Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«7Я. Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников»


«Мы не учим в школе самому главному — не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация..., но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей».

В.А. Сухомлинский

 

Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь, в частности, в искаженных ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и насильственные действия по отношению к детям и подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.

Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей и т.д. Возможны и более отдаленные последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности к разводу»). Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей-одиночек, более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но конфликтных семьях.

Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясь хранителями семейных традиций и истории, могут оказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка.

Юность — последний возрастной этап непосредственно предшествующий супружеству. Поэтому недостаточная подготовка старших школьников и молодежи к созданию семьи, сохранению жизнеспособности этого маленького коллектива является одним из факторов, ведущих к дестабилизации супружеских отношений. Поскольку далеко не каждая семья может осуществить правильное всестороннее добрачное воспитание молодежи, а школьные образовательные программы в настоящее время не предусматривают изучение этики и психологии семейной жизни, то возникает необходимость в планомерной и целенаправленной психолого-педагогической работе с учащимися.

Система трениговых занятий составлена с использованием материалов тренингов Пятаковой О., Семерниковой Н., Маленковой Л.И., Флоренской Т.А., Скворцовой Ю.С., Хромовой Ю., Шамсиевой Р.М.

Цель: создание условий для формирования у старшеклассников готовности к будущему компетентному отцовству и семейной жизни.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте раскрыть ценностное содержание феномена семьи;
  • способствовать освоению старшеклассником как будущим семьянином своего полоролевого поведения;
  • формировать у юношей адекватное представление о мотивах, ценностях, установках отцовства, возможных стратегиях отцовского поведения и воспитания;
  • помогать девушкам осознать роль женщины и матери в формировании мужчины как отца, избавиться от ложных представлений о функции отца в семье, при необходимости корректировать искаженные гендерные ожидания, направленные на будущего отца их детей;
  • обеспечивать взаимосвязь содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности учащихся старших классов к браку и семейной жизни;
  • способствовать слиянию усилий семьи и школы в формировании готовности учащихся к семейной жизни;
  • воспитывать стремление к высоконравственным межличностным отношениям.

Методологические основания

Концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих детерминант:

  • идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К. Бюллер, Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Якобсон П.М., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав);
  • эпигенетическая теория развития личности (Э. Эриксон),
  • культурно-историческая теория (механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в культуру) (Выготский Л.С., М. Мид, B. Berns);
  • положения современного психоанализа, отраженные в теории привязанности, «object relation» (Э. Эриксон, К. Хорни, D. Winnicott, M. Mahler, M. Klein и др.) и описании процесса «социализации» в психоанализе (Э. Эриксон);
  • теория гендерных схем (С.Бэм);
  • концепция материнства (Филиппова Г.Г.) и концепция отцовства (В.Э. Фтенакис, Архиреева Т.В.).

Особое внимание уделялось теоретическим посылкам, содержащимся в трудах Кагана М.С., Асмолова А.Г., Брушлинского А.В., Кемерова В.Е., Братуся Б.С., Василюка Ф.Е., Мамардашвили М.К., Леонтьева А.Н., Уледова А.К., Шадрикова В.Д., рассматривающих ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла, назначения своей жизни.

Сроки и этапы реализации коррекционной работы

Для старшеклассников:

10 тем — 16 занятий (20 часов) для старшеклассников.

Периодичность занятий — 1 занятие в неделю.

Средняя продолжительность 1 занятия -1 час 20 минут.

Кол-во участников:10 — 12 (5-6 юношей и 5-6 девушек соответственно).

Возраст — 15-17 лет.

Для педагогов:

6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие (10 часов 40 минут).

Периодичность занятий — 1 занятие в две недели.

Длительность — 1 час 20 минут.

Кол-во участников:10-15 сотрудников.

Возраст — произвольно.

Для родителей:

6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие (10 часов 40 минут)

Периодичность занятий — 1 занятие в две недели.

Длительность -1 час 20 минут.

Кол-во участников:10-15 родителей.

Возраст — произвольно.

Оценка эффективности программы и прогнозируемые результаты

Ожидаемые результаты: уменьшение деструктивных последствий семейных и социо-культурных сценариев, улучшение внутренних условий самоактуализации и половой идентификации личности.

Критерии оценки планируемых результатов

Качественные. Участники узнают историю и основы создания семьи, права и обязанности супругов; будут уметь строить взаимоотношения с противоположным полом, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; осознают свою ответственность перед обществом в вопросах создания семьи и воспитании детей; познакомятся со своими индивидуальными наклонностями и особенностями, влияющими на создание и функционирование их будущей семьи.

Взрослые участники программы получат возможность повысить компетентность в сфере возрастной психологии, семейной психологии, психологии общения, рефлексивно относиться к своей деятельности, научатся налаживать взаимоотношений с представителями подрастающего поколения.

Количественные. По итогам сравнительного анализа стартовой и итоговой диагностики у участников:

  • понизится показатель усвоения представлений, снижающих ценность отцовства;
  • осознанная мотивация родительства будет преобладать над внешней и вынужденной;
  • общегрупповым преобладающим типом будущего отцовского поведения станет «новое» отцовство (диагностика установки на стратегию воспитания ребенка);
  • уровень показателей положительного коммуникативного опыта в родительской семье повысится.

Все вышеперечисленные параметры имеют количественную репрезентацию через отслеживание индивидуальной и групповой динамики с помощью авторского диагностического пакета, представленного в приложении № 1 и 2.

Обеспечение прав и свобод участников программы

Участие в занятиях является добровольным для всех категорий участников. Права и свободы участников соблюдаются через исполнение предписаний Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Закона «Об образовании» Российской Федерации», а также правил проведения групповой тренинговой работы:

  • правило добровольности и активности (активное участие в работе поощряется, но без принуждения, приняв решение об участии в цикле тренинговых занятий, каждый ищет возможность присутствовать на всех занятиях с самого начала и до конца),
  • правило контроля времени (все участники придерживаются временных рамок, опоздания и искусственное затягивание времени не допускается),
  • правило организованной коммуникации (избегание обобщений («мы», «нам» и т.д.), центрация на себе или принцип Я, отражение окружающего мира начиная с себя — «я чувствую…», безоценочность высказываний в отношении к другим участникам группы, допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка по типу, «ты плохой», «ты не правильно живёшь», «твои родители не правы» и пр.),
  • правило чуткости к себе и окружающим (право говорить и обязанность слушать — никто не имеет права монополизировать дискуссию и не разрешать другим вступать в неё, каждый может высказаться и дать возможность другим быть услышанным и понятым),
  • правило конфиденциальности и дисциплины (вся информация обо всех участниках тренига не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах, все обсуждения полученной личной и персональной информации от участников должны проходить только в стенах тренингового зала, обеспечение тишины, своевременное отключение сотовых телефонов до начала занятий и без дополнительных напоминаний).

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 33 читателя
12.03.2024 22:08:18Мурашкина Юлия

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su