28 мая 2017 , воскресенье

Известные психологи

Акимова Маргарита Константиновна, р. 27.01.1945

Доктор психологических наук, профессор.

Руководитель группы «Психологическая диагностика» лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО. Профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.

Главный редактор научно-практического журнала «Психологическая диагностика».

В 1968 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1999 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Интеллект как динамический компонент в структуре способностей».

Исполняла обязанности заведующего лабораторией диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО, после преобразования лаборатории в 2009 г. в группу «Психологическая диагностика» стала ее руководителем.

Научные интересы:

  • психологическая диагностика,
  • проблемы исследования и измерения интеллекта и умственного развития
  • проблемы исследования и диагностики основных свойств нервной системы человека
  • дифференциальная психология
  • дифференциальная психофизиология

Основные научные результаты:

  • разработка концепции интеллекта как динамического компонента в структуре способностей;
  • соразработчик Школьного теста умственного развития (ШТУР), Теста умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР), Теста практического мышления, Теста умственного развития взрослых, программ коррекции умственного развития для учащихся 2-5 и 6-8 классов;
  • руководитель разработки Теста умственного развития для младших подростков (ТУРП);
  • соавтор перевода, адаптации и психометрической проверки Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.;
  • разработчик учебного курса и автор программы «Психологическая диагностика» для студентов вузов.

Читает курсы:

  • психодиагностика,  
  • проективные методы диагностики

Гранты:

  • 2003-2005. Грант РГНФ № 03-06-00104а «Формирование индивидуальности ребёнка в различных культурных средах» (руководитель).

Основные публикации: более 140 работ, в том числе

  • Психологическая диагностика. Учебник / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича.- СПб: Питер, 2003, 2005, 2006.
  • Акимова М.К, Козлова В.Т.. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2000, 2004.
  • Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.-Воронеж, 2001. 
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учёт и коррекция. – М.: Академия, 2002.
  • Основы психологической диагностики / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М.: УРАО, 2003.
  • Акимова М.К., Раевский А.М. Этический кодекс психолога-диагноста // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.
  • Психологическая диагностика / Под ред.М.К.Акимовой. – СПб.; Питер, 2005.
  • Акимова М.К. Психодиагностика. Программа курса. – М.: УРАО, 2000.
  • Методическое обеспечение деятельности областных центров психологической диагностики и консультирования / Под ред. Л.В. Солдатовой.  – Орехово-Зуево, 2004.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей (серия «Детскому психологу»). – СПб: Питер, 2006.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. – 1999. - №1.
  • Акимова М.К. Возможности психологической диагностики в измерении способностей // Психолог в школе. – 1999 - №2.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Природные особенности ребёнка и трудности учения // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Теоретические основы коррекционно-развивающей работы // Психолог в школе. – 2000 - № 1-2.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Неэкспериментальный метод диагностики природных психофизиологических особенностей учащихся //Психология и музыкознание. – Тула, 2001.
  • Акимова М.К. Что измеряют тесты интеллекта? // Психологическая диагностика – 2003 - №1.
  • Акимова М.К. Два Векслера: сравнительный анализ // Психологическая диагностика – 2003 - №1.
  • Акимова М.К. Опросники: методологические вопросы разработки и применения // Психологическая диагностика – 2003 - № 2.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А.Диагностика практического мышления взрослых // Психологическая диагностика – 2004 - №2.
  • Акимова М.К. Знание основ психодиагностики – условие эффективности применения тестов интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Том 1, №4.
  • Акимова М.К., Гуревич К.М., Козлова В.Т. Прикладные психофизиологические исследования // Московская психологическая школа. История и современность.  – Т. 1, кн. 2. - М., 2004.
  • Акимова М.К., Гуревич К.М. Основные направления психологической диагностики (история и современное состояние) // Московская психологическая школа. История и современность. - Т. 3. - М., 2004.
  • Акимова М.К., Алёхина Т.Н., Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» //Психологическая диагностика – 2004 - №4
  • Акимова М.К., Киян И.Г., Махаддинова Г.Н. Этнокультурные особенности самооценки детей 9-12 лет (на примере азербайджанских и российских школьников) // Психология и школа – 2004 - №4.
  • Акимова М.К. Психодиагностические возможности физиогномики // Психологическая диагностика – 2005 - №1.
  • Акимова М.К., Егорова Е.В. Психодиагностические возможности почерка // Психологическая диагностика – 2005 - №2.

Награды:

  • медаль имени Г.И. Челпанова за вклад в развитие психологической науки (2004)
  • «Золотой сфинкс» - награда победителю издательской программы «300 лучших учебников для высшей школы», осуществляемой при поддержке Министерства образования РФ (2007)

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение