Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Проблема одиночества в молодёжной студенческой среде» (круглые столы)


Трансформация уклада современной жизни, усложнение представлений человека о мире, увеличение степени интенсивности жизни, рост материальных и духовных потребностей, расширение социальных связей личности – все эти факторы могут вызывать состояние одиночества. Отсюда, представляется актуальным исследование, направленное на выявление причин возникновения состояния одиночества, определение распространенности этого явления и предложение методов профилактики и коррекции одиночества.

В исследовании приняли участие 157 студентов 1-3-х курсов механико-машиностроительного и инженерно-экономического факультетов филиала КузГТУ в г. Новокузнецке. Оно продолжалось с сентября 2011 г. по ноябрь 2014 г.

Методами изучения проблемы одиночества выступили: а) анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; б) целенаправленное наблюдение, тестирование, социологический опрос, методы статистической обработки результатов эксперимента, проведение круглого стола (информация о последнем помещена в газете «Своя версия» за ноябрь 2014 г. на сайте Филиала КузГТУ в г. Новокузнецке).

Проведение круглых столов является традиционным ежегодным на протяжении 4-х лет. В течение года проводится не менее 3-х круглых столов. Они нацелены на актуализацию проблемы путем её теоретических исследований и формирования практических рекомендаций участников круглого стола в ходе непосредственного обсуждения проблемы, дифференциации состояния одиночества.

Задачи: выявление предрасположенности студентов к состояниям одиночества путем проведения опросов (в группах студентов), мониторинге полученных результатов с согласия самих обучающихся, формирование обратной связи в процессе обсуждения проблематики внутри студенческих групп и рекомендаций практического характера, исходящих от самих студентов по отношению друг к другу, позволяющих путем осознания себя, обесценить степень остроты проблемы, спроецировать усилия не на переживание проблемы и замыкание в себе, а на формирование коммуникативных навыков, нахождение вариантов выхода из данного состояния, в том числе через волонтерство (как вариант: проведение круглых столов в других молодежных сообществах по данной проблеме).

Теоретический анализ проблематики позволяет полагать, что современные трактовки дефиниции одиночества неоднозначны:

1. Как социально-психологическое явление, связанное с личностными особенностями. Одиночество выступает как преграда и стимул развития. Как психическое образование оно проявляется в стремлении индивида осознать свои возможности и своеобразие, иметь свою личную позицию.

Возникновение одиночества протекает этапно.

  1. Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.
  2. Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
  3. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

2. Как эмоциональное состояние, оно выражает переживание, вызывающее комплексное и острое чувство раскола внутреннего мира, основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Состояние одиночества имеет различные нюансы, оттенки, и каждый индивид определяет его в зависимости от комплекса чувств, мыслей, поступков. Можно предполагать, что на переживание состояния одиночества влияют не только реальные отношения, сколько идеальные представления о том, какими они должны быть. Так, после окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Неудивительно поэтому, что одиночество является серьезной проблемой студентов, особенно на первом курсе их учёбы.

Выявляя чувства, соотносимые студентами с состоянием одиночества, удалось обнаружить, что отчаяние испытывают, в основном, девушки, юношам же свойственно переживать скуку, неспособность взять себя в руки. Девушки склонны более открыто признавать наличие у себя состояний одиночества и не всегда его дифференцировать. Юноши, скорее, отрицают у себя данное состояние именно как личностную проблему. Исследования Брэгга доказывают, что одиночество не всегда нужно ассоциировать с депрессией. Люди одинокие и подавленные обычно выражают неудовлетворенность как социальными, так и несоциальными аспектами своей жизни. Те, кто не испытывают чувства подавленности одинокие люди, озабочены только социальной неудовлетворенностью.

Как показало исследование студентов с проблемой одиночества в той или иной степени столкнулся каждый 5-ый обучающийся группы. Причины возникновения состояния одиночества по результатам проведенного опроса таковы: неудовлетворенность общением (62,4%), непонимание их поведения сверстниками, ощущение себя «белой вороной» (45,2%), различия во взглядах, образе жизни (38,2%), различия в характере (28,7%). Расстройства, вызываемые данным состоянием, нередко побуждают личность к энергичному поиску средств противостояний ему (поиск нового места работы, хобби, чтение, занятия научной деятельностью и др.).

3. Имеет внутреннее и внешнее наполнение. Страх остаться одному нас беспокоит на подсознательном уровне с самого рождения. Иногда он становится настолько мощным, что человек, заведомо обрекает себя на одиночество, и это становится как защитным механизмом. Он срабатывает в большей степени, когда человек (ребёнок) был оставлен родителями или другим человеком, как правило, в детстве. С другой стороны, наличие большого количества друзей не говорит об отсутствии одиночества. Стремление человека к одиночеству в юношеском возрасте, его склонность к личностному обособлению может быть обусловлен следующими факторами:

  • социальным статусом семьи студента (его родителей), отличным от сверстников;
  • национальной и конфессиональной принадлежностью;
  • возрастом;
  • типом темперамента. Так, меланхолики, склонные к одиночеству, имеют коммуникативные трудности, обидчивы, нередко застенчивы, неуверенны в себе, тревожны;
  • по внешним признакам (обособление может проявляться через предметы, символы, вещи, прическу).

Обособление — это переживание человека, возникающее в результате таких отношений индивида с миром, когда продукты его деятельности, он сам, а также другие люди осознаются как противоположные ему самому от несходства до неприятия и враждебности. В то же время феномен обособления — это потребность в самореализации и в самоутверждении и в то же время как внутреннее выделение личности из общности, к которой она принадлежит.

Выводы. Преодоление проблем одиночества для студентов как негативного эмоционального состояния – это решение проблем личностного и профессионального самоопределения, повышение их самооценки, развитие качеств рефлексивности мышления, формирование коммуникативных умений.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su