Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Проект социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети интернет» (учебно методическое пособие)


Авторы:

 Актуальность 

Реализация «Проекта социально- психологической  адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет» будет способствовать формированию не только новой социальной сети, но и реальному достижению людьми с ограниченными возможностями здоровья равных прав на образование и активную творческую жизнь.

Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности при проведении экономических реформ в России, люди с ограниченными возможностями здоровья занимают особое место. Они острее воспринимают экономическое и социальное неравенство, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий. Численность инвалидов в стране постоянно растет! С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов.

Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты.

Вместе с тем, положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации людей с ОВЗ особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса. Медленно реформируется система профессионального образования инвалидов, не обеспечивается необходимый уровень финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений.

Значительные трудности в реализации равных прав со здоровыми людьми связаны также с особенностями отношения нашего общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Общество не просто должно знать, что есть инвалиды, оно должно постоянно получать правильную информацию об их жизни и проблемах. «Проект социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет» как раз направлен на социальное партнерство.

Сущность проекта
- Реализуется комплексная программа по работе с инвалидами на базе Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Межрегиональный открытый социальный институт». Программа включает работу по социальной и психологической  адаптации инвалидов, способствует их общению, самореализации, профессиональному образованию и трудоустройству. 
- Организация работы сайта «Мир, открытый для общения».

Инвалидам для полноценного развития необходима взаимная связь с внешним миром. Эту проблему может решить Интернет, который становится все ближе. Им Интернет может дать то, чего в обычной жизни им так не хватает: предоставить шанс “жить полноценной жизнью”, почувствовать себя личностью.

Круг общения инвалидов обычно ограничен. Интернет же позволяет завести знакомых в любой точке земного шара. Он хорош тем, что при сетевом общении не важен ни возраст, ни цвет кожи, ни внешность собеседника. На первый план выходит его внутренний мир. Все это практически нивелирует барьеры, мешающие свободному общению: в Интернете все равны. То, как к тебе будут относиться другие участники виртуального мира, во многом зависит от тебя.

Кроме общедоступных форумов, существуют специализированные, созданные для инвалидов и их опекунов. Они делятся своими проблемами, способами их решения или просто общаются.

Инвалиды, несмотря на доступность различных СМИ, зачастую не имеют возможности своевременно следить за изменениями в законодательстве.

В Интернете поистине безграничные возможности для тех, кто хочет как-то себя проявить.

Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо обладать знаниями. К сожалению, инвалиды ограничены в возможности получить полноценное образование. Но на помощь могут прийти различные технологии дистанционного обучения, многие из которых используют Интернет-ресурс. 

Метод удаленной работы через Интернет (“фриланс”) медленно, но верно завоевывает российский рынок труда.

Социальная, научная и практическая значимость
Комплексный подход к решению проблем людей с ОВЗ, включающий в себя образование, трудоустройство, общение, консультирование специалистов, творческую самореализацию, вовлечение в общественную жизнь; использование коммуникационных возможностей сети Интернет.

Реализация проекта позволит увеличить число поступающих выпускников школ РМЭ  до 100 человек, кроме того, обучаться смогут и те люди с ОВЗ, которые окончили школу несколько лет назад.

Приемная комиссия будет рассылать всем школам РМЭ, где обучаются дети-инвалиды, информационные бюллетени для всех поступающих. Абитуриентов, желающих поступить в МОСИ, посещают консультанты-студенты психологи  на дому. Такая консультативная служба не является всеобъемлющей и не оказывает специализированной помощи. Но она необходима для того, чтобы абитуриент и МОСИ взаимно подтвердили намерение сотрудничать друг с другом. Планируется внедрение дистанционной программы довузовской подготовки абитуриентов - инвалидов.

Консультативная служба оказывается востребованной в случаях, когда определенного рода страхи студента мешают эффективному процессу обучения. Скорее всего, это реакция на новый предлагаемый образ жизни. Помощь абитуриентам и студентам-инвалидам в прохождении этого трудного психологического периода может стимулировать рост самоуверенности и успеваемости.

Значение для развития психологии
Создан сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья, изучаются социально-психологические проблемы людей с ОВЗ, изучаются психолого-педагогические условия их успешной социально-психологической адаптации.

Аудитория
Люди всех возрастных групп с ограниченными возможностями здоровья

Цель проекта:
• на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет способствовать социальной и психологической адаптации  адаптации, получению профессионального образования, трудоустройству, самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья; 
• через проведение заочных и он-лайн консультаций со специалистами помочь выработать людям с ограниченными возможностями здоровья конкретные практические шаги для реабилитации и раскрытия своих потенциальных способностей и начать использовать их в своей жизни;

Для реализации цели проекта предлагается решение следующих задач:
- организация работы сайта «Мир, открытый для общения»; 
- предоставление информации о возможности получения профессионального и дополнительного образования с использованием дистанционных технологий обучения в МОСИ;
- повышение активности молодых инвалидов и их родителей в реализации права на образование;
- мониторинг круга проблем, характерных для людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл;
- индивидуальное консультирование специалистами разных социальных сфер по запросам посетителей сайта;
- организация социального партнерства для обеспечения самореализации неограниченных (безграничных) способностей людей с ограниченными возможностями здоровья;
- участие студенческой молодежи- будущих психологов  в социальном партнерстве;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении творческого потенциала инвалидов.

Основное содержание проекта и его этапы (2009-2012 гг.)
Механизм реализации проекта предполагает организацию работы сайта «Мир, открытый для общения» и состоит из 6 этапов: информационный, координационный, методический, организационный, практическая реализация проекта, аналитический. 
Основным инструментом реализации проекта, его целей и задач, является Интернет-ресурс, который решает проблемы социальной  и психологической адаптации, профессионального образования и трудоустройства людей с ОВЗ.
 
Описание проекта
В качестве основного механизма достижения поставленных целей и задач выступает сайт «Мир, открытый для общения». Реализация проекта состоит из 6-ти этапов.
I. Информационный этап. Этот этап включает в себя получение информации о положении людей с ОВЗ в стране и республике.
II. Координационный этап, общая На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы в качестве волонтеров. Целью проекта является активизация широкого круга студенческой молодежи,  в том числе и будущих психологов, вовлечение ее в сферу социального партнерства и формирование у них активной гражданской позиции. 
III. Методический этап. На этом этапе проводится обсуждение проекта рабочей группой, утверждается календарный план мероприятий. На первом этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, план маркетинга, обсуждается содержание страниц сайта. 
IV. Организационный этап. Данный этап включает два основных события: создание сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений о сотрудничестве.
V. Практическая реализация проекта. Основные мероприятия данного этапа - это обслуживание сайта проведение консультаций психологами, юристами людей с ОВЗ. 
VI. Аналитический этап. В рамках этого этапа предполагается обобщение результатов всех предыдущих этапов, анализ реализации проекта, оценка эффективности проделанной работы. На этом этапе происходит формализация конкретных результатов проекта и написание отчетов. Руководитель проекта представляет отчет о работе волонтеров, используя количественные и качественные показатели. Планируется проведение круглого стола с приглашением представителей всех ведомств и структур, работающих с инвалидами, для подведения итогов реализации проекта.

Результаты
Создан сайт «Мир, открытый для общения».

Опубликовано пособие «Проект социально-психологической адаптации, профессионального образовании и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования коммуникационных инструментов  сети  Интернет». Публикации в сборниках научных статей Всероссийских конференций и СМИ РМЭ.
200 пользователей сайта. Администратором стал студент с ОВЗ.

Реализация проекта в долгосрочной перспективе
Успешная реализация проекта будет способствовать:
- становлению активной гражданской позиции и позитивных жизненных стратегий у студенческой молодежи;
- образованию позитивного общественного мнения в отношении потенциала инвалидов;
- повышению качества подготовки специалистов.


Игумнова Галина Витальевна - кандидат педагогических наук, практический психолог, профессор кафедры психологии и педагогики, член-корр. МАНПО.

Сфера научных интересов: качество подготовки  студентов к профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Основные публикации.

Количество публикаций:135; среди них 30  учебных и учебно-методических пособий и 1 монография.

  1. Методы разрешения конфликтов: методические указания по спецкурсу.-  Йошкар-Ола: МарГУ, 1996.-64с.
  2. Умения и навыки самоменеджмента как факторы конкурентноспособной личности// Европейское сотрудничество: проблемы и перспективы развития: Материалы европейской региональной конференции Йошкар-Ола, 1998.-С. 110-111.
  3. Роль эмпатии и рефлексии в формировании коммуникативной компетентности личности// Университеты как центры развития региона: IIРоссийско-Американская региональная конференция.- Йошкар-Ола, 1999
  4. 4Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к профессиональной деятельности //Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования.- Йошкар-Ола-Сургут, 2000.-С. 29-30
  5. Личность специалиста как показатель качества высшего педагогического образования// Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Москва-Армавир, 2003.- С. 148-152
  6. Готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности как основа самосовершенствования личности/ В.И. Андреев //Известия РАО.-2004. № 2.- С. 27-35. ( статья ВАК)
  7. Диагностика и развитие толерантности как профессионально-важного качества будущего специалиста //Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции.- Казань, 2006.- С. 113-115.
  8. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых //Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Качество подготовки специалистов в негосударственном вузе» МФ МОСУ.- Йошкар-Ола, 2006.- С.26-31.
  9. Конфликтология: учебное пособие.- Йошкар-Ола: МОСИ, 2006.- 126 с.
  10. 10.Методика преподавания психологии: учебное пособие.-Йошкар-Ола, МОСИ, 2008. – 212с.
  11. Студент как субъект образовательного процесса: монография .-Йошкар-Ола, МОСИ, 2008.- 100с.
  12. Психологическое благополучие студента как показатель адаптированности к вузу// Проблемы психических состояний: теория и практика. Всероссийская научно-практическая конференция.--Казань, КГУ, 2008.
  13. Психология самоменеджмента учебной деятельности студента: Учебно-методическое пособие. –Йошкар-Ола: МОСИ, 2009. – 104с.
  14. Качество образования: системно-критериальный подход: учебное пособие-Йошкар-Ола, МОСИ, 2009.-245с.
  15. Социально-психологическая адаптация будущих специалистов: теоретический аспект//Адаптационные возможности молодежи в современном российском обществе.- СПб, 2009.-С.336-339.
  16. О Проекте социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет / О.В. Шишкина, // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем. Материалы ХХ Всероссийской научной конференции, 24-25 марта 2010 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 219-221.
  17. Социальная педагогика: Учебное пособие. - Йошкар-Ола,2010.-527с.
  18. Проект социально-психологической адаптации адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет / О.В. Шишкина .- Йошкар-Ола, МОСИ,2010.- 120 с.

 

Шишкина Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики, психолог.

Сфера научных интересов: психолого-педагогическое сопровождение обучаемых, формирование экологического сознания будущего психолога.

Публикации:

  1. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования: Монография / О.В. Шишкина. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – 164с.
  2. Социальная педагогика: учебное пособие / Г.В. Игумнова, о.В. Шишкина. – Йошкар-Ола: МОСИ; ООО «СТРИНГ», 2010. – 516 с.
  3. Философско-методологические подходы к формированию экологической культуры // Восьмые Вавиловские чтения. Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики: Материалы постоянно действующей междисциплинарной научной конференции с международным участием / Под общей редакцией проф. В.П. Шалаева. В 2 ч. – М.-Йошкар-Ола, 2004. – Ч. 1. – С. 88-90.
  4. Формирование экологической культуры специалистов // Методист. – М.: АПКиППРО, 2005. - № 5. – С.46-48.
  5. Использование информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: Материалы третьей научно-практ. конф. – Йошкар-Ола, 2006. – С. 182-187.
  6. Формирование профессионально важных качеств будущего психолога в процессе исследовательской работы студентов / О.В. Шишкина, С.О. Глушков // Формирование профессиональной компетентности психолога и педагога в разных типах образовательных учреждений. – Йошкар-Ола, 2008. – С. 95-100.
  7. Профессиональное самоопределение будущих специалистов-психологов в условиях вуза // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста: теория, опыт, проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР и НИРС за 2007-2008 учебный год, 26 мая 2008 г. – Йошкар-Ола: МОСИ, 2008. – С. 39-46.
  8. Формирование экологического сознания личности как фактор становления современного специалиста / Г.Г. Журавлева, О.В. Шишкина // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности. Материалы XIXВсероссийской науч. конф., 29 июня – 1 июля 2009 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – С. 133-136.
  9. Социальная мобильность личности как важное качество современного выпускника / О.В. Шишкина, Е.С. Яковлева // Инновации и традиции в современном образовании. Материалы IМеждународной научной Интернет-конференции, 20-30 мая 2009 г. – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2009. – С. 273-275.
  10. Особенности экологического сознания студентов МОСИ // Проблемы управления качеством образования: практика и анализ. Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием, 17 апреля 2009 г. – Йошкар-Ола: МОСИ, 2009. – С.19-23.
  11. О Проекте социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети интернет / О.В. Шишкина, Г.В. Игумнова // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем. Материалы ХХ Всероссийской научной конференции, 24-25 марта 2010 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 219-221..
  12. Психологическое сопровождение развития социальной мобильности личности в средней школе / О.В. Шишкина, Е.С. Яковлева, Л.Е. Кузьмина // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Материалы  Первой Международной научно-практической конференции, 24-26 ноября 2010 г. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – С. 364-369.
  13. Проект социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет / Г.В. Игумнова .-Йошкар-Ола, МОСИ,2010.- 120 с.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su