Введя в науку в 1926 году термин «стресс», канадский учёный с немецким именем и французской фамилией Ганс Селье [Hans Selye] с самого начала рассматривал человека как нечто пассивное, тупо реагирующего на воздействия активно действующей против него иррациональной среды. Определяя стресс как неспецифическую реакцию организма на любое вредное воздействие, он отождествил этим человека с его организмом. Если быть точным, в концепции Ганса Селье [14] понятие «человек» отсутствует вовсе. Многие годы его работы по этой теме не добавили ничего нового. В одной из последних своих работ он, правда, дал более расширенное определение понятия «стресс» - «совокупность стереотипных филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые вызываются любыми сильными, сверхсильными и экстремальными воздействиями на человека, сопровождающимися перестройкой защитных сил организма», однако суть его, при этом, осталась той же. Поставив в своей концепции в качестве исходного понятие «воздействие на», он, тем самым, понятие «стресс» превратил в артефакт. И за ним двинулись толпою его не очень внимательные последователи, направив всю свою энергию на исследование «воздействий». А поскольку на человека всегда что то воздействует, понятие стресс, потеряв определённость, превратилось в нечто аморфное. В настоящее время, как справедливо заметил Ф. Василюк [1], в это понятие каждый вкладывает то, что ему хочется. Л.Китаев Смык видит стресс в тех состояниях, которые возникают у человека при гипер или невесомости [6]. Б. Вяткин понимает под стрессовой ситуацию спортивных соревнований [2]. К сожалению, акцент, характерный для многих специалистов по стрессу, в том числе и для самого Ганса Селье, на физиологических последствиях, происходящих в человеческом организме при стрессе и других кризисных энергетических состояниях, увёл психологов от сути понятия стресс. Благодаря этому появились «хороший» стресс (эустресс) и «плохой» (дистресс) [14]. К психическим же причинам, вызывающим эти физиологические изменения, внимание и сейчас ещё весьма скудное. Робкие попытки разобраться в психологических причинах возникновения неспецифических физиологических реакций, являющихся по своей сути псевдоадаптацией к стрессогенной ситуации, были сделаны в работах Р. Лазаруса, П. Фресса, Ф. Василюка и др. [9, 21, 1]. Однако, на наш взгляд [4], такие попытки могли бы стать действительно успешными, если бы человек в их концепциях был активным - действующим, пробующим, предпринимающим. И второе, эта проблема не решается без детально разработанного понятия энергия.
Понимание энергии в психике развивалось крайне драматично. С одной стороны, все согласны с тем, что любой психический процесс является энергопотребляющим, с другой стороны - полное игнорирование этого аспекта в работах по любому психическому процессу. Те же работы, в которых понятие энергии декларировалось, оно воспринималось, в лучшем случае, абстрактно, в худшем - без доверия, как бы условно. Например работы по магнетизму, либидо, восточной медицине. Поэтому, начнём с понятия энергия. Сначала в других науках, а затем и в психологии.
ЭНЕРГИЯ
1. Современные точки зрения на энергию.
В традиционной восточной медицине энергия («ци») делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя энергия образуется при соединении двух компонентов внешней энергии: 1) «космической пищи», поступающей в человека через лёгкие и 2) «земной пищи», поступающей в человека через кишечник. Если поступление какого либо компонента прекращается, человек гибнет от энергетического голода. Внутренняя энергия понимается как метафизическая сущность, которая «кормит» все органы человеческого организма. Поступает она к ним по специальным каналам: 12 парным и двум непарным, так называемым, меридианам. Затор на канале, сокращающий поступление необходимого органу количества энергии, приводит к заболеванию этого органа. Диагностика в традиционной восточной медицине как раз и заключается в поиске таких «заторов», а её методы - это методы ликвидации этих «заторов». Энергия в традиционной восточной медицине понимается как нечто единообразное, имеющее количественную меру и циркулирующее по своим, строго очерченным, меридианам.
Психоанализ начался с энергии, «нагрянувшей нечаянно, когда её совсем не ждали». Как любовь, и связанная с любовью. Ни слова не говоря об общей, известной из учебников по физике, энергии, Зигмунд Фрейд декларирует новую, специфическую сексуальному побуждению, энергию - либидо. С развитием психоанализа акцент в понятии «сексуальное побуждение» постепенно сместился с «сексуальное» на «побуждение». И либидо как то незаметно стало энергией всех побуждений. Сначала бессознательных, подчиняющихся «принципу удовольствия», т.е. «id» или «Оно». Потом оказалось, что другая психическая структура, «Я», оно же «Еgo» или «Iсh», также имеет побудительный характер, и тоже обладает энергией, блокирующей те побуждения «оно», которые не подчинялись «принципу рациональности» этого «Я». Здесь мнение З. Фрейда менялось. Сначала «Я» у него имело свою специфическую энергию, затем он пришёл к выводу, что энергия «Я» - это, всё таки, нарцисстическая часть либидо. Его «Супер Эго» (или Идеальное «Я») также имело энергию, которой оно блокировало рациональные, но антисоциальные побуждения «Я». Однако на эту тему З. Фрейд не высказывался, а остальных больше волновало содержание «Супер-Эго», чем его энергетическая сторона. В конце своей жизни З. Фрейд ввёл новую энергию - мортидо, энергию влечения к смерти. Справедливым будет сказать и то, что, кроме тех нескольких, усвоенных современной психологией идей З. Фрейда, в его работах имеется ещё море «сырых» идей и выводов, не вписывающихся ни в «тот» психоанализ, ни в нынешнюю психологию. З. Фрейд мучительно, но честно и умно пытался разобраться в энергетике психики, и к концу жизни он накопил такое количество этих «сырых идей», что мог бы предложить мировому сообществу новый психоанализ. Как сказали бы сейчас – психоанализ нового поколения. Негативную роль в этой интеллектуальной эволюции сыграли частичная потеря им свободы мысли в связи с увязанием в болоте дискуссии с Юнгом и Адлером, а также неблагоприятная гитлеровская среда и смерть.
Точке зрения З. Фрейда, с её обилием видов энергии, противостоит другая точка зрения, тоже психоаналитика, К.Г. Юнга. Энергия у него особая, но единая, общепсихическая. Создавая судьбоанализ, Леопольд Зонди [5] встал на позицию многообразия видов энергии. По их количеству он превзошёл даже З. Фрейда. Их у него восемь - по количеству отдельных побудительных факторов. Вступая по этому вопросу в спор с К.Г. Юнгом, Л. Зонди [5] пишет: «...в учении о побуждениях судьбоанализа отвергается введённая по аналогии с законами физики и химии гипотеза о взаимопревращении психической энергии; последняя, на наш взгляд, отнюдь не вексель, который можно в любой момент обменять на другую валюту».
Итак, в психоанализе, не вспоминая об энергии, которую человек тратит, выполняя физическую работу, констатируют наличие особой психической энергии - единой, как у К.Г. Юнга, или разнообразной, как у З. Фрейда и у Л. Зонди.
Следует отметить ещё и то, что и у З. Фрейда, и у Л. Зонди энергия, и количественно и качественно ассоциируется с жидкой субстанцией, типа воды в почве. У них она течёт и накапливается, а, накопившись, разряжается.
Естественнонаучная точка зрения физиков и химиков. Самая авторитетная и наиболее подробно разработанная. Объясняет процессы протекающие как в космосе, так и в атомном ядре. Согласно этой точке зрения энергия едина, но может накапливаться, высвобождаться, переходить из одного состояния в другое. Например, превращаться из химической в электрическую, из потенциальной в кинетическую, и т.д. и т.п. Переходя из состояния в состояние, энергия подчиняется закону сохранения энергии. Она не является материей, но не существует вне материи. Эта точка зрения в настоящее время доминирует и изучается в школе как единственно верная. Её недостатки: а) все её закономерности определены в неживой природе; б) будучи неспособной объяснить энергетику живой природы, она враждебно относится к любым попыткам сделать это без неё.
Естественнонаучная точка зрения биоэнергетиков. Не вступающая в противоречие с предыдущей точкой зрения, но пытающаяся преодолеть её ограниченность. Имеет широкое научное признание, однако, пока ещё, недостаточно популярна. Связана с именами нобелевского лауреата П. Митчела и российского академика Владимира Скулачёва [16]. Первые работы были опубликованы в 1962 году. Именно она легла в основу нашей концепции [3], в которой сделана попытка интегрировать все перечисленные точки зрения. С одной стороны, она является более общей по отношению к указанным точкам зрения, с другой стороны, она объясняет энергетику психических процессов человека.
2. Понятие энергии в динамичной психологии.
Человек действует всегда, реализуя имеющиеся возможности соответствующих своих действий по изменению либо самоизменяющейся окружающей среды, либо себя. Возможности, в свою очередь, делятся на внешние (принадлежащие среде в виде благоприятных обстоятельств) и внутренние (принадлежащие его организму, телу, личности). Одной из внутренних возможностей любого действия человека является энергия, необходимая на его выполнение. Из этого следует, что энергия - это универсальная возможность всех действий, за счёт которой и происходят все изменения в человеке, и в окружающей его среде. Лишь затрачивая энергию, человек получает все необходимые для него изменения. Поскольку она не исчезает, а передаётся от процесса к процессу, она подчиняется закону сохранения энергии. Для совершения любого конкретного действия необходимо не любое, а определённое количество энергии. Энергия необходима человеку не только для сокращения мышц, но и для других процессов, в том числе психических. Например, мышления, запоминания, восприятия, побуждения к установлению контакта, проявления чувств, страстей и т.д.
В человеке энергия может находиться в трёх основных состояниях: 1. в субвнешнем (еда в желудке, кишечнике, и кислород в лёгочном пространстве); 2. в связанном (в виде углеводов, жиров и белков его организма); 3. в готовом к реализации (в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, и протонного потенциала в митохондриях клеток его организма).
Энергия, находящаяся в связанном состоянии, не способна выполнить никакую работу. На это способна лишь энергия, готовая к реализации. Но, для того, чтобы энергия перешла из состояния связанной в состояние готовой к реализации, она должна ещё пройти многоступенчатый путь химических реакций, в том числе и окисление кислородом. Этот процесс, в результате которого энергия углеводов, жиров, и даже белков, накапливается в виде АТФ и подъёма протонного потенциала в митохондриях, мы называем производством энергии. Кстати и кислород от лёгких до митохондрий также проходит ступенчатый путь. Следует учесть и то, что производство энергии требует определённого времени и своих энергетических затрат. Близкие к высказанным здесь идеям были, правда в зачаточном виде, ещё у З. Фрейда. Привожу для сравнения цитату из его работы «По ту сторону принципа удовольствия»: «Как новый фактор мы рассматриваем гипотезу Брейера, который считает, что имеются две формы наполнения энергией, причём следует различать одну, свободно текущую и стремящуюся к разрядке, и другую, покоящуюся зарядку психических систем (или их элементов). Мы, может быть, остановимся на предположении, что «связанность» энергии, вливающейся в психический аппарат, заключается в переходе из свободно текущего состояния в состояние покоя».
По мнению биоэнергетиков клетка использует свои энергетические ресурсы для того, чтобы получить АТФ, а затем тратит эту АТФ, оплачивая ею всевозможные виды работ. Иными словами, АТФ играет в человеческом организме роль валюты, которая сперва накапливается, а затем уже используется в качестве оплаты за любую работу, производимую организмом. Академик Владимир Скулачёв [16] обнаружил, что в организме человека «имеют хождение» одновременно две «энергетические валюты» - АТФ и протонный потенциал. Также последними исследованиями биоэнергетиков было установлено, что митохондрии имеют не форму зёрен, как считалось ранее, а сети, связывающей в единое целое все клетки организма. Кружочек, наблюдаемый под микроскопом - это не зерно, а срез нити названной сети. Этим открытием традиционная восточная медицина, имеющая многовековую историю, наконец то получила естественнонаучный субстрат своей концепции энергетических каналов, а мы - ответ на вопрос: «Как энергия оказывается не только к нужному моменту, но и в нужном месте?». Ведь теперь всем стало видно, что готовая к реализации энергия может попадать в единую энергетическую сеть в любых её точках, и тратиться в любом месте человеческого организма.
Под потреблением энергии, в химическом смысле, понимается расщепление АТФ на АДФ (аденозиндифосфорную кислоту) и фосфорный радикал. Выделяемой при этом расщеплении энергией и обеспечивается любой процесс, протекающий в человеческом организме, любые целенаправленные изменения внутренней и внешней среды человека. Что касается химических аспектов как производства энергии, так и его потребления в человеческом организме, то биоэнергетиками они изучены самым тщательным образом. Однако их, в конечном счёте, волнует один вопрос - какое промышленное применение можно предложить найденным закономерностям? Вопрос же, который волнует нас в значительно большей степени - психическая регуляция процессов производства и потребления энергии в человеческом организме - у биоэнергетиков считается несущественным. В настоящее время известны четыре механизма энергетической регуляции: эндокринный, вегетативной нервной системы, центральной нервной системы и бессознательный (глубинно-психологический). В данной работе основное внимание мы уделим последнему из них.
3. Регуляция процессов производства и потребления энергии.
Процессы производства и процессы потребления энергии должны быть согласованы между собой. Планируя своё поведение в рациональном мире, или прогнозируя его для иррационального мира, человек бессознательно рассчитывает примерное количество энергии, которое он потратит, и производит это её количество к соответствующему моменту. Утомление наступает тогда, когда человек уже не в состоянии произвести то количество энергии, которое ему необходимо для выполняемой им работы. Вследствие этого, у человека возникает потребность прекратить выполняемую работу для восстановления способности энергопроизводства. Близким к понятию утомление, является понятие усталость. Если человек выполняет работу, которую он оценивает как малоценную, бессмысленную, производство энергии на её выполнение внутренне блокируется. Субъективно человек чувствует утомление, хотя затраченные им усилия минимальны. Если же прогноз энергопотребления, в связи с переоценкой трудности решаемой задачи, оказался ошибочно завышенным, и человек произвёл энергии больше, чем ему понадобилось, он оказывается в состоянии так называемого энергетического возбуждения. Количество именно такой, не привязанной к планам, безадресной энергии говорит о степени энергетического возбуждения. Поскольку при рациональной регуляции такие ошибки встречаются крайне редко, значительно чаще они бывают при эмоциональной регуляции, энергетическое возбуждение чаще называют эмоциональным возбуждением.
Примеры на ошибочную рациональную гиперпродукцию энергии, создавшую энергетическое возбуждение:
- Человек собрался в очередной раз подыматься на четырнадцатый этаж дома с неработающим лифтом. Подойдя к лестнице с количеством энергии, необходимым для выполнения этой работы, он увидел, что лифт работает. Человек, поднявшись на четырнадцатый этаж на лифте, невольно оказывается в состоянии энергетического возбуждения.
- Девушка, возвращаясь домой поздно ночью, видит, что навстречу ей по безлюдной улице идёт мужчина, который многократно её домогался, угрожая применить силу. Она резко увеличивает продукцию энергии для предстоящего оказания физического сопротивления или побега, но это оказывается совсем другой человек, лишь внешне похожий на её преследователя. Ей нет нужды убегать или оказывать физическое сопротивление, и она оказывается в состоянии энергетического возбуждения.
Человек к своему энергетическому возбуждению может относиться либо позитивно, либо негативно. Сначала варианты позитивного отношения к энергетическому возбуждению. В состоянии эмоционального возбуждения человек чувствует себя способным выполнить много чего, чуть ли не чувствует себя всемогущим. Ибо на выполнение всего, чего бы он ни захотел, у него есть лишняя энергия. Правда, он не может выполнить всё, только, что то одно из этого. Но на это не обращается внимание. Если понимать энергию как деньги, эмоционально возбуждённого человека можно сравнить с человеком, у которого появились «лишние» деньги. Он чувствует себя способным купить и то, и это, практически всё. Правда, после того, как он купит что нибудь одно из этого, он лишится «лишних денег» и потеряет чувство всемогущества. Есть люди, для которых состояние эмоционального возбуждения является самоцелью. Они его достигают либо химическим путём - через всевозможные допинги, типа крепкий кофе, чифирь или лекарственные препараты, другие - через так называемые «острые ощущения». Например - падать с моста в реку, привязав себя к мосту резиновым тросом так, чтобы не долететь до воды всего лишь пару сантиметров, или участвуя в забеге быков по улицам испанского города, рискуя быть поднятым быком на рога. Эмоциональное возбуждение достигается и у футбольных или хоккейных болельщиков на стадионе во время матча, и у слушающих музыку на концертах рок певцов, и у азартных игроков во время игры. Есть даже тип людей, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения почти всё время, пока они бодрствуют. Это так называемые экзальтированные личности. Эмоционального возбуждения они достигают за счёт искусственной драматизации происходящего вокруг них и с ними. Однако, и на это следует обратить внимание, человек не может сознательно, т.е. произвольно, наработать больше энергии, чем ему необходимо. Эмоциональное возбуждение достигается либо через обман внутренней регуляции, либо в состоянии неопределённости и угрозы человеку. Со вторым условием в большей степени связано такое эмоциональное возбуждение, к которому человек относится негативно.
Ибо человек в состоянии эмоционального возбуждения очень легко может совершить поспешное, не прошедшее рациональный контроль, действие, которое может принести ему вред, а возможно, что и значительный. Поэтому, «Я» человека, оценивая эту «лишнюю», бесконтрольную энергию, как потенциально опасную, и, чтобы не допустить несанкционированной со стороны «Я» разрядки энергии, выделяет энергию сдерживания, которой, в свою очередь, эта «лишняя» энергия блокируется. В результате этого эмоциональное возбуждение переходит в эмоциональное напряжение, характеризующееся ростом противоборства названных двух энергий - свободной и сдерживания.
Количество производимой энергии человек может увеличивать или уменьшать, но лишь в определённых границах, которые у разных людей могут различаться, и иногда значительно. Например, у молодого и у старого, у физически тренированного и у физически слабого и т.д.
4. Страх и тревога.
Бытующее в официальной психологии представление о страхе и тревоге чаще всего даётся вроде бы правильное, но приблизительное, размытое, с акцентом на нескольких конкретных побочных моментах. Облегчая себе задачу, многие авторы дают одно понятие через другое. Возьмём «Краткий психологический словарь» [8]. В нём тревога и страх даны, как состояния, возникающие в ситуации угрозы. Только страх – это когда угроза предметна, а тревога, когда она беспредметна, неопределённа, а то и неосознаваема. И, как следствие, вывод: «Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх» [8]. В «Психологическом словаре» [11] тревога также определяется как «эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующегося неопределённым ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность». То есть, тревога – это разновидность страха, а страх – это тревога в случае конкретной угрозы. И, как ни странно, такое представление о страхе и тревоге устраивает многих. Но военные психологи заметили, что страх охватывает бойцов значительно чаще до и после боя, когда нет ситуации угрозы, чем во время боя, когда она есть. Родители в тревоге – уже темнеет, а их дочери нет дома. Им ничего не угрожает, она просто возле подъезда обсуждает с подружками свои сердечные дела. Или человек подал свои документы на конкурс. Конкурс огромен, надежды, что именно его возьмут на работу, практически нет. А в душе тревога. А вдруг возьмут? Где же здесь угроза? Не говоря уже о тревоге, с которой ты просматриваешь таблицу выигрышей тиража лотереи, держа в руке свой лотерейный билет.
Современные психологи, хоть и безрезультатно, но старательно пытаются понять природу упомянутых явлений через анализ качеств человека, находящегося в состоянии страха, соответственно тревоги. Например, «Реакции тревоги ... проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышения артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижении порогов чувствительности и т.п.» [11]. При этом легко путается происходящее в человеке с той лишь его частью, которая осознаётся. И, к сожалению, психолог, анализирующий «своё» понятие сквозь призму «чужих», как правило, относится к этим, «чужим» для него понятиям, легкомысленно, придавая им любые, случайные, но удобные для него в данной ситуации, значения. Так, хорошо поработавший над пониманием «своего» понятия тревога Ч.Д. Спилбергер (США), в качестве единственной причины возникновения тревоги ставит «чужое» для него понятие стресс. Последний он понимает как «...условия окружающей среды, которые характеризуются определённой степенью физической или психологической опасности». «Такое определение стресса более точно, – отмечает Спилбергер, – чем то, которое используется в настоящее время» [17]. И рад бы поверить этому мнению Спилбергера, но в той же статье встречаешь, противоречащее сказанному, другое его утверждение: «Когнитивная оценка опасности влечёт за собой состояние тревоги или возрастание наличного уровня интенсивности этого состояния» [17]. В этой фразе «физическая или психическая опасность» (т.е. объективная причина) лёгким движением пера превращается в «когнитивную оценку опасности» (т.е. субъективную причину). К слову, наше, принципиально иное, представление о стрессе будет дано ниже. Более близко нам понимание Спилбергером понятия страх: «эмоциональная реакция избегания определённого ущерба, возможного вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении. Определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей её». Плохо только, что фобии не вписываются в это определение.
И ещё одно обстоятельство удручает при знакомстве с упомянутыми определениями понятий страх и тревога – в них часто можно встретить слова «интенсивность реакции», но никогда слово «энергия». Хотя, значительно раньше, при исследовании Зигмундом Фрейдом понятия страх в психоанализе, присутствует именно оно. Правда, под псевдонимом либидо. Хотя З.Фрейд и посвятил страху отдельную монографию, он постоянно пользуется им и в дру гих своих работах. Причём, в качестве фундаментального понятия психоанализа. Сначала краткое изложение его точки зрения по общепсихологическому пониманию страха: «Испуг, страх и боязнь безосновательно употребляются как синонимы. Хотя их можно чётко разграничить по их отношению к опасности. Боязнь означает осознанное состояние ожидания опасности и подготовки к ней, даже если опасность на тот момент и неизвестна; страх требует определённого объекта, который, именно, и вызывает этот страх; испугом называется состояние, в которое впадает человек, оказавшийся в опасности, к которой он не подготовлен. Это понятие (испуг) подчёркивает момент неожиданности. … В боязни есть что-то, что предохраняет от испуга...» [19]. «... страхом выражается отступление перед опасностью» [20]. У Фрейда страх – это защитная реакция в борьбе с актуально более сильным врагом. Нападающий в этой борьбе запугивает. Например, «Сверх Я» запугивает «Я», вызывая у последнего страх совести. Фрейд категорически против того, чтобы любой страх считать разновидностью страха смерти. «Механизм страха смерти состоит в том, что «Я» отказывается от значительного количества нарцистического либидо, то есть от значительной части себя, аналогично тому, как «Я» отказывается, в случае страха, от других объектов» [20]. Иными словами, при страхе «Я» жертвует часть себя, чтобы сохранить себя в целом.
Если мы рассмотрим все страхи, какие только могут быть, мы увидим в них то общее, что их объединяет. Страх всегда является аффективной реакцией избегания чего-то, что имеет место в настоящем, должно иметь место в будущем, или, даже, имело место в прошлом. Сама по себе тенденция избегать ещё не является реакцией страха. Мы всегда предпочитаем одно, избегая другое. Более того, то, что избегается в одной ситуации, может стать предпочитаемым в другой. Избегание становится страхом, если его тенденция получает неограниченный доступ к энергии, становясь неуправляемой со стороны других тенденций. Страх делает человека аффектоуправляемым, временно лишая его раcсудка. Иррациональный человек значительно чаще, чем рациональный управляется страхами. Цель страха – остановить развитие негативного по отношению к личности процесса. Возьмём страх высоты. Он абсолютно незаметен, когда вы сидите в своей квартире на девятом этаже, в кресле возле телевизора. Его тяжело обнаружить и когда вы находитесь на большой высоте, но внутри самолёта или вертолёта. Но когда вы на крыше многоэтажного здания подходите к краю крыши, он возникает, так как ваше «Я» оценивает ваше приближение к краю как начало процесса, в конце которого вы можете легко оказаться внизу с таким ударом о поверхность, который лишит вас жизни. Правда, если у вас слабо со способностью к экстраполяции, то страх может появиться уже в полёте вниз. Страх не возникает и при заблуждениях. Когда вы попытаетесь погладить головку понравившегося вам тигра, эта «киска» может испортить вам здоровье. Человек бесстрашно отдаёт все свои сбережения мошеннику, рисуя в своём рациональном воображении, в сознании, вовсе не тот процесс, в котором он реально продвигается к роли «жертвы мошенника». За это, разумеется «пост фактум», знакомые называют такого человека «лохом» или «дураком».
Если человек сознательно движется по негативному процессу к своему логическому концу без выраженного страха, надеясь в какой-то момент перескочить на близлежащий позитивный процесс, мы говорим, что человек рискует. Особенно, если это ему удалось. Если не удалось, его можно отнести его к категории авантюристов. Осознание того, что ты движешься в негативном процессе к нежелательному результату и есть боязнь. Независимо от того является ли этот процесс негативным в действительности, или это тебе только кажется. Осознание того, что пойдя по определённому пути, ты можешь попасть в негативный процесс, есть, по отношению к этому пути, опасение.
Сила страха прямо пропорциональна значению для человека того, что он избегает, и степени близости к завершению нежелаемого процесса в его воображении. Избегаемое можно рассматривать и через понятие отрицательная потребность (см. ниже). В этом случае страх будет аффективной борьбой со стремящейся к реализации отрицательной потребностью. Если в нежелательном негативном процессе человек оказывается внезапно, неожиданно, или с запоздалым осознанием этого, его страх начинается с испуга. Сильный страх в безвыходной ситуации есть ужас или паника. Если в аналогичной ситуации избегаемое жёстко привязано к месту, где оно протекает, страх переходит в оцепенение или паническое бегство (фуги). Завершаться это состояние может и физиологическим аффектом. Ужас более тесно связан со степенью нежелаемого происходящего, паника – с безвыходностью ситуации.
Страх, в отличие от боли, никогда не бывает объективным, он всегда субъективная реакция на происходящее под чужим контролем. Одно и то же происходящее может вызывать страх у одного человека, и не вызывать его у другого. Бандит, наводящий ужас на простых жителей, приводит совсем в иное состояние ищущего его работника угрозыска. Грубо говоря, страх является предвосхищением боли.
Фобия – это фиксированный в сознании страх определённого объекта, или категории объектов, отличающийся алогичностью. Является результатом переноса всемогущества на конкретный объект, или на категорию объектов. Например, в случае канцерофобии человек считает рак всемогущим, а себя абсолютно беззащитным перед ним. Наличие фобии делает человека фобиком.
Страх, с одной стороны, нивелирует работу рассудка, но, с другой стороны концентри рует внимание личности на опасном материальном или идеальном объекте, возможно более могущественном, чем ты.
С помощью страха, путём запугивания, то есть, целенаправленно вызывая страх, можно не только управляться самому, но и управлять другими людьми. Например, взять в заложники человека, и требовать деньги в обмен на жизнь этого человека. Или, пользуясь любимой армейской командой: «Стой! Стрелять буду!». Особенно хорошо управлять с помощью этого метода теми людьми, у которых логика является иностранным языком. Широко этим методом пользуются политики, педагоги, командиры и религиозные деятели. Приверженность этому методу объединяет библию и уголовный кодекс.
Снижать деструктивное воздействие страха на психику можно с помощью рационализации и формализации взаимодействия со средой, целенаправленного расширения своего могущества. Вспомним, каким невероятным могуществом обладал невозмутимый в любой ситуации Остап Бендер. Но, ведь, когда-то и он был мистиком одиночкой, и был в таком состоянии, что его можно было испугать простым финским ножом.
Тревожность напрямую связана с уровнем энергетической мобилизованности человека для решения им своих текущих задач. Устанавливается на основании бессознательной оценки ситуации, требуемых ею энергозатрат. В рациональной, ясной и предсказуемой ситуации тревожность невозможна. В ней человек вырабатывает столько энергии, сколько требуется и всю тратит. Но человек живёт не только в рациональном мире, но и в иррациональном, в котором всё происходит по неведомым для человека законам. В нём может происходить ожидаемое, но может произойти и невероятное. Может произойти приятное [Это кто такой счастливый вдоль по улице идёт? Это кто такой счастливый кошелёк сейчас найдёт?], а может и не очень [Спешил к умирающей тёще, не справился с управлением, оказался в Склифосовского с черепно мозговой травмой и другими телесными повреждениями]. Можно оказаться в благожелательной к тебе среде, в которой можно и расслабиться, а можно и во враждебной, где «ухо надо держать востро» и надо быть готовым к решительным действиям в зависимости от складывающейся ситуации, отвечать ударом на удар противника. А чтобы противостоять враждебной среде надо иметь достаточное для борьбы количество энергии. Тревога – это всегда готовность к борьбе с неизвестным противником. Кроме резервного для таких случаев количества энергии, тревога требует ещё и интеллектуальной и когнитивной мобилизации. Поскольку не известно, сколько может понадобиться энергии, в «резерв» уходит значительная часть выработанной человеком энергии, как бы с запасом на «резкое ухудшение ситуации». Следовательно, энергообеспечение нормальной деятельности человека, его работоспособности, сокращается. Параллельно снижается и интеллектуальное и когнитивное сопровождение нормальной деятельности, в том числе его работоспособности.
Из сказанного логически следует несколько выводов. Более высокий уровень тревожности будет у тех, кто переоценивает могущество среды и недооценивает своё собственное могущество. Безосновательный оптимизм (легкомысленное благодушие) снижает тревожность до нуля. Самопроизвольный пессимизм также снижает тревожность, оценивая борьбу со средой как бессмысленную, обречённую на неминуемое поражение. Опыт и профессионализм снижают тревожность тем, что делают среду более предсказуемой, менее иррациональной.
Поддерживать излишне гипертрофированный энергетический резерв для человека экономически нерационально. Но это как бы его вынужденная плата за свой страх перед будущим. Энергетическое возбуждение тревоги связано с осознанием неопределённости и недоброжелательности по отношению к нему среды, поэтому имеет негативный характер. Если понимать энергию как деньги, при тревоге человек не чувствует, как при экзальтации, энергию возбуждения «своими, лишними деньгами», скорее «деньгами, приготовленными для выплаты налога, требований шантажиста, рекетёра или ГАИшника».
Тревога может, при усилении, перерасти в страх, однако это ещё не даёт нам право путать эти два понятия между собой. Существенное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх направлен на избегание опасного, а тревога на подготовку энергетической мощи человека к встрече с опасным. Тревога перешедшая в страх перестаёт быть тревогой, что бы ни писали в словарях.
5. Распределение произведённой энергии и энергетические траты.
Как это ни неудобно для академических психологов, человек является живым, движущимся, постоянно меняющимся объектом. Причём, движущая его сила находится не вне его, как у летящего футбольного мяча, а внутри. Исходной точкой активности человека являются его гены. Ген, согласно Леопольду Зонди [5], является элементарной материальной частицей хромосомы, которая пытается восстановить в настоящем заложенное в ней состояние, имевшее место в прошлом. Именно в эластичности гена причина активности живой материи. Стремление гена восстановить прошлое состояние называется в судьбоанализе побудительной тенденцией. Производимая человеком энергия распределяется по его побудительным тенденциям, которые и направляют её на удовлетворение своих потребностей. Гены действуют опосредованно, через человека, действующего в окружающей его среде - природной и социальной. А окружающая среда может быть либо благоприятной, либо неблагоприятной для специфических стремлений гена. Следовательно, требовать от гена относительно меньших или больших энергетических затрат. Естественно, человеку выгоднее удовлетворять те потребности, которые для него энергетически «дешевле». С другой стороны, потребность считается сильной, если именно на её удовлетворение человек согласен выделить значительное, чуть ли не «любое», количество энергии. В своём стремлении восстановить состояние, имевшее место в прошлом, ген встречает сопротивление среды. Эту проблему ген может решить двумя путями: а) изменить среду, направить свою энергию на необходимое изменение среды (мужская тенденция); б) изменить себя, затратив энергию на изменение себя в сторону гармонизации со средой, соответствия ей (женская тенденция). Кроме того, энергия может тратиться успешно, выгодно для человека, или безуспешно. На безуспешность стремлений человек реагирует либо резким увеличением количества энергии по этим стремлениям, чтобы переломить ситуацию в свою пользу, либо сменой характера побудительных тенденций - с мужских на женские, или наоборот. В критических случаях энергия направляется одновременно и на изменение среды, и на изменение себя.
Вернёмся к аналогии энергии с валютой. Новорожденный получает от матери не только автономный организм, приводимый в движение его генной структурой, но и первичный энергетический капитал. С первых дней жизни ребёнок пускает этот первичный энергетический капитал в оборот, вкладывая его в те действия, которые ведут к росту этого капитала. Разумеется, это стремление является неосознаваемым, подобно «сверхзадаче» в театральной системе К. Станиславского. Но, если человек не будет ему следовать, наступает энергетическая дистрофия, бессилие, смерть. Возможны и случаи энергетического банкротства, проявляющегося в виде заболевания. А любое заболевание требует, прежде всего, энергетических дотаций. Учитывая сказанное в средине этого абзаца, получается, что человек не «получает энергию из некого источника», а производит и зарабатывает её предпринимательской деятельностью по рациональному вложению своего энергетического капитала. И не всегда одинаково успешно.
6. Психология жировых отложений человека.
Как ни парадоксально, борьба человека со своими жировыми отложениями представляет собой сознательную попытку получить насильственным образом неестественный результат для своего же бессознательного, закономерного процесса формирования этих жировых отложений. Как правило, борцы спасающие «красоту, тонущую в лишних килограммах жира», представляют процесс отложения этого жира как нечто иррациональное, как хаотически стихийный самопроизвольный физиологический процесс, а себя – в качестве ликвидаторов, которые профессионально, то есть за деньги, и довольно немалые, борются с нежелательными последствиями этого процесса в теле обратившихся к ним клиентов. Отрадно, правда, в ней только то, что эта «профессиональная» борьба с жировыми отложениями очень наглядно демонстрирует несостоятельность практически всех её отдельных методов.
Начнём с первого – «есть или не есть». Этот гамлетовский вопрос мучит в большей степени тех, кто борется со своими килограммами недоеданием. Во всемогущество этого метода верят до фанатизма как действительно толстые, так и те, которые таковыми считают себя лишь они сами. Этим методом создаётся «образ врага», персонифицированного в этой «мерзкой и коварной еде, которая против вашей воли уродует вам тело». С ней борются иногда в полсилы, как с наглым бессеребренником, пытающимся навязаться вам в качестве мужа, но иногда и в полную силу, как с вооружённым сексуальным маньяком. Последнее, упрощенно-негативное отношение к еде, уже граничит с патологией, незаметно переходя в анорексию. Здесь, если вовремя не остановиться, жизнь худеющего неминуемо закончится вскоре нелепой псевдогероической смертью. Внутренняя борьба двух желаний: 1) похудеть через ограничение потребления еды, и 2) избавиться от чувства голода, делает внутренний мир худеющего драматически противоречивым, зато с развевающимся как знамя специфическим смыслом жизни. Можно несколько ослабить это внутреннее напряжение, если недоедать из чувства долга – например, соблюдая церковный, или иной пост.
Большинство худеющих «худеет» с помощью частичного ограничения питания в соответствии с той «научной» базой, на которую они возлагают очередную надежду. Это разного рода диеты. Хотя с помощью диет пытаются похудеть уже растолстевшие, по своей сути диеты являются лишь превентивной защитой от ожирения. Например диета, исключающая из питания углеводы либо жиры. Верящие в неё не едят углеводы (сладкое) и мучное, либо жиры, особенно животного происхождения. Её недостатки: 1) результат не гарантируется; 2) человек получает удар по психике – он лишается существенной возможности доставить себе удовольствие («поглаживание» по Э. Берну) ощущением сладкого.
Как бы в оппозиции к этой диете находятся так называемые вегетарианцы. Они не едят мясо (белки и жиры животного происхождения), компенсируя его дефицит обилием растительных белков (в бобах и сое), углеводов (сахар, мёд) и растительных жиров (орехи, халва). То есть, «вегетарианцы» едят с излишком то, от чего представители предыдущей диеты отказывается категорически, и, как ни странно, не толстеют.
Кремлёвская диета как бы индивидуализирована в зависимости от знака Зодиака, под которым родился «худеющий». Для каждого знака Зодиака есть список продуктов с количеством очков, которые ты набираешь, съев этот продукт. Количество же очков, которые ты имеешь право набрать в течение дня, ограничено. У голодающего создаётся иллюзия, что он может есть всё, только не превышая при этом установленную для него сумму набираемых очков.
Иные диеты. Одни худеющие ограничивают себя тем, что не едят определённые виды продуктов, в зависимости от того, какая у них группа крови. Другие же едят всё, но, при этом, никогда не едят белки вместе с углеводами, называя такое питание раздельным. Третьи тоже едят всё, и без каких либо ограничений. Создав этим хорошую базу для последующего отложения жира, они усердно начинают «сжигать калории», то есть тратить то, что должно отложиться у них в виде жира. Четвёртые тоже, сначала едят всё без каких-либо ограничений, затем пьют слабительное и, благодаря поносу, всё съеденное разжижается и стремительно уходит в унитаз. И, самый чудовищный метод похудения – заразить себя яйцами глистов, особенно солитёра. При этом методе тоже едят всё... Основной принцип такой борьбы с ожирением – сначала выкапываем яму, затем её засыпаем. Деятельность в целом бессмысленная, зато все при деле.
Того же принципа борьбы с жировыми отложениями придерживаются и сторонники липосакции. В процесс отложения жира они не вмешиваются. Просто под общим наркозом вырезаются или отсасываются его накопления. Правда, через некоторое время жир накапливается снова, но уже в других местах. Снова наркоз и липосакция. И так пока не надоест.
Тому же, кто захочет, заглянув в «научную литературу», представить себе воочию – как в теле человека происходит отложение жира, разобраться с причинами ожирения, придётся нелегко. Он легко увязнет в туманных «неправильном питании» и «малоподвижном образе жизни», будет дрожать от страха перед очень коварным холистерином, но этот процесс так останется для него загадкой. Хотя в действительности всё очень просто.
Жировые отложения в теле человека – это его стратегический энергетический резерв, запас энергии необходимый для тех «чёрных дней», в которых её потребуется значительно больше, или еды, как источника энергии, будет значительно меньше. Все проблемы с жировыми накоплениями – это проблемы создания и поддержания упомянутого стратегического резерва. Кстати, он есть всегда. Вопрос лишь в его размере и уместности имеющегося количества. Следует вспомнить также, что энергия аналог денег, а следовательно, жировые накопления аналогичны денежным накоплениям. И всё те закономерности, которые мы знаем в отношении накопления денег, справедливы и в отношении накопления жира.
Неуместными жировыми отложениями часто отличаются бывшие спортсмены. Когда они активно занимались спортом, их организм производил достаточно большое количество энергии. Перестав активно заниматься спортом, человек снижает расход энергии. Но, если он психически инертен, то он будет производить такое же её количество, как и прежде. Излишки неизрасходованной энергии откладываются в его теле в виде жира. Причём, именно возле тех мышц, которые максимально работают при занятии его видом спорта. Могут быть, например, очень толстые руки при худых ногах, и наоборот. Минимальные жировые отложения наблюдаются лишь у тех бывших спортсменов, которые, оставив спорт, нашли себе другой вид гиперэнергопотребляющей деятельности, либо у тех, кто лишен психической инертности. Изначально, либо преодолев её. В аналогичной ситуации оказываются и те лица, которые в течение многих лет занимались тяжёлым физическим трудом, когда они резко теряют возможность трудиться из-за травмы, или получив инвалидность.
Ту же закономерность можно увидеть и в природе. Очень резвые, постоянно находящиеся в движении, дикие кабаны имеют минимальный слой подкожного жира (сала). Сменив образ жизни на малоподвижный домашний, они, продолжая по инерции создавать энергетический запас для подвижного образа жизни, накапливают под кожей максимально возможное количество жира (сала).
Повышенное отложение жира наблюдается и у людей, живущих в благоприятных условиях, но в непредсказуемом и нестабильном мире. Они накапливают подкожный жир как бы в качестве запаса прочности, в качестве буфера от неизбежных неудач. Примечательно то, что когда благоприятные для них времена сменяются на неблагоприятные, они резко худеют, как бы отходят на заранее подготовленную позицию. Например, человек из бедной семьи, в которой он всегда испытывал материальную нужду, часто даже питался впроголодь, наконец-то «выбился в люди». Его материальное положение значительно улучшились, но, в силу выработанных ранее установок, он так и остался психологически «бедным». Поэтому он спешит набрать в своё тело как можно больше, изо всех сил удерживая этот завышенный для него вес. Но если ситуация ухудшается – человек восстанавливает свою былую форму, становясь опять «бедным», зато поджарым.
Не буду заглядывать в будущее, но на данный момент модель образа жизни человека, который был бы одновременно и богатым, и русским, отсутствует. Если мы возьмём самых известных нам не растолстевших телом «новых русских» – Березовского, Гусинского, Ходорковского, Потанина, Мавроди, Абрамовича, то окажется, что на русском они только говорят. А по национальности они, скорее всего, вовсе не русские. Русский должен быть беден. Это его естественное состояние. В этом состоянии он красив. А став богатым, он просто не знает, что делать с этим богатством дальше. Став бесформенно толстым, он с неистовой энергией загоняет его в неиспользуемую никем недвижимость, в отдых на Канарах или Богамских островах, а всё то, что остаётся после этого, он спешно пропивает, или же раздает тем женщинам, которые позволяют ему обращаться с ними, как с вечно юными надувными резиновыми «красавицами».
Аналогичная ситуация имеет место и в том случае, когда неблагоприятные времена не только не приходят, но, возможно, никогда и не придут, но человек субъективно не уверен в стабильности своей нынешней, чрезвычайно благоприятной, ситуации. Поэтому человек и старается в этой ситуации отложить «на чёрный день» как можно больше денег «в чулок», а жира под кожу. Особенно выраженной такая неуверенность становится к старости. Соответственно, и толстеют, откладывая подкожный жир в своих наименее подвижных местах, они, приближаясь к своему преклонному возрасту.
Похожая ситуация складывается и в том случае, когда человек, противопоставляя себя окружающему миру, смотрит на мир с тайным каинистическим желанием «оторвать» от него «кусочек побольше», и спрятать его у себя – там, где его уже никто не отнимет – в собственном теле. Но в каком месте своего тела он спрячет этот «кусочек» в виде жира, зависит от его интеллекта. Высокоинтеллектуальные, накапливая подкожный жир, только хорошеют телом, низкоинтеллектуальные – становятся бесформенней, уродливей.
Иногда, в основном у женщин, безмерное накопление подкожного жира является реализацией бессознательного стремления стать временно уродливой. Например, женщина, осознающая свою неспособность оказывать сопротивление эротическим посягательствам внебрачных «поклонников», после рождения ребёнка в законном браке, опасаясь потерять из-за их ухаживаний своего ревнивого мужа, накапливает столько подкожного жира, что становится для этих «поклонников» эротически непривлекательной. Ожирение играет здесь роль природной рациональной самозащиты. Также стремление сделать своё тело уродливо жирным возможно и у истеричек, пытающихся этим доказать своим близким, что все они «сволочи», что «они её довели до полного уродства», и что теперь они должны делать не то, что им хочется, а то, что хочет от них эта истеричка. Или же, демонстрируя своё бесформенное от жировых отложений тело, человек стремится убедить окружающих, что он «больной», и имеет права на персональные льготы. Для достижения этих целей, человек может не только бессознательно накачивать себя подкожным жиром, но и наоборот – неравномерно интенсивно худеть.
Процесс накопления подкожного жира регулируется исключительно бессознательными тенденциями на всех, вплоть до клеточного, уровнях. Более того, как это ни парадоксально, с питанием он жёстко не связан. Чтобы быть более понятным, вспомним следующие два правила.
Первое: «ложки мёда». Организм способен усвоить в течение суток только одну столовую ложку мёда. Если человек съест за ужином несколько ложек мёда, одну из них он усвоит, остальные уйдут в канализацию.
Второе. Как говорят йоги, человека кормит не то, что он съедает, а то, что он усваивает.
Я знал очень много людей, которые были худыми, хотя и ели больше всех. Они были как труба, через которую еда проходит, почти не задерживаясь. И наоборот, я знал несколько очень толстых особ, которые почти ничего не ели. У них всё сначала направлялось в жир, и уже потом на всё остальное. Вспомним и Кречмера. И его два типа телосложения – пикнический (у толстых) и астенический (у худых).
Особенности характера лиц, склонных к излишнему накоплению подкожного жира. Они всегда переполнены чувствами. Часто недовольны жизнью, но чрезвычайно инертны, и поэтому не способны отвлечься на решение той проблемы, которая мешает им жить. С головой уходят в «текучку», забыв о конечной цели того, чем они заняты. Психологически неповоротливы. Замедленные реакции. Любят посидеть, поговорить, вспомнить. Движения замедленные, двигаются мало. Бывают и резкими, но эпизодически, на какое-то короткое время.
Человек оказывается в группе «худых» или «толстых», побуждаемый соответствующими бессознательными стремлениями. Бессознательное стремление быть «толстым» может, однако, сопровождаться сознательным стремлением стать «худым» и наоборот. Противоречие между бессознательным и сознательным стремлениями драматизируют ситуацию, превращая такого человека почти в невротика. В настоящее время в нашей стране предпочтение отдаётся группе «худых». Но, некоторое время назад, в тридцатые годы, советские мужчины и женщины, наоборот, отправлялись в санатории и дома отдыха для того, чтобы поправиться. В стране с регулярными голодовками принадлежать к группе «толстых» было престижно. И своих классовых врагов, буржуев, пролетарские художники обычно представляли откормленными, жирными. Тогдашнее представление о буржуе стремились воплотить в своём имидже в конце двадцатого века в России так называемые «крутые», или «новые русские». По недомыслию. Ведь это были не портреты буржуев, а карикатуры на них. У арабов же и у индусов и в настоящее время более престижным считается принадлежность к группе «толстых». Массовый типологический трансвестицизм – движение по переходу из группы «толстых» в группу «худых», больше напоминает панику в среде страдающих комплексом неполноценности, чем общественное движение. От этого движения веет насилием над природой человека, стремлением к неестественному. Искусственно худые выглядят нездоровыми, «жертвами идеи», «узниками элитного концлагеря». Психологу не стоит служить этому. Более важной задачей для него будет возвращение к своей индивидуальной форме человека, потерявшего её. В каждом человеке его индивидуальная форма заложена генетически. Она является для него, для его образа жизни, оптимальной и целесообразной. Неправильный образ жизни, погоня за иллюзиями, вынужденные обстоятельства, заблуждения и некоторые ошибочные решения при выборе судьбы приводят к тому, что человек сходит со своей индивидуальной формы, как поезд с рельсов, и становится бесформенным. Вот здесь, для возвращения к своей индивидуальной форме, и требуется соответствующая психотерапия.
7. Энергетика бессознательных побуждений.
Каждый из восьми побудительных факторов в судьбоанализе Леопольда Зонди начинается со своего гена. В каждом гене заложено своё, стремящееся к восстановлению, состояние. Каждый ген, согласно Л. Зонди является источником энергии фактора. Каждый фактор имеет свою энергию, которой он не обменивается с другими факторами. Говорит ли это о том, как утверждает Л. Зонди, что в человеке «находятся в обороте восемь видов неконвертируемых энергетических валют», т.е. восемь специфических видов энергии? [5]. Ошибка Л. Зонди в том, что он путает два понятия «владеть энергией» и «создавать энергию». Ген не создаёт свою энергию, он всего лишь направляет энергию на восстановление своего прошлого состояния. А вот, сколько энергии он направляет - это отдельный вопрос. Гены как братья из известной пословицы «Брат братом, а деньги врозь», т.е. деньги у братьев одинаковые, но у каждого своё их количество. Каждый ген обладает на данный момент определённым количеством энергии, которую он может потратить на себя. Естественно, психолога интересует вопрос - сколько энергии у каждого из генов? К сожалению на этот вопрос тест Зонди прямого ответа не даёт. Помочь здесь может предложенный нами тест LOVE STORY 2 (ЛС 2), но и он даёт не абсолютные значения, а лишь ранжированный ряд: от фактора, обладающего наибольшим количеством энергии, до фактора, имеющего наименьшее её количество. Зато тест Зонди, через формулу побуждений, показывает по каждому фактору то, в какой мере фактор способен потратить свою энергию. Факторы, которые тратят почти всю свою энергию, называются в судьбоанализе симптоматическими факторами, а факторы, которые обладают энергией, но не в состоянии её потратить - коренными. Чем большим количеством энергии обладает коренной фактор, тем большая латентная угроза заключается в нём для человека. Возникающее факторное энергетическое напряжение, если его не разряжает регулярная профессиональная деятельность или хобби, может самопроизвольно разрядиться симптомом патологического или криминального характера. Такая патологическая либо криминальная разрядка может «проложить русло» энергии фактора, сделав человека психически больным либо преступником.
Коренные факторы края (потребности в бисексуальном дуальном союзе [h], в активности [s], в поиске объекта [d] и в прикрепления к нему[m]) отличаются от коренных факторов середины (потребности в справедливости [e], в значимости [hy], в обладании [k] и во всемогуществе [p]) тем, что коренные факторы края могут брать энергию, накапливать её, но не могут сами себя блокировать. Накопленную ими энергию могут блокировать лишь внешние обстоятельства, либо факторы середины. Факторы же середины могут блокировать свою накопленную энергию сами, даже при благоприятных для разрядки внешних обстоятельствах. Разница между пароксизмальной блокировкой (факторы e и hy) и «Я» блокировкой (факторы k и р) в том, что пароксизмальная блокировка несовершенна, пассивна. Её срыв даёт разрядку сразу большому количеству энергии в виде аффекта.
В частности это касается эпилептоидов. Процесс производства энергии у них ограничен низким уровнем. Они не в состоянии резко повысить производство энергии, если этого требует ситуация. Поэтому эпилептоиды медлительны, тугодумы, они не переносят быстро меняющиеся ситуации. Помимо этого, проблему с неспособностью увеличивать производство энергии в ответ на требование среды, они решают путём создания энергетического резерва на случай таких ситуаций. Даже требующих очень много энергии. Однако очень большой резерв требует очень сложной блокировки. Также, кстати, весьма энергоёмкой. Когда удержание энергетического резерва становится блокировке не по силам, происходит сброс резервной энергии в виде эпилептоидного приступа, а то и эпилептического припадка. Иногда сбросы бывают не полными, как бы предупредительными, предохраняющими блокировку от разрушения. Аналогичная динамика формирования аффекта происходит и при истероидных припадках. Отличие их в том, что энергетический резерв при истероидных припадках создаётся благодаря экстремально трудным задачам, которые ставит перед человеком его гиперчестолюбивый фактор hy. Генерализация стремления накопить энергию «на случай» формирует следующие черты характера эпилептоида: тенденцию к накоплению богатства и силы, отношение к постоянному давлению, к насилию, как к чему то естественному. Дефект энергетики - причина пожизненной обиды эпилептоида на судьбу, и чёрной зависти к энергетически полноценным, удерживающая его Каина на переднем плане почти постоянно. Энергетический резерв делает Каина чрезвычайно сильным. Но в экстремальной ситуации, когда на переднем плане Каина сменяет Авель, этот энергетический резерв оказывается в руках Авеля, с его приступами чувства вины и мук совести. Несомненно то, что неспособность к интенсификации производства энергии передаётся по наследству. Но передаётся ли она через дефект митохондрий, как утверждают эпилептологи, или через патологию пароксизмального побуждения, вызывающего спазм кровеносных сосудов, как утверждает в «Патологии побуждений» Л.Зонди, пока ещё не ясно.
«Я» блокировка является более совершенной, дискретной, тонко управляющая разрядкой малых энергий через интеллектуальную оценку возможных вариантов поведения. Отсутствие блокады побуждений края делает поведение человека более тривиальным, животным. Усиление же блокады побуждениям края со стороны «Я», делает поведение человека более рациональным.
Особую роль в энергетике побуждений играет фактор d. Он напоминает биржевого игрока: а) рискованного, азартного оптимиста (+d), или б) осторожного пессимиста (-d). Факторной тенденцией -d блокируется рост энергетического капитала, зато не допускается его разбазаривание. Тенденцией +d энергия бросается в быстрый рост, но, при неблагоприятных обстоятельствах в непредсказуемом иррациональном мире, человек может оказаться в состоянии энергетического дефицита, депрессии.
8. Cудьбоаналитическая концепция сновидений.
Заднеплановые побудительные тенденции, в отличие от переднеплановых, являются тенденциями без энергии. И на заднем плане они не «накапливают энергию», как думал первоначально Л. Зонди, а ждут своего часа - когда их переднеплановые собратья окажутся неспособными справиться с актуальной ситуацией. Если они этого дождутся, они выйдут на передний план и начнут направлять энергию по своему усмотрению, т.е. произойдёт смена женской тенденции на мужскую, или наоборот. Те же тенденции, которые до этого были переднеплановыми, потеряв власть над энергией, автоматически переходят в категорию заднеплановых. Переход с заднего плана на передний план - это не пространственный переход, а смена позиции по отношению к энергии.
Засыпая, человек выходит из актуальной действительности и начинает готовиться к будущим взаимодействиям и энерготратам. Большое количество энергии человека во время сна поэтапно передвигается от связанного состояния к состоянию готовой к реализации, заполняя промежуточные ниши, но, не переходя в само состояние готовой к реализации. Взаимодействие с окружающей реальностью становится однообразным - человек неподвижно лежит, редко сидит. Практически оно отсутствует. Поэтому отпадает и необходимость планировать актуальное поведение, хоть физиологически оно возможно в аутичном, галлюцинациоподобном виде.
При выходе из актуальной действительности уравниваются передний и задний планы, т.е. исчезает разница между сценой и кулисами. (Как в театре ночью, когда зал пустой). При этом уравнивается и пенетрантность (пробивная способность к манифесту) всех побудительных факторов, т.е. способность их выйти в реальную действительность. Теперь на первое место выходят кондукторные возможности факторов - их способность брать энергию на реализацию себя, записанного в своём гене, и канализировать её.
В начале сна происходит относительно резкое расслабление мышц тела. Энергия, которая была произведена для поддержания их тонуса, становится безадресной, излишней, и тут же канализируется побудительными факторами пропорционально их кондукторных возможносте на аутичное планирование реализации их генных целей в виде галлюцинаций. Здоровые дают галлюцинации во сне, поскольку засыпая они выходят из актуальной действительности. Больные же дают галлюцинации и в бодрствующем состоянии, если в нём они выходят из актуальной среды. А, следовательно, у больных исчезает разница между передним и задним планами. Естественно, это касается только больных, страдающих галлюцинациями. Но именно им мы уподобляемся, засыпая в очередной раз.
Параллельно с расходованием освободившейся, в связи с мышечным расслаблением, энергии на аутичное планирование реализации генных программ, т.е. на галлюцинациоподобное сновидение, остальная часть этой энергии идёт на повторное усиление тонуса мышц, готовя их к реализации этих планов. Человек при этом может проснуться и рассказать о содержащейся в его оперативной памяти галлюцинации. Но может и не проснуться, а снова расслабить мышцы. И опять освобождается энергия и тратится на аутичное планирование реализации генных программ с параллельным усилением тонуса мышц. И так несколько циклов за ночь. Поскольку этой освободившейся энергии становится с каждым циклом всё меньше, время на усиление тонуса мышц с каждым циклом удлиняется. Но к утру появляется наработанная за ночь энергия, почти готовая к реализации, и пробуждение происходит решительно и окончательно. Человек просыпается тогда, когда его тенденции действовать становятся сильнее тенденций готовиться к действиям, создавая необходимый для них энергетический задел.
В сновидениях реализуются побудительные тенденции сильные (энергетически), но не способные пробиться в реальную действительность. Они как бы напоминают о себе, привлекают к себе внимание. Ведь именно такие побудительные тенденции, накопив достаточно много энергии, могут пробиться в реальную действительность патологическим симптомом. Поэтому сон, предупреждая нас об латентных опасностях побуждений, требует к себе чуткого отношения. Своевременной реакцией на сон можно избежать патологического развития своей судьбы. Ведь наибольший шанс проявиться во сне имеет та побудительная тенденция, которая является самой сильной коренной у данного человека. К примеру, человека, у которого тестом Зонди самой сильной коренной побудительной тенденцией определена тенденция -hy, многократно преследовал сон, в котором он видел себя абсолютно голым среди обычных людей, живущих и делающих своё дело.
II и III часть статьи будут опубликованы позднее. Продолжение следует.
Владимир Васильевич Джос - глава судьбоаналитической школы СНГ, специалист в области семейно-брачного консультирования, психологии криминала, работы с проективными тестами, типологического анализа и психологического консультирования, автор двух новых типологий, новых проективных тестов, практических руководств известных цветоаналитических тестов Люшера и Фрилинга, действительный член и участник последних съездов Международного общества Зонди (Сонди), переводчик и редактор «Учебника экспериментальной диагностики побуждений» Л.Зонди (Сонди) в трех томах, автор основ криминоатрии (науки о декриминализации общества).
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать