые в разные годы становились учениками и друзьями Зигмунда Фрейда, поддерживали его идеи и полемизировали с ним, развивая психологию и обогащая ее новыми направлениями и методами. Многие первоначальные положения психоанализа были со временем переосмыслены самим автором, который стремился к развитию собственных идей в рамках своей теории, многие из них нашли отражение в иных направлениях психологии, использующих отличные от психоанализа методы и взгляд на структуру психики человека. Однако, современную психологию и психотерапию трудно себе представить без психоаналитического понимания закономерностей развития человека и причин его душевных недугов. По мнению Ректора Восточно-Европейского Института Психоанализа М.М. Решетникова «…теория Фрейда, исходно не претендующая на простоту и непротиворечивость, по-прежнему остается основой психотерапевтической практики, по сути – для всех модальностей психотерапии, уже давно органически имплицирована в психологическое и философское знание и современную культуру в целом, определяя ряд новых направлений развития во всех упомянутых сферах»[1].
В преддверии 160-летия со дня рождения Зигмунда Фрейда, нам представляется важным привлечь внимание психологической и близкой к психологии аудитории к выдающейся личности основателя психоанализа, его сложному научному и личному пути, полному опережающих свое время открытий и революционных переосмыслений ранее высказанных предположений. Рабочий кабинет Зигмунда Фрейда, так же, как и сама фигура Доктора Фрейда, является для нас символом неутомимого научного поиска и развития, тесной связи теории с практикой и опоры на нее, глубокой внутренней рефлексии и открытости результатов для научного сообщества.
Реализуя данный проект, мы стремились подчеркнуть:
- необходимость обращения современных исследователей к первоисточникам для собственного научного переосмысления и развития;
- необходимость тесной взаимосвязи теоретических исследований и практических запросов;
- большое значение открытости результатов научного поиска для профессионального сообщества и возможность конструктивного диалога и обмена между представителями различных психологических направлений.
Все это, по нашему мнению, способствует интеграции ранее несочетаемых практических методов и теоретических подходов для более эффективного оказания психологической помощи, что активно реализуется в современной консультативной психологии и психотерапии.
Рабочий кабинет Зигмунда Фрейда реализован по фотографиям из дома-музея Зигмунда Фрейда в Лондоне. Для воссоздания кабинета подобрана соответствующая историческому контексту мебель, собрана уникальная коллекция символических предметов и статуэток, подобраны интересные фотографии и литература, интерьер дополнен классической психоаналитической кушеткой. Кабинет открыт для свободного посещения в рабочие часы магазина «МИР ПСИХОЛОГА» по адресу: Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, д. 59.
[1] М. Решетников. Между медициной и философией. Фрейд Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах.Т.2. Автопортрет/ Пер. с нем. Алексей Жеребина и Сергея Панкова. Издание второе, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2011. – с.6