Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Вариативная образовательная программа "Сказочный путь"»


Автор:

Актуальность проекта

Современная реформа системы дошкольного образования требует принципиально нового подхода к образовательному процессу. Возросшие требования ФГОС проявили или обострили противоречия современного образовательного процесса. Мы считаем необходимым выделить пять противоречий:

  1. Возросшие нормативные требования к системе дошкольного образования не учитывают профессиональную компетентность педагогов;
  2. Включение дошкольного образования в общую образовательную систему не решило проблему вариативной направленности дошкольного образования на конечный педагогический результат - развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения;
  3. Назрела необходимость изменения статуса педагога-психолога в системе дошкольного образования. Занятия с детьми, педагогами, родителями не приносят желаемого результата, т.к. микроклимат в группе и семье сводит работу специалиста к неэффективным полумерам – не существует общих принципов взаимодействия педагогов и психологов;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) требует повышения профессиональных компетенций педагогов в области психологии;
  5. Подбор и применение обучающих и воспитательных методик проводится без учета РППС, что создает хаотичную структуру всего образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Цель проекта: гармоничное развитие психологического, физического, интеллектуального здоровья дошкольников.

Научная значимость программы:

  1. Расширяет теорию и практику дошкольного образования в области повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений,
  2. Формирует в рамках Программы конкретные требования к профессиональным компетенциям воспитателей дошкольного учреждения,
  3. Предложена вариативная модель образовательного процесса с организаторской ролью психолога дошкольного учреждения.

Практическая значимость:

  1. Разработаны семинары и тренинги по формированию игровой предметно-пространственной среды для педагогов и родителей в рамках Программы.
  2. Разработаны планы мероприятий и тренинги по развитию профессиональных компетенций педагогов, и по формированию и развитию навыков метафорического общения для воспитателей и родителей.

Аудитория, на которую рассчитан проект: дошкольники от 2 до 7 лет.

Основное содержание работы (её этапы).

Работа проводилась с 16.01.2012 по 30.12.2014 на базе НДОУ детского сада №265 ОАО «РЖД» г. Хабаровска, заведующий Е.Я. Шашкова, при поддержке Хабаровского краевого института развития образования в лице научного консультанта проректора ХК ИРО д.п.н., к.пс.н., доцента ВАК, профессора Н.А. Калугиной. Представленная работа является частью практического исследования диссертации по теме: «Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды» аспиранта кафедры «Психология» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Тен Эдуарда Донхвановича.

1 этап – подготовительный (16.01.2012 - 30.08.2013).

Проведены диагностические мероприятия с целью изучения микроклимата в группах и семьях, коммуникативных навыков и навыков эмоционального общения. Разработка основных тезисов программы. В эксперименте участвовало пять групп: 1 и 2 младшая, средняя, старшая и подготовительная.

Основные задачи вариативной программы «Сказочный путь»

  1. Формирование и развитие предметно-пространственной среды,
  2. Организация работы психолога с педагогами и родителями,
  3. Организация индивидуальной и групповой работы с детьми педагога-психолога.

Срок реализации: 5 лет.

2 этап – основной (01.2013-30.12.2014).

Формирование и развитие игровой среды Программы:

  1. Основной язык общения между взрослыми и детьми – метафорический, что существенно повышает уровень восприятия и понимания между педагогом и ребенком;
  2. Все игры и занятия имеют тематическую цикличность от 3 до 5 дней с возможностью повторений, т.е. развитие темы производится с разных сторон, тем самым помогая исключать однозначность как таковую;
  3. Формирование и развитие подобной среды требуют от педагога творческого подхода и креативного мышления, что является одним из основных условий повышения профессиональных компетенций.

Организация работы психолога с педагогами и родителями:

  1. Формат общения не предусматривает отдельной похвалы ребенка. Механизм эмоционального восприятия каждого ребенка должен быть настроен не только на похвалу, но и на поощрение, как действенное подтверждение похвалы (за что? или почему?), ребенок должен научиться отличать пустую похвалу от заслуженной;
  2. Метафорическое общение. При возникновении конфликта, задается вопрос ссорящимся детям «кто ты сейчас умный, сильный или храбрый герой?», следующий вопрос о том, какие поступки совершает или хочет совершить твой герой. Это переключает внимание детей от ссоры. Формируется понимание социального статуса выбранных героев. Различные интерпретации этого приема помогают осознавать ребенку свои эмоции и действия, заставляя в последующем не выбирать героев «просто так».

Результаты:

  1. Проект помог сформировать у педагогов общее понимание и практическое значение РППС. Педагоги стали применять новые для них алгоритмы общения с детьми.
  2. Дети стали более разнообразны в эмоциональном общении, как с ровесниками, так и с взрослыми.
  3. Многие родители поддержали идею создания единого игрового пространства, продолжая применять приемы сказкотерапии дома.

Выводы:

  1. Данная Программа помогает понять «что такое Среда и как ее реализовать?».
  2. Программа объединяет усилия психологов, педагогов, родителей для достижения основного результата – гармоничного развития ребенка.
  3. Работа педагога-психолога приобретает организационную направленность. 

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 1519 читателей
12.03.2024 22:08:18Ким Сан Нак
12.03.2024 22:08:18Вершинина Нина
12.03.2024 22:08:18Юн Мин Хе
12.03.2024 22:08:18Манукян Артур
12.03.2024 22:08:17Мамедов Заур
12.03.2024 22:08:17Онуфриева Кира
12.03.2024 22:08:17Хесмана Оксана
12.03.2024 22:08:17Мерзлов Артём
12.03.2024 22:08:17Ивлев Алексей
12.03.2024 22:08:17Гусев Даня
12.03.2024 22:08:15Пономарев Юрий
12.03.2024 22:08:15Арина Воб
12.03.2024 22:08:15Алиса Макарова
12.03.2024 22:08:15Дарья Ильина
12.03.2024 22:08:15Диана Куз
12.03.2024 22:08:15Арина Макарова
12.03.2024 22:08:15Амина Орлова
12.03.2024 22:08:15Олеся Попова
12.03.2024 22:08:15Амина Зайцева
12.03.2024 22:08:15Арина Куликова
12.03.2024 22:08:15Шакинис Анна
12.03.2024 22:08:15П. Александра
12.03.2024 22:08:15Кагирова Мария

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su