Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»


Актуальность, научная и практическая значимость

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с проблемами саморегуляции произвольной деятельности, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Данная группа детей, испытывая различные трудности в обучении, поведении и общении, входит в группу риска по формированию девиантного поведения в подростковом возрасте, поэтому старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции.

В современной литературе можно найти много подходов к работе с такими детьми - от нейропсихологической коррекции и компенсации образовательных нарушений, возникающих в связи с дефицитом произвольного внимания, до тематических бесед с родителями. Однако эффективных программ сопровождения, направленных как на психолого-педагогическую коррекцию когнитивной сферы, так и на социальную сфер у детей, посредством становления у них базовой характеристики поведения - произвольной саморегуляции, не было.

Проблема СДВГ в данной программе впервые связывается с несформированностью системы саморегуляции деятельности и рассматривается как её частный случай. В связи с этим в программе прописан качественно иной основополагающий подход к коррекционно-развивающей и образовательной работе с детьми, заключающийся в поэтапном, грамотном и методичном формировании стратегий эффективной произвольной деятельности, которые и образуют, в конечном счёте, систему саморегуляции ребёнка.

В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности используется концепция доктора психологических наук, академика РАО Конопкина О.А. и подход доктора психологических наук, профессора Моросановой В.И. Идеологическая и стратегическая составляющие программы принадлежат научному руководителю, кандидату медицинских наук Белехову Ю.Н.

Занятия с детьми по данной программе структурно и содержательно приближены к ведущим видам деятельности детей 6-10 лет. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. На занятиях целенаправленно создаются условия, позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.

Коррекционно-развивающая программа «Золотой ключик» разработана для Центров психолого-медико-социального сопровождения и Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, может быть использована педагогами-психологами и другими педагогическими работниками в практике общеобразовательной системы школьного и дошкольного образования, в системе дополнительного образования, программа соответствует требованиям, предъявляемым к формированию универсальных учебных действий (УУД) в ФГОС.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, является авторской.

Цель и задачи

Целью данной программы является становление основ саморегуляции поведения детей 6-10 лет с нарушениями в произвольной деятельности, в том числе с СДВГ.

Программа предполагает реализацию следующих задач:

  • обучение стратегиям саморегуляции и формирование навыков их использования;
  • расширение знаний детей о собственных возможностях.
  • отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками;
  • освоение норм социального поведения;
  • формирование личностных качеств учащегося;
  • совершенствование свойств внимания;
  • развитие навыков саморегуляции деятельности в игре и обучении.
  • выявление особенностей познавательной и личностной сфер младших школьников и старших дошкольников.

Основное содержание работы

Работа по программе осуществляется в малых группах 3-5 человек, что обусловлено особенностями детей со сложной структурой дефекта, занятия проводятся дифференцированно, в соответствии с возрастом и проблемами в системе саморегуляции. Группы являются постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности.

Программа рассчитана на 24 занятия.

Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей в системе саморегуляции у конкретного ребёнка. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений.

Основной блок: 20 коррекционно-развивающих занятий, которые делятся на 5 этапов по числу основных стратегий системы саморегуляции.

Каждое занятие проводится в пяти различных классах (тематических зонах), которые ориентированы и оборудованы под различные, строго определенные виды деятельности: Спортивный класс; Класс с эффектом затемнения для работы в условиях сенсорной депривации; Класс продуктивных видов деятельности; Музыкальный класс; Сенсорный класс.

Результаты, выводы

Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной деятельности сетевой ГЭП 2-го уровня г. Москвы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ» 2009-2012 годы.

За время эксперимента в ЗелАО г. Москвы была выстроена эффективно действующая окружная модель сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе и с СДВГ.

Основным результатом успешного прохождения программы «Золотой ключик» является освоение детьми стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация познавательных процессов, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, формирование адекватной самооценки, гармонизация детско-взрослых отношений, что подтверждается итоговым диагностическим обследованием.

В 2014 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы «Золотой ключик» в систему сопровождения детей ЗелАО г. Москвы. 


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 69 читателей
12.03.2024 22:08:16Хворова Нина
12.03.2024 22:08:15П Яна
12.03.2024 22:08:15Железникова Елена Васильевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:15Беликова Юлия
12.03.2024 22:08:15Ткачук Оксана
12.03.2024 22:08:15Чернышова Олеся Алексеевна
Голос из ВКонтакте

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su