«Вариативная образовательная программа "Сказочный путь"»
Актуальность проекта
Современная реформа системы дошкольного образования требует принципиально нового подхода к образовательному процессу. Возросшие требования ФГОС проявили или обострили противоречия современного образовательного процесса. Мы считаем необходимым выделить пять противоречий:
- Возросшие нормативные требования к системе дошкольного образования не учитывают профессиональную компетентность педагогов;
- Включение дошкольного образования в общую образовательную систему не решило проблему вариативной направленности дошкольного образования на конечный педагогический результат - развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения;
- Назрела необходимость изменения статуса педагога-психолога в системе дошкольного образования. Занятия с детьми, педагогами, родителями не приносят желаемого результата, т.к. микроклимат в группе и семье сводит работу специалиста к неэффективным полумерам – не существует общих принципов взаимодействия педагогов и психологов;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) требует повышения профессиональных компетенций педагогов в области психологии;
- Подбор и применение обучающих и воспитательных методик проводится без учета РППС, что создает хаотичную структуру всего образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Цель проекта: гармоничное развитие психологического, физического, интеллектуального здоровья дошкольников.
Научная значимость программы:
- Расширяет теорию и практику дошкольного образования в области повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений,
- Формирует в рамках Программы конкретные требования к профессиональным компетенциям воспитателей дошкольного учреждения,
- Предложена вариативная модель образовательного процесса с организаторской ролью психолога дошкольного учреждения.
Практическая значимость:
- Разработаны семинары и тренинги по формированию игровой предметно-пространственной среды для педагогов и родителей в рамках Программы.
- Разработаны планы мероприятий и тренинги по развитию профессиональных компетенций педагогов, и по формированию и развитию навыков метафорического общения для воспитателей и родителей.
Аудитория, на которую рассчитан проект: дошкольники от 2 до 7 лет.
Основное содержание работы (её этапы).
Работа проводилась с 16.01.2012 по 30.12.2014 на базе НДОУ детского сада №265 ОАО «РЖД» г. Хабаровска, заведующий Е.Я. Шашкова, при поддержке Хабаровского краевого института развития образования в лице научного консультанта проректора ХК ИРО д.п.н., к.пс.н., доцента ВАК, профессора Н.А. Калугиной. Представленная работа является частью практического исследования диссертации по теме: «Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды» аспиранта кафедры «Психология» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Тен Эдуарда Донхвановича.
1 этап – подготовительный (16.01.2012 - 30.08.2013).
Проведены диагностические мероприятия с целью изучения микроклимата в группах и семьях, коммуникативных навыков и навыков эмоционального общения. Разработка основных тезисов программы. В эксперименте участвовало пять групп: 1 и 2 младшая, средняя, старшая и подготовительная.
Основные задачи вариативной программы «Сказочный путь»
- Формирование и развитие предметно-пространственной среды,
- Организация работы психолога с педагогами и родителями,
- Организация индивидуальной и групповой работы с детьми педагога-психолога.
Срок реализации: 5 лет.
2 этап – основной (01.2013-30.12.2014).
Формирование и развитие игровой среды Программы:
- Основной язык общения между взрослыми и детьми – метафорический, что существенно повышает уровень восприятия и понимания между педагогом и ребенком;
- Все игры и занятия имеют тематическую цикличность от 3 до 5 дней с возможностью повторений, т.е. развитие темы производится с разных сторон, тем самым помогая исключать однозначность как таковую;
- Формирование и развитие подобной среды требуют от педагога творческого подхода и креативного мышления, что является одним из основных условий повышения профессиональных компетенций.
Организация работы психолога с педагогами и родителями:
- Формат общения не предусматривает отдельной похвалы ребенка. Механизм эмоционального восприятия каждого ребенка должен быть настроен не только на похвалу, но и на поощрение, как действенное подтверждение похвалы (за что? или почему?), ребенок должен научиться отличать пустую похвалу от заслуженной;
- Метафорическое общение. При возникновении конфликта, задается вопрос ссорящимся детям «кто ты сейчас умный, сильный или храбрый герой?», следующий вопрос о том, какие поступки совершает или хочет совершить твой герой. Это переключает внимание детей от ссоры. Формируется понимание социального статуса выбранных героев. Различные интерпретации этого приема помогают осознавать ребенку свои эмоции и действия, заставляя в последующем не выбирать героев «просто так».
Результаты:
- Проект помог сформировать у педагогов общее понимание и практическое значение РППС. Педагоги стали применять новые для них алгоритмы общения с детьми.
- Дети стали более разнообразны в эмоциональном общении, как с ровесниками, так и с взрослыми.
- Многие родители поддержали идею создания единого игрового пространства, продолжая применять приемы сказкотерапии дома.
Выводы:
- Данная Программа помогает понять «что такое Среда и как ее реализовать?».
- Программа объединяет усилия психологов, педагогов, родителей для достижения основного результата – гармоничного развития ребенка.
- Работа педагога-психолога приобретает организационную направленность.
- Статья «Волшебный потенциал педагога-психолога в образовательном процессе» в «Психологической газете»
- Видео: занятия по вариативной «Сказочный путь» на тему «Ощущения, эмоции, чувства»
- Статья «Сказкотерапия в действии» в «Психологической газете»