Кто есть кто
Мергаляс Мергалимович Кашапов
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный преподаватель ЯрГУ.
Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, руководитель лаборатории профессионального и личностного развития факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Член двух докторских диссертационных советов при ЯрГУ им. П.Г.Демидова и диссертационного совета при КГУ им. Н.А. Некрасова.
Эксперт Правительства Ярославской области по обеспечению реализации Приоритетного национального проекта и федеральных целевых программ в сфере образования. Член аттестационных комиссий Департамента образования Правительства Ярославской области. Член координационного совета по демографической политике в Ярославской области. Член экспертной комиссии Правительства Ярославской области ежегодного конкурса научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений области. Член конкурсной комиссии «Психолог года России» в Ярославской области. Член научно-методического совета службы практической психологии и руководителей методических объединений педагогов-психологов, директоров психолого-педагогических и медико-социальных центров Департамента образования Ярославской области. Куратор региональной экспериментальной площадки по теме проекта «Региональная система управления качеством образования».
Член редколлегий журналов: «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Гуманитарные науки», «Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика», «Экономика образования» КГУ им. Н.А. Некрасова, «Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», «Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье», «Научное обозрение: гуманитарные исследования», «Человеческий фактор (ЧФ): «Социальная психология», «Ярославский психологический вестник», «Вестник интегративной психологии», «Психология в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион): Человеческий фактор развития», «Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей», «Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии» СПбВИВНГРФ, «Yearbook on Faculty of Education» Trakia University-Stara Zagora, Bulgaria. Член редакционного совета журналов: «Вестник Калужского университета. Серия «Психология и педагогика». Член Экспертного совета журналов: «Вестник СПбГУ. 16 серия, 12 серия, раздел «Психология. Педагогика», «Человек. Сообщество. Управление» КубГУ.
Заместитель председателя Ярославского регионального отделения Российского психологического общества. Член Бюро научно-практической секции «Когнитивная психология образования» Федерации психологов образования России. Действительный член Международной академии психологических наук.
В 1979 г. окончил факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
В 1989 г. защитил в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию на тему «Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации» по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология», а в 2000 г. в Московском педагогическом государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему «Психология профессионального педагогического мышления» по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология».
Область научных интересов:
- психология профессионального мышления
- теория и практика решения конкретных ситуаций
- конфликтология
- психология творчества
- психологическое консультирование
- активные методы обучения и воспитания
- гештальт-терапия
- акмеология
Читает курсы:
- Активные методы обучения и воспитания
- Психологические основы решения педагогических ситуаций
- Основы гештальт-терапии
- Психология творчества в педагогической деятельности
- Формирование творческого мышления профессионала
- Акмеология
- Профессиональное развитие личности
- Психологическое консультирование в образовании
- Конфликтология
Разработчик программы по психологии Департамента образования Ярославской области для непрерывной ступенчатой системы повышения квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников.
На базе ЯрГУ им. П.Г.Демидова организовал и провёл 2 международные конференции (2003; 2005) по актуальным проблемам высшей школы с участием ведущих ученых Германии, Франции, стран ближнего зарубежья.
Был руководителем 13 грантов, поддержанных различными фондами, в том числе
- Грант РГНФ 2007-2009 г.г. по теме «Разработка структурно-уровневой теории творческого мышления профессионала» (проект № 07-06-00279а)
- Грант РФФИ 2010-2012 г.г. по теме «Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности» (Проект № 10-06-00204а)
- Грант РГНФ 2010-2012 г.г. по теме «Разработка структурно-динамической концепции творческого профессионального мышления» (Проект № 10-06-00459а)
- Государственный контракт №14.740.11.0238 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010-2013 годы
Основные публикации: более 770 научных публикаций, из них 5 монографий, 19 учебников и учебных пособий, в том числе
- Кашапов М.М., Вербицкий А.А. Учебный процесс в вузе: процессы и решения // Выпуск II. Активные методы обучения. М., 1986. 33 с.
- Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1992. 83 с.
- Кашапов М.М. Обучение решению педагогических ситуаций: Методические указания для студентов факультета психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1992. 35 с.
- Кашапов М.М., Опарина Т.А. Методические рекомендации по повышению социальной адаптированности старшеклассников (на основе гештальт-терапии): Методическое пособие. Ярославль, 1997. 60 с.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 1997. 100 с.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СПб: Алетейя, 2000. 463 с.
- Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения (методические указания). Ярославль: ЯрГУ, 2001. 47 с.
- Кашапов М.М. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности (методические указания). Ярославль: ЯрГУ, 2001. 39 с.
- Кашапов М.М. Неимитационные активные методы обучения (методические указания). Ярославль: ЯрГУ, 2001. 32 с.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: Учебное пособие. М. - Ярославль: Ремдер, 2003. 183 с.
- Кашапов М.М. Основы гештальттерапии: Методические указания к спецкурсу. Ярославль: ЯрГУ, 2004. 68 с.
- Кашапов М.М. Консультационная работа психолога: Учебное пособие (Гриф УМО). Ярославль: ЯрГУ, 2005; М., 2018, 2019, 2020; 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.
- Кашапов М.М. Основы конфликтологии: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2006; 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017, 2018, 2019, 2020, 2024.
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: Монография. М.: ПЕР СЭ. 2006. 688 с.
- Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала: Монография. М. - Ярославль: МАПН, 2006. 313 с.
- Кашапов М.М. Стадии творческого мышления профессионала: Монография. Ярославль: Ремдер, 2009. 380 с.
- Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010; М., 2020.
- Кашапов М.М. Акмеология: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2011; М., 2018, 2019, 2020.
- Кашапов М.М. Психология творческого процесса в конфликте: Монография. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 296 с.
- Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: Монография / Под ред.М.М.Кашапова. Ярославль: ЯрГУ, 2012.
- Психология конструктивной конфликтности личности: Монография / Под ред. проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013.
- Кашапов М.М. Формирование профессионального творческого мышления: Учебное пособие для вузов. Ярославль: ЯрГУ, 2013; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020, 2023, 2024.
- Кашапов М.М., Огородова Т.В. Психолого-акмеологические основы профессионального становления педагога: Учебное пособие. Ярославль: ИПК «Индиго», 2016. 270 с.
- Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Психология обучения взрослых: Практикум. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 64 с.
- Кашапов М.М. Психологическое консультирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата (Гриф УМО ВО). М.: Юрайт, 2016, 2018, 2019, 2020. 197 с.
- Кашапов М.М. Психология конфликта: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016, 2018, 2019, 2020, 2023.
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 436 с.
- Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017, 2019, 2020, 2023.
- Кашапов М.М. Акмеология: Учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 106 с.
- Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: Учебное пособие для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 147 с.
- Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте: Монография. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с.
- Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта: Монография. Ярославль: Индиго, 2018. 392 с.
- Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: Учебное пособие для вузов (Гриф: УМО ВО). 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 147 с.
- Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Кашапов А.С. Психология образовательных технологий: Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2020. 68 с.
- Факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. К 50-летнему юбилею факультета психологии / коллектив авторов. Ярославль, 2020.
- Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Кашапов А.С. Инновационные образовательные технологии. М., 2022.
- Кашапов М.М. Ресурсные основы реализации творческого потенциала в условиях оптимизации образовательного процесса в вузе // Теория и практика оптимизации образовательного процесса в вузе и школе: коллективная монография. В 2-х тт. Т. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 69-79.
- Кашапов М.М., Серафимович И.В. Психология ресурсности мышления: монография. Ярославль: ИРО, 2024.
- Кашапов М.М., Филатова Ю.С. Психология конфликта: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024.
Награды:
- Медаль Международной академии психологических наук (2002)
- Почетная грамота Министерства образования РФ (2002)
- Медаль «Ветеран труда» (2002)
- Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (2003)
- медаль Межрегиональной эргономической ассоциации «Человеческий фактор» (2006)
- Победитель областного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу (2003, 2008, 2014)
- Победитель конкурса «Лучший ученый ЯрГУ» (2002, 2007)
- Почётное звание «Почетный преподаватель ЯрГУ» (2007)
- Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2011)
- Орден Международной академии психологических наук «За заслуги в психологии» (2012)
- Почетный знак Международной академии психологических наук за значимый вклад в развитие науки (2012)
- Лауреат премии Губернатора Ярославской области в сфере образования за 2013 год за разработку цикла научно-методических работ «Акмеология и педагогическая психология» (2013)
- Серебряная медаль «За заслуги в сфере образования» (2013)
- Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014» в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за работу «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)» (2014)
- Юбилейная медаль «25 лет МАПН» за выдающийся вклад в психологическую теорию и практику (2017)
- Почетное звание Российской академии образования «Почетный работник образования» (2020)
- Памятная медаль «75 лет Санкт-Петербургскому военному ордена Жукова институту войск национальной гвардии Российской Федерации» (2020)
- Знак особого отличия «За служение науке» III степени (UK Academy of Education, London, 2020)
- 18 благодарностей ЯрГУ; 2 почетные грамоты ЯрГУ; 7 почетных грамот и 3 благодарности Департамента образования администрации Ярославской области
- «Всероссийская научная конференция с международным участием "Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека"», 22 - 23 октября 2020 года, Владивосток (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.), лауреат
- «Креативность как ключевая компетентность педагога», коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», организационная, научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2013 г.), победитель
- «Международная Академия Психологических Наук (МАПН)», организационная научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- Валерий Михайлович Ганузин, 06.10.2023
- Валерий Михайлович Ганузин, 06.10.2022
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 06.10.2021
- Любовь Сергеевна Новикова, 06.10.2020