Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Организация работы с волонтерскими командами школьных служб примирения в рамках обучения восстановительным технологиям (разрешению конфликтных ситуаций в школьной среде)» (программа по профилактике правонарушений и преступлений (конфликтного поведения) в школьной среде)


 Актуальность проекта обусловлена тем, что особой проблемой современного общества являются подростки, чью агрессию зачастую невозможно обуздать и контролировать; возможно, это объясняется тем, что условия современной жизни не формируют разнообразный поведенческий репертуар ребенка, а дают лишь шаблоны поведения, которые пропагандируют агрессивные формы в достижении жизненных благ. Важно обучать подростков конструктивным формам общения, расширять их поведенческий репертуар, формировать новые навыки взаимодействия, показывая альтернативные формы решения конфликтных ситуаций. Для разрешения конфликтных ситуаций и обучения навыкам конструктивного общения в каждой школе создается волонтерская команда из подростков-лидеров (Школьная служба примирения). Обучение волонтеров осуществляется в Муниципальной службе примирения г.Кунгура.

Данная работа осуществлялась в рамках краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» по проекту «Реабилитация  семей и детей, находящихся  в социально опасном положении». Проект по обучению волонтеров для Школьных служб примирения реализовывался в 2009 -2010 году.

Цель проекта: обучение волонтерских команд подростков для Школьных служб примирения с целью снижения правонарушений в школьной среде и организация работы по дальнейшему сотрудничеству с обученными подростками.

Практическая значимость:
1. Созданы волонтерские команды из подростков-лидеров в каждой школе г.Кунгура для разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в школьной среде;
2. Разработана и реализована программа обучения волонтеров Школьных служб примирения с целью внедрения восстановительных технологий в образовательную среду;
3. Снижен уровень правонарушений в школьной среде через включение в работу волонтерских команд;
4. Отработана профилактическая модель работы по снижению преступности среди подростков в г.Кунгуре через реализацию активных форм работы с подростками в рамках городских акций и мероприятий, реализуемых подростками-волонтерами; 
5. Проанализированы результаты работы волонтеров ШСП за 2 года в г.Кунгуре;
6. Подобраны альтернативные формы работы с волонтерами ШСП в г.Кунгуре;
7. Простроены перспективы развития волонтерского движения в рамках ШСП в г.Кунгуре.
8. В Муниципальной службе примирения г.Кунгура создана система работы с волонтерами, прошедшими обучение восстановительным технологиям и желающими обучиться: она включает индивидуальную, групповую, массовую работу, а также обучение педагогического состава школ города.

Аудитория, на которую рассчитан проект: подростки-лидеры Школьных служб примирения, подростки группы социального риска, подростки, испытывающие трудности в поведении (агрессивные, конфликтные подростки), а так же подростки с низким уровнем адаптивных возможностей (тревожные и «отвергаемые»), а также руководители школьных служб примирения для создания единой команды взрослых и детей.

Основное содержание работы (её этапы): Работа проводилась в течение двух лет (2009-2010 ) на базе Муниципальной службы примирения г.Кунгура и 10 общеобразовательных школ.

1 этап – подготовительный (январь 2009). Разработка авторской тренинговой программы «Ковер мира» по обучению подростков восстановительным технологиям.

Задачи программы «Ковер мира»:
• Познакомить участников с особенностями восстановительных технологий в работе с конфликтными ситуациями;
• Отработать  алгоритм ведения примирительной программы и программы заглаживания вреда;
• Формировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия, активную жизненную позицию, ценностные ориентации;
• Способствовать личностному развитию участников тренинга, развитию рефлексивных навыков;
• Создать команду волонтеров ШСП каждого учебного заведения;
• Показать приемы (игры, техники, упражнения) работы волонтера по профилактике конфликтного поведения в школьной среде;
• Способствовать снижению уровня напряжения у подростков группы социального риска (с высоким уровнем агрессии или тревожности, склонных к нарушению поведения).

2 этап – основной (в течение 2009-2010). Обучение подростков восстановительным технологиям – групповая работа в тренинге, массовая работа, индивидуальная работа – супервизия проведенных случаев с подростками и руководителями ШСП, работа с педагогическими коллективами школ (реализация программы «Ковер мира», проведение городских акций, слета «Совершите чудо-руку протяните», форума «Мир открытых дверей, Больших психологических игр («Война и мир», «Созвездие», «Наше время») , дискуссионного клуба «Мир без жестокости», интерактивной олимпиады, фото- и видеоконкурсов, участие в муниципальных и краевых конкурсах «Школьная служба примирения – 2009 (2010)», ведение обучающих семинаров-практикумов  «Восстановительные технологии в работе учителя», «Активные формы обучения поведению в конфликтной ситуации»).

3 этап – заключительный (ноябрь-декабрь 2010). Подведение итогов реализации проекта.

Результаты:
1. Обучены волонтерские команды для всех школ города Кунгура (обучение прошли 173 подростка);
2. Интерес к обучению подростков и руководителей школьных служб примирения – в течение двух лет велось обучение новых групп, которые вливались в состав ШСП, а также проводились новые занятия для уже обученных лидеров и команд волонтеров;
3. Подростки сами ведут примирительные программы в своих учебных заведениях (за 2 года волонтерами в школах проведены 23 программы с положительным результатом – примирение сторон);
4. Лидеры школьных служб примирения проводят PR – акции в своих учебных заведениях;
5. Волонтеры участвуют в муниципальных и краевых конкурсах по восстановительным технологиям;
6. Активное участие волонтерских команд в общегородских мероприятиях, акциях, больших психологических играх, слетах, форумах, конференциях;
7. Подростки группы социального риска, прошедшие обучение по программе, не являются участниками конфликтных ситуаций в школе и не дают повторных правонарушений (по данным КДНиЗП отмечен единственный случай).

В настоящее время опубликовано 2 статьи о проводимых мероприятиях для команд волонтеров школьных служб примирения в Кунгуре. Это публикации в газете «Школьный психолог» в рубрике «Вести из регионов». В №12 «Школьного психолога» за 2009 год публикация о БПИ «Война и мир»; в №8 за 2010 год публикация о городском форуме по толерантности «Мир открытых дверей».

 

Актуальность проекта обусловлена тем, что особой проблемой современного общества являются подростки, чью агрессию зачастую невозможно обуздать и контролировать; возможно, это объясняется тем, что условия современной жизни не формируют разнообразный поведенческий репертуар ребенка, а дают лишь шаблоны поведения, которые пропагандируют агрессивные формы в достижении жизненных благ. Важно обучать подростков конструктивным формам общения, расширять их поведенческий репертуар, формировать новые навыки взаимодействия, показывая альтернативные формы решения конфликтных ситуаций. Для разрешения конфликтных ситуаций и обучения навыкам конструктивного общения в каждой школе создается волонтерская команда из подростков-лидеров (Школьная служба примирения). Обучение волонтеров осуществляется в Муниципальной службе примирения г.Кунгура.

Данная работа осуществлялась в рамках краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» по проекту «Реабилитация  семей и детей, находящихся  в социально опасном положении». Проект по обучению волонтеров для Школьных служб примирения реализовывался в 2009 -2010 году.

Цель проекта: обучение волонтерских команд подростков для Школьных служб примирения с целью снижения правонарушений в школьной среде и организация работы по дальнейшему сотрудничеству с обученными подростками.

Практическая значимость:
1. Созданы волонтерские команды из подростков-лидеров в каждой школе г.Кунгура для разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в школьной среде;
2. Разработана и реализована программа обучения волонтеров Школьных служб примирения с целью внедрения восстановительных технологий в образовательную среду;
3. Снижен уровень правонарушений в школьной среде через включение в работу волонтерских команд;
4. Отработана профилактическая модель работы по снижению преступности среди подростков в г.Кунгуре через реализацию активных форм работы с подростками в рамках городских акций и мероприятий, реализуемых подростками-волонтерами; 
5. Проанализированы результаты работы волонтеров ШСП за 2 года в г.Кунгуре;
6. Подобраны альтернативные формы работы с волонтерами ШСП в г.Кунгуре;
7. Простроены перспективы развития волонтерского движения в рамках ШСП в г.Кунгуре.
8. В Муниципальной службе примирения г.Кунгура создана система работы с волонтерами, прошедшими обучение восстановительным технологиям и желающими обучиться: она включает индивидуальную, групповую, массовую работу, а также обучение педагогического состава школ города.

Аудитория, на которую рассчитан проект: подростки-лидеры Школьных служб примирения, подростки группы социального риска, подростки, испытывающие трудности в поведении (агрессивные, конфликтные подростки), а так же подростки с низким уровнем адаптивных возможностей (тревожные и «отвергаемые»), а также руководители школьных служб примирения для создания единой команды взрослых и детей.

Основное содержание работы (её этапы): Работа проводилась в течение двух лет (2009-2010 ) на базе Муниципальной службы примирения г.Кунгура и 10 общеобразовательных школ.

1 этап – подготовительный (январь 2009). Разработка авторской тренинговой программы «Ковер мира» по обучению подростков восстановительным технологиям.

Задачи программы «Ковер мира»:
• Познакомить участников с особенностями восстановительных технологий в работе с конфликтными ситуациями;
• Отработать  алгоритм ведения примирительной программы и программы заглаживания вреда;
• Формировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия, активную жизненную позицию, ценностные ориентации;
• Способствовать личностному развитию участников тренинга, развитию рефлексивных навыков;
• Создать команду волонтеров ШСП каждого учебного заведения;
• Показать приемы (игры, техники, упражнения) работы волонтера по профилактике конфликтного поведения в школьной среде;
• Способствовать снижению уровня напряжения у подростков группы социального риска (с высоким уровнем агрессии или тревожности, склонных к нарушению поведения).

2 этап – основной (в течение 2009-2010). Обучение подростков восстановительным технологиям – групповая работа в тренинге, массовая работа, индивидуальная работа – супервизия проведенных случаев с подростками и руководителями ШСП, работа с педагогическими коллективами школ (реализация программы «Ковер мира», проведение городских акций, слета «Совершите чудо-руку протяните», форума «Мир открытых дверей, Больших психологических игр («Война и мир», «Созвездие», «Наше время») , дискуссионного клуба «Мир без жестокости», интерактивной олимпиады, фото- и видеоконкурсов, участие в муниципальных и краевых конкурсах «Школьная служба примирения – 2009 (2010)», ведение обучающих семинаров-практикумов  «Восстановительные технологии в работе учителя», «Активные формы обучения поведению в конфликтной ситуации»).

3 этап – заключительный (ноябрь-декабрь 2010). Подведение итогов реализации проекта.

Результаты:
1. Обучены волонтерские команды для всех школ города Кунгура (обучение прошли 173 подростка);
2. Интерес к обучению подростков и руководителей школьных служб примирения – в течение двух лет велось обучение новых групп, которые вливались в состав ШСП, а также проводились новые занятия для уже обученных лидеров и команд волонтеров;
3. Подростки сами ведут примирительные программы в своих учебных заведениях (за 2 года волонтерами в школах проведены 23 программы с положительным результатом – примирение сторон);
4. Лидеры школьных служб примирения проводят PR – акции в своих учебных заведениях;
5. Волонтеры участвуют в муниципальных и краевых конкурсах по восстановительным технологиям;
6. Активное участие волонтерских команд в общегородских мероприятиях, акциях, больших психологических играх, слетах, форумах, конференциях;
7. Подростки группы социального риска, прошедшие обучение по программе, не являются участниками конфликтных ситуаций в школе и не дают повторных правонарушений (по данным КДНиЗП отмечен единственный случай).

В настоящее время опубликовано 2 статьи о проводимых мероприятиях для команд волонтеров школьных служб примирения в Кунгуре. Это публикации в газете «Школьный психолог» в рубрике «Вести из регионов». В №12 «Школьного психолога» за 2009 год публикация о БПИ «Война и мир»; в №8 за 2010 год публикация о городском форуме по толерантности «Мир открытых дверей».


 Бабина Юлия Николаевна - педагог-психолог отдел «Муниципальная служба примирения» Центр диагностики и консультирования г. Кунгура.

Публикации:

статьи в газету «Школьный психолог» в рубрику «Вести из регионов» №№10,17, 2005, №7, 2006  №9, 2007, №9, 2008, №12,14, 2009, №8, 2010, разработки родительских собраний «Роль отца в воспитании ребенка» №9, 2007,

«Школа и семья: согласуем цели» №16, 2010;

тезисы в сборниках: «Одаренность с позиции педагога и учащегося» сборник «Одарённый ребёнок в образовательном и социальном пространстве», Пермь, 2005,

«Рефлексивная деятельность как способ повышения эффективности учебного процесса», сборник «Гражданское образование в решении проблемы повышения эффективности педагогического труда», Кунгур, 2009,

«Использование притчи (метафоры) в работе психолога» , Сборник «Психологическая наука и практика – образованию и социальной сферы Прикамья» Материалы IФорума психологов Прикамья. 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su