«Каждый писатель – ребёнок, каждый ребёнок...» (методико-практический проект)
Каждый писатель – ребёнок, каждый ребёнок...
Трудно представить сегодня жизненные условия человека, не нуждающегося в коммуникации с помощью развернутой авторской речи. Вместе с тем опыт психолого-педагогического сопровождения формирования и развития речи в настоящее время носит преимущественно репродуктивный характер: «Сделай, как я», «скажи правильно», «расставь в правильном порядке», «говори полным предложением» – ведущие запросы окружения к цели и качеству речи ребенка. Обоснование и защита своей позиции на современном этапе развития образовательного пространства провозглашаются, но на практике обеспечены просто более сложными и вариативными образцами. Вербальное обеспечение самоактуализации ребенка на сегодняшний день требует, на наш взгляд, дополнительного психологического обоснования и поддержки на мотивирующем и операциональном уровнях.
На этапе обновления концептуальных положений, организационно-методических основ и содержательных стандартов образовательного пространства, а также более углублённого осмысления и воплощения классических концептов психологии и философии (Л.С.Выготский, Ананьев и др.) повышается роль эмпирических, аналитических и креативных исследований в самой образовательной и социально-образовательной среде, актуализируется обратная связь между глобальными, государственными инициативами и наблюдениями, предложениями практиков. Участники Межведомственной Межрегиональной Интернет-Гостиной «Белая Речь» одним из направлений своей деятельности позиционируют разработку, продвижение, выявление перспективных форм развития и актуализации речи детей в оптимально свободном, спонтанном и авторском самовыражении, инициирующем мотивацию к вербальной коммуникации, формирующем вербальный интеллект и чувство удовольствия от речевого общения, творчества, познания. Как всякая инновационная деятельность, наша работа предполагает максимальный контроль безопасности всех форм организации, мероприятий, инструментария. Мы работаем совместно с родителями, педагогическими коллективами, консультируемся с медицинскими специалистами. Разработанные игры, упражнения, методические подходы и стимульные материалы представляем на методических заседаниях, выставках, публикуем в научных изданиях. Например, в 2013 году в Казани были изданы: Витушкина Н. А. «О средствах этнокультурологического воспитания»; Рыбакова Е.В. «Применение динамических стимульных образов в работе по формированию артикуляционных позиций у детей с тяжёлыми нарушениями речи»; Борисова И.В. «О применении интонационно нейтральных образцов речи в работе логопеда ДОУ»; Кравчук Г.Д. «Жаворонки» и не только. Работа логопеда по сенсомоторному развитию и формированию связной речи в процессе выпечки календарных изделий из теста, а также по замыслу детей».
Наш опыт отражает, конечно, приоритеты участников и особенности конъюнктурного характера (в данном случае – структуру детской популяции, организационные особенности образовательного пространства, общественное мнение и др.), но мы считаем важным, чтобы подобная составляющая как элемент индивидуальности психолого-педагогического состава и целевой группы постоянно присутствовала в социально-образовательном диалоге, имела динамическое своеобразие и приватные акценты, демонстрировала внятную обратную связь и структурировала интерактивные форматы.
Семья и образовательная среда должна выступать в актуальном единстве. Мы обобщаем наш синергирующий (самоорганизующийся) подход с учетом целенаправленных и скрыто мотивированных действий взрослых и детей.
Этапы методико-исследовательского сотрудничества наших участников довольно разноплановы. Для многих из нас интересно было проанализировать себя в формате конкурсного проекта (конкурс «Я мама, я психолог» проводил Институт практической психологии «Иматон»).
Методико-практический компонент профессионального и микросоциального творчества специалистов и родителей рассмотрим на следующих этапах:
- спонтанный, когда личностно и креативно ориентированные концепты высказываются родителями и педагогами в беседе отвлеченно и подхватываются специалистами, получают оценку и подкрепление;
- инициирующий, когда психолого-педагогический состав ОУ, РЦ и других учреждений предлагает совместно поразмышлять, подискутировать на темы спонтанной, а также проективно значимой речи детей, формирует дискуссионные площадки, обобщает перспективные модели социально-педагогического творчества;
- моделирующий, т.е. разработка и рекомендация приемов, игр, интригующих заданий и ситуаций для индивидуальной и групповой стимуляции, поддержки и самопрезентации проективных объектов речевой активности;
- рефлексивный, с осознанием качества и уровня самостоятельных речевых форматов в обиходе, в специально организованной деятельности;
- издательский, где индивидуальное и совместное творчество получает отражение в сборниках, поздравительных и сценических форматах, дорабатывается, иллюстрируется, рецензируется на доступном уровне;
- интегрирующий, где сложившиеся общности обмениваются продуктом творчества, инициативы, опытом, складываются новые коллективы.
В психологии текста значение заголовка весьма многопланово. Предъявление словесной формулы, вынесенной в название нашего проекта, также результативно. Во-первых, диагностично: многие родители обнаруживают готовность к сотрудничеству в проекте, осмысливая его риторический посыл. Действительно, получается, что писательский дар ребенка предопределен? Отвечает особенностям возраста? Нуждается в реализации? Для родителей и многих педагогов подобным образом организованные фразы становятся водоразделом или движущей основой личной позиции.
Но это и формула, отражающая отношение авторской группы проекта к сущности современного понимания личностной составляющей проблемы: каждому человеку необходимо выразить не только то, что он в себе осознает – но и следует получить инструментарий для самоопределения. Формируется этот потенциал в детском возрасте и одновременно является сущностной потребностью развивающейся личности.