Кто есть кто
Ася Суреновна Берберян
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор Российско-Армянского университета.
Заведующая кафедрой психологии Института гуманитарных наук Российско-Армянского (Славянского) университета. Профессор Университета практической психологии и социологии (Урарту). Член Совета по учебно-воспитательной работе РАУ.
Член редколлегии журналов «Вестник РАУ», «Российский психологический журнал», «Современные методические исследования», «Вектор науки», «Армянский журнал психического здоровья», член международного редакционного совета научно-методического журнала «Социосфера».
Руководитель Армянского регионального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Руководитель Армянского отделения Международной академии психологических наук. Член бюро Ассоциации практических психологов Армении. Член International Council of Professional Therapists. Зарубежный эксперт Российского гуманитарного научного фонда.
Член оргкомитета международных конференций по психологии и педагогике Центра развития научного сотрудничества РФ.
В 1983 г. окончила факультет русского языка и литературы Ереванского государственного университета, в 1986 г. - аспирантуру ЕГУ по специальности «Общая психология».
В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2010 г. - докторскую диссертацию на тему «Экзистенциально-гуманистические концепции личностно-развивающего обучения в системе высшего образования Армении (история, методология и технологии реализации)».
В 1986-1994 гг. работала в Ереванском государственном университете: в лаборатории инженерной психологии при кафедре психологии, на кафедре психологии (ассистент).
В 1994-1998 гг. работала в городском Психологическом центре г. Ростова-на-Дону в качестве практического психолога-консультанта и по совместительству – в Университете усовершенствования учителей г. Ростова-на Дону в качестве преподавателя психологии.
С 1999 г., с момента его основания, работает в Российско-Армянском (Славянском) университете: доцент кафедры психологии и русского языка, заведующая кафедрой «Этнокультурный и экологический туризм», с 2005 г. - заведующая кафедрой психологии, руководитель направления психологии Института гуманитарных наук РАУ. Подготовила пакет материалов для получения лицензии для открытия специальности «Психология» (2005) и для открытия направлений магистратуры «Психология личности», «Психология менеджмента», «Политическая психология», «Семейная психология и семейное консультирование», «Военная психология» (2009), аспирантуры по общей психологии, истории и теории психологии, психологии личности.
С 1999 г. преподает в Университете практической психологии и социологии (Урарту).
Руководитель грантовых проектов Армении и России по проблемам гуманизации высшего образования и этнокультурной идентичности армян и русских в титульном этносе и диаспоре.
Активная деятельность А.С. Берберян способствует развитию российско-армянских связей: совместно со многими ведущими российскими вузами проводит научные и культурные мероприятия и занимается научными исследованиями, имеет совместные с российскими учеными научные публикации, что в значительной степени обогащает не только российско-армянское сотрудничество, но и национальную культуру.
Организатор ежегодных международных и республиканских преподавательских и студенческих научно-практических конференций.
А.С. Берберян — автор оригинальной научно обоснованной и экспериментально подтвержденной концептуальной системы, стимулирующей развитие и саморазвитие личности с помощью организации личностно-центрированного обучения в вузе.
Читает курсы:
- Общая психология
- Преподавание психологии в высшей школе (магистратура)
- Психология и педагогика Высшей школы (магистратура)
- Психология в высшей школе (аспирантура)
- Психология и педагогика Высшей школы(аспирантура)
- Актуальные проблемы современной, общей и прикладной психологии (аспирантура)
- Психология профессионального образования (аспирантура)
- Психология школьного обучения (аспирантура)
- Тренинг педагогического общения (аспирантура)
Основные публикации: более 250 работ, в том числе
- Образование в преддверии актуальных реформ: психологический аспект / Акопов Г.В., Акопян Л.С., Берберян А.С. // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 3 (60). С. 70-75.
- Компетентностный подход в образовании на базе экзистенциально-гуманистической психологии / Берберян А.С. // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 14-17.
- Экзистенциально-гуманистическая психология как фундаментальное основание развития личности и позитивного мышления / Берберян А.С., Корнилова О.А. // Методология современной психологии. 2021. №13. С. 39-50.
- Человек — картина мира: этнический аспект: Монография / Берберян А.С. и др. Самара: ООО «Порто-принт», 2020. 213 с.
- Significance of emotional intelligence for the innovative higher school teachers readiness for a person-centered interaction // 2-я Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества». ДГТУ, 2020.
- Соотношение гражданской и этнической идентичности у армянской молодежи с разной длительностью проживания в Армении / Берберян А.С., Берберян Э.С., Тучина О.Р. // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 69-79.
- Psychological characteristics of the value orientation system of armenians in title ethnos and russian diaspora / Asya Berberyan, Irina Abakumova, Hermine Berberyan // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2019, vol. 7, br. 2, pp. 11-17.
- Экзистенциально-гуманистическая психология как фундаментальное основание концепции личностно-центрированного обучения в системе высшего образования: Монография. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2018. 299 с.
- Методологические принципы и практика развивающего обучения в сфере высшего образования: проблемы и перспективы развития // Методология современной психологии. 2018. Т. 1. №8. С. 38-50.
- Исследование национальной идентичности и исторического опыта личности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России / Берберян А.С., Тучина О.Р. // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. №2.
- Психология личности. Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант / Берберян А.С., Аполлонов И.А. // Южно-Российский журнал социальных наук, 2018, Т. 19, №3. С. 47-58.
- Gender Differences in Professional Identity within Educational System of Armenia / Asya S. Berberyan, Nune T. Vardanyan, Vladimir S. Karapetyan, Srbuhi R. Gevorgyan, Albina R. Shaidullina // Astra Salvensis, Supplement 2/2018: Proceedings of the V International Forum on Teacher Education, 22-24 May 2018. P. 513-529.
- The Role of Mental Operations While Memorizing / Asya S. Berberyan, Hermine S. Berberyan // Astra Salvensis, Supplement 2/2018: Proceedings of the V International Forum on Teacher Education, 22-24 May 2018. P. 689-701.
- Толерантность и диалог культур: Монография / Берберян А.С., Аполлонов И.А., Тучина О.Р. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017, 196 с.
- Этнопсихологические аспекты смысложизненных и ценностных ориентаций студенческой молодежи / Берберян А.С., Берберян Э.С. // Вопросы психологии. 2017. №1. С. 103-116.
- Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Российский психологический журнал. 2016. Т. 16. №3. С. 178-197.
- Исследование представлений об «Образе-Я» в сравнении с типичным и идеальным образами в структуре национальной идентичности армянской студенческой молодежи // Akademicka psychologie. 2016. №3. С. 29-38.
- Развитие личности и разработка идей развивающего образования в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского // Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания: Сборник докладов. Т. 1. М., 2016. С. 448-453.
- Самоидентификация армянской студенческой молодежи в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Россия и Запад: диалог культур. Выпуск 17, часть 1. М., 2015.
- Психология высшего образования в контексте гуманизации: Учебное пособие. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2014. 288 с.
- Исследование этнокультурной идентичности российской и армянской студенческой молодежи // Этнос. Религия. Общество. Краснодар, 2013.
- Исследование самопонимания этнокультурной идентичности российской и армянской молодежью // Социосфера, 2012, №4.
- Идентичность личности в поликультурном образовательном пространстве // Личность в межкультурном пространстве: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Т. 1. М.: РУДН, 2012.
- Организация гуманистически ориентированной образовательной среды в вузе // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: II Международная научно-практическая конференция. Пенза – Шадринск – Ереван, 2011. С. 223-233.
- Исследование значимых аспектов личностно-центрированных технологий в вузовском обучении // Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). 2011.
- Экзистенциальная философия как концептуальная и методологическая основа гуманистического познания личности // Проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. Пенза – Ереван – Прага, 2010.
- Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Научно-образовательный и прикладной журнал Академии наук РФ. 2009. №2.
- Активизация самостоятельной работы студентов на основе экзистенциально-гуманистической концепции личностно-центрированного обучения в вузе // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. №5.
Награды:
- призер и лауреат Всероссийских олимпиад и конкурсов по философии и педагогике
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (2016)
- диплом лауреата за заслуги перед профессиональным сообществом (2016)
- медаль МАПН «Человеческий фактор» за научные заслуги(2017)
- звание «Лучший преподаватель года» за внедрение личностно-центрированного подхода в образовательный процесс в РАУ
- премия Представительства Федерального агентства Россотрудничества РА за плодотворную деятельность в системе образования и заслуги в практической подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, укрепление российско-армянских научных связей
- почетное звание «Заслуженный профессор Российско-Армянского университета» за большой личный вклад в становление и развитие в Российско-Армянском университете направления «Психология», за вклад в развитие кафедры психологии и за многолетний научно-педагогический труд (2018)
- Благодарственное письмо президента ОППЛ В.В. Макарова за вклад в развитие балинтовского движения в России, содействие в организации IV Международной Балинтовской конференции (Москва)
- Благодарственное письмо директора ЮРНЦ РАО П.Н. Ермакова за активное участие в конференции «Организация учебно-методической и воспитательной работы по вопросам профилактики идеологии экстремизма и терроризма в вузах РФ»
- Благодарственное письмо директора Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Н.М. Лебедевой за активное участие в VII Международной научной конференции «Culture in Society, Between Groups and Across Generations» и доклад, отличающийся актуальностью и высокой практической значимостью
- Благодарственное письмо ректора КубГТУ М.Г. Барышева за активное участие в успешной реализации совместных мероприятий, посвященных кросс-культурным пересечениям в научной и культурной жизни ученых и деятелей культуры России и Армении
- Благодарственное письмо ректора АГУ Д.К. Мамия за участие в Международной научной конференции «Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами»
- Благодарственное письмо ректора ОГПУ С.А. Алешина за помощь в организации и проведении Психолого-педагогического профориентационного форума с международным участием «Личность. Профессия. Карьера»
- Благодарственное письмо редакции «Российского психологического журнала» за значительный вклад в развитие, помощь в подготовке и выпуске номеров журнала