Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология семьи» (учебник для вузов)


Автор:

«Психология семьи»: Учебник для вузов. Серия «Стандарт третьего поколения». СПб: Питер, 2013. 336с., илл.

Рецензенты: член-корр. РАН, доктор психологических наук Д.В. Ушаков (ИП РАН, Москва), доктор психологических наук В.Л. Ситников (ПГУПС, Санкт-Петербург, кандидат психологических наук Р.А. Березовская (СПГУ, Санкт-Петербург).

Актуальность, научная и практическая значимость

О семье написано много, поэтому встает резонный вопрос: «Зачем нужен еще один учебник? Что нового он может дать по сравнению со многими другими, написанными весьма квалифицированными специалистами?»

Рождаясь мальчиком или девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье. Семья вводит ребенка в мир природы и в мир людей, из нее он берет навыки общения с другими и способы познания окружающего. Наша страна имеет большой опыт воспитания детей вне семьи – в детских домах. И как бы много денег не вкладывало государство в материальную сторону поддержки таких детей, они не выдерживают конкуренции с детьми, вышедшими из семьей, часто тратящих много меньше средств на них, чем государство – на детдомовских. Никакими деньгами не купишь тепло человеческих отношений, то самое глубинное чему обучает семья ребенка, чтобы он стал человеком: за душевное тепло можно платить только душевным теплом.

Потребность в создании нового учебника обусловлена тем, что семья – живой крайне изменчивый организм. Не смотря на внешне кажущуюся ее фундаментальность и незыблемость, даже в течение жизни одного поколения можно видеть происходящие внутри нее изменения. Все меньше семей живет группами из нескольких поколений, все больше возникает смешанных семей, в которых родители вступают не в первый брак, а дети в них имеют родителей, живущих в других семьях. Мы видим, что многие молодые люди предпочитают вступать в брак много позднее, чем это делали их родственники несколько поколений назад. Семья из ячейки общества, одной из функций которой была хозяйственная, все больше становится местом, где люди ищут психологического комфорта, душевного тепла, а не материальной поддержки. Эти изменения необходимо описать и оценить с точки зрения их последствий для каждого члена семьи.

Кроме того, это учебник относится к учебникам третьего поколения. Новый стандарт делает акцент не столько на усвоении содержания предмета, сколько на формировании компетенций, прежде всего, применения полученных знаний в том реальном социуме, в который погружены и студенты, и преподаватели. Особенностью нового стандарта является то, что больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, их поиску необходимой информации не из одного, возможно, очень качественного, источника, но из многих. А потому учебник, в котором была бы собрана вся информация по предмету и не нужен, и не возможен, поскольку объем информации слишком велик, чтобы быть собранным в одном месте. Именно поэтому этот учебник имеет свой целью не создание информационной базы, но описание круга вопросов, направленных на исследования семьи и ее роли в современном обществе, подходах к анализу трудных, возможно, пока крайне конфликтных ситуаций, поляризующих современное общество. Задача учебника состоит не в том, чтобы в подобных случаях дать однозначно верный ответ, но в том, чтобы предложить разные подходы и взгляды на эти сложные проблемы и предоставить студентам имеющуюся на настоящий момент информацию об этом.

Открыв практически любой источник по проблемам семьи, студенты столкнутся с представлением о том, что современная семья находится в кризисе. Мы хотели показать, что современное состояние может выглядеть кризисом только в том случае, если мы полагаем, что некогда был золотой век семьи, когда она переживала расцвет, а сейчас, как это часто говорится в мифах, мы живем в бронзовом веке, когда прежние идеалы забыты. Мы хотели подчеркнуть, что во все времена у семьи были проблемы. И это не значит, что современные проблемы чем-то ущербнее прочих. Каждый этап развития человечества рождает тот тип семьи, к которому интеллектуально и морально готов человек, живущий в обществе. Меняются люди, меняются ценности, и вслед за ними меняется семья. А потому не стоит сетовать о «золотом веке», но нужно пытаться привести в соответствие человека и его семью, описать условия, при которых в семье будут созданы возможности для максимального развития каждого ее члена.

Содержание

Введение

Глава 1. Семья и общество

Брак и семья: определение

Функции семьи

Семья и культура

За пределами семьи

Глава 2. Семья в исторической перспективе

Основания для классификации семей в историческом процессе

Основные теории происхождения семьи

Исторические иллюстрации семейных групп

Изменения семьи в 20 веке

Новые тенденции в развитии семьи

Глава 3. Жизненный цикл семьи

Этапность в жизни семьи

Теории жизненного цикла

Описание стадий жизненного цикла

Готовность быть отцом или матерью

Готовность быть отцом или матерью

Культура и рождение ребенка

Семья и развод

Глава 4. Любовь и семья

Брак без любви или другая любовь?

Примеры любви в браке

Искусство любви в браке

Мать и материнство

Любовь вне брака

Обучение любви в семье

Отношение к любви в браке сейчас

Глава 5. Личность и семья

Женщина и мужчина в семье

Гендер и проблемы воспитания

Ребенок, личность, семья

Личностные особенности детей в зависимости от порядка рождения

Порядок рождения в мифологическом и культурном контексте

Ребенок и современная семья

Глава 6. Теоретические подходы к анализу семьи

Системный подход

Социально-экологическая семейная теория

Теория семейных систем М. Боуэна

Традиционные теории анализа семейного процесса

Детерминанты стратегий семейной социализации

Этничность и развитие в семье

Влияние новых репродуктивных технологий на родительство

Глава 7. Типология семей

Основания для типизации

Нормальные и аномальные семьи

Гостевой брак

Гражданский брак

Фактический брак

Фиктивный брак

Брак по расчету

Морганатический брак

Дети и семья

Неполная семья

Полная или нуклеарная семья

Семья на грани развода

Смешанная семья или вторичный брак

Семья с родителем, находящимся под следствием или отбывающим заключение в тюрьме

Однополый брак

Приемная семья

Религиозный брак

Глава 8. Семья с проблемным ребенком

Проблемы детского здоровья

Социальный аспект инвалидизации ребенка

Теоретические проблемы семейно-ориентированной помощи семьям с «особым» ребенком

Специфика жизненных циклов для семей с «особыми» детьми

Типы адаптации семей с «особым» ребенком к нормальной жизни

Типы социально-экономической адаптации родителей в современной России 

Решение о том, воспитывать ли «особого» ребенка в семье или отдать в специальное учреждение

Задачи служб, работающих с семьями, воспитывающими особого ребенка

Глава 9. Безопасность в семье

Исторический обзор законодательных актов о семье

Исторические факты насилия в семье

Домашнее насилие

Безопасность ребенка в семье

Безопасность в супружеской системе

Насилие детей над взрослыми

Безопасная старость в семье

Теоретические подходы к объяснению причин семейного насилия

Глава 10. Основы семейного консультирования

Причины конфликтов и нарушений развития семьи

Теоретические модели психологического консультирования

Некоторые практические методы конструктивного решения семейных проблем

Некоторые технологии, применяемые при работе с семьей

Результаты, выводы

В учебник введено новое содержание. Кроме обычных глав, исторического описания развития семьи, проблемы любви в семье, становление личности в семье. Впервые в рамках типологии семьи описываются однополые семьи, семьи, в которых один из членов находится в тюрьме или под следствием. Уделяется внимание приемным семьям, семьям, находящимся на грани развода, религиозному браку. Отдельная глава посвящена особенностям жизни семей, имеющих проблемного ребенка. Рассматривается проблема безопасности в семье.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 33 читателя

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su