24 июня 2017 , суббота

In memoriam

In memoriam

Бодалев Алексей Александрович, 13.10.1923-20.12.2014

А. А. Бодалев родился  в Сарапуле (Удмуртия). Он прошел суровую школу жизни. В годы войны пережил блокаду Ленинграда. В 1950 г. закончил психологическое отделение Ленинградского университета, через три года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1965 г. - докторскую. А. А. Бодалев относится к той категории ученых, которые успешно сочетают научную работу с научно-педагогической и организаторской деятельностью. Его "послужной список" богат и разнообразен: зав. кафедрой общей психологии Ленинградского университета, декан психологического факультета ЛГУ, декан психологического факультета и зав. кафедрой общей психологии Московского университета, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР, вице-президент той же Академии.
В настоящее время Алексей Александрович - действительный член Российской Академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности.
А. А. Бодалев, всегда подчеркивающий, что его учителями были Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, создал оригинальную научную школу, в которой нашла свое развитие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта отношений. В научном творчестве Алексея Александровича отчетливо выделяются два основных направления: психология общения и психология акме - проблемы неразрывно связанные между собой, включенные в единый логический ряд развития человеческой индивидуальности. Следует отметить, что сама творческая биография юбиляра - яркий пример успешного достижения человеком своего акме. Знакомство с многочисленными публикациями А. А. Бодалева убеждает читателя, что замечательной его особенностью как человека и ученого является постоянный и напряженный поиск нового, стремление все более глубоко и многосторонне раскрыть исследуемую проблему. От анализа сущности общения и определяющих его основных факторов автор переходит к рассмотрению различных ипостасей общения - искусство как проявление общения, общение в процессе учения, общение с самим собой, общения с Богом. Он вводит понятие "пространство общения", рассматривает содержание, широту, глубину этого пространства, его зависимость от индивидуально-психологических, возрастных, половых различий.
Определенным промежуточным итогом работы А. А. Бодалева в области акмеологии является только что вышедшая монография, посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования (Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998). Вот лишь некоторые направления исследовательской мысли автора: роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность, акмеология и педагогика; акме и проблема саморазвития. Особое место в деятельности Алексея Александровича занимает теоретическая, методическая и организационная работа по руководству научным коллективом, изучающим пути и методы преодоления трудностей в общении.
Характерная черта А. А. Бодалева — умение относиться к человеческой личности как к величайшему и бесценному богатству, совместному «произведению» природы и общества. Ему присущи подлинная скромность, надежность и принципиальность, постоянная готовность помочь и поддержать человека.
А. А. Бодалев - автор четырехсот печатных работ, более пятидесяти из которых опубликованы за рубежом. Под его руководством выполнены и успешно защищены 119 кандидатских диссертаций и 24 докторские.
 

Член Экспертного Совета (2011-2013)

Из более 500 опубликованных А.А.Бодалевым трудов 50 переведены и изданы в других странах: США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике и др.
Основные труды:
• "Восприятие человека человеком", Л., 1965;
• "Восприятие и понимание человека человеком", М., 1982;
• "Личность и общение", М., 1983;
• "Психология общения", М. - Воронеж, 1996,
• "Общая психодиагностика" (с соавт.), М., 1989;
• "Как становятся великими и выдающимися", М., 1997 (в соавт.);
• "Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения", М., 1998.
 


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение