29 июня 2017 , четверг

In memoriam

In memoriam

Матюшкин Алексей Михайлович, 29.12.1927-07.07.2004

Доктор психологических наук, профессор (1982, действительный член АПН СССР, действительный член РАО.

Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Главный редактор журнала Вопросы психологии (1981-1992).

Член Большого Жюри (1999-2003) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

В 1953 г. окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии факультета философии МГУ. В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему «Мышление как решение задач», в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».

Научные интересы: общая, возрастная и педагогическая психология, психология мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей.

После аспирантуры работал редактором отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957-1961), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961-1963). С 1963 по 1974 г. работал в НИИОиПП АПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования. Создал концепцию психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившую основу докторской диссертации. В 1974-1980 г. работал в НИИ проблем высшей школы Министерства просвещения СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии (1978–1981). В Московском университете читал спецкурсы: «Психология мышления», «Психология одаренности». В 1980 г. возглавил лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР, где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). С 1983 по 1990 г. — директор НИИ ОиПП АПН СССР. В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы А.М. Матюшкина было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987-1989 гг. разработал научную концепцию и программу исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов. Оставив директорский пост, А.М. Маиюшкин возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей.

Автор более 150 научных работ, в том числе:

  • Проблемные ситуации в мышлении и обучении, 1972
  • Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977
  • Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978
  • Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, 1984
  • Ускорение социальноэкономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии, 1986
  • Развитие творческой активности школьников , М., 1991
  • Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993
  • Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001

Награды:

  • «3а победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946),
  • «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1975),
  • медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (1998),
  • медаль Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2002).
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998г.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение