Кто есть кто
Александр Николаевич Поддьяков
Доктор психологических наук, старший научный сотрудник, профессор.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН.
Член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Психологические исследования. Электронный журнал», «Организационная психология», «Culture & Psychology», «Mathematical Thinking and Learning», «International journal of idiographic science», «Integrative Psychological & Behavioral Science».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2014).
В 1985 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование деятельности экспериментирования дошкольников с новыми объектами разной сложности», в 2001 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте».
С 1988 г. в течение многих лет работал на кафедре педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (старший лаборант, научный сотрудник, старший научный сотрудник, доцент).
С 2003 г. работает в НИУ ВШЭ, профессор, ведущий сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики; в 2005-2008 гг. — заместитель декана факультета психологии по научной работе.
Научные интересы:
- исследовательское поведение, мышление и творчество в различных видах деятельности
- психология решения комплексных проблем
- компликология - эволюция конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей
- помощь и противодействие в социальных взаимодействиях
- педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе
- философия и социология образования
А.Н. Поддьяков — автор оригинальной концепции мышления и исследовательской деятельности в сложных развивающихся областях. Концепция носит междисциплинарный характер, интегрируя положения психологии, педагогики, теории сложных динамических систем, логики, математики и конфликтологии. Одним из ключевых моментов анализа является помощь и противодействие как два фундаментальных вида взаимодействия в различных видах деятельности. В практической области – автор комплекса оригинальных методик по диагностике и развитию мышления, а также методик по изучению социальных взаимодействий в обучении. В области психодиагностики развивает положение о невозможности стандартного теста творческого мышления как «стандарта измерения нестандартности». Автор оригинального комплекса игрушек и компьютерных игр.
В настоящее время разрабатывает новое направление, связанное с изучением развивающих, деструктивных и диагностирующих трудностей, а также конкурентной борьбы в образовании и «троянского» обучения (обучения конкурента тому, что для него невыгодно, но соответствует интересам стороны, организовавшей обучение).
Учебные курсы:
- Познавательная активность личности
- Общая психология: мышление и речь
- Научно-исследовательский семинар кафедры общей и экспериментальной психологии
- Педагогика и психология высшей школы
- Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач
- Исследовательское поведение и познавательное развитие
- Экономическая психология
- Педагогическая психология
- Защита от троянских обучающих технологий
Исследовательские проекты:
- Психология совладания с преднамеренно созданными трудностями, 2010-2012, грант РГНФ, руководитель
- Помощь и противодействие в интеллектуальной и творческой деятельности человека, 2006-2008, грант РГНФ, руководитель
- Психологические закономерности конкурентной борьбы в обучении и образовании, 2004-2005, грант ГУ-ВШЭ, руководитель
Основные публикации: более 150 работ, в том числе
- Поддьяков А.Н. Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. №1. C. 30-34.
- Poddiakov A. Creativity of creativity researchers: invention of problems and experimental objects to study thinking // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2023. V. 57. No. 1. P. 43–64.
- Поддьяков А.Н. Сочетание традиционных игрушек и игрушек — искусственных интеллектуальных агентов в исследовательских играх детей // Исследователь / Researcher. 2022. Т. 1-2. С. 113-117.
- Поддьяков А.Н. Принцип нетранзитивности превосходства в разных парадигмах // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 3-16.
- Поддьяков А.Н. Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума // Вопросы психологии. 2019. №5. С. 143-152.
- Поддьяков А.Н., Пляскина А.С. Инициативная саморефлексия при решении моральной дилеммы (на материале задачи «Азиатская болезнь») // Мир психологии. 2018. № 3(95). С. 96-104.
- Поддьяков А.Н. Опыт разработки объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. М.: Буки Веди, 2017. С. 277-282.
- Пляскина А.С., Поддьяков А.Н. Роль эмоционального интеллекта во взаимодействии мышления и эмоций личности при решении моральных дилемм: постановка проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 1237-1242.
- Поддьяков А.Н. Добытчики социального знания и его доноры: психология взаимодействия исследователей и респондентов // Социальная психология знания / Под общ. ред.: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2016. Гл. 10. С. 250-271.
- Поддьяков А.Н. Изучение создания трудностей в контексте совладающего поведения // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Международной научной конференции. Кострома, 22–24 сент. 2016 Т. 1. Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. С. 67-69.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016.
- Поддьяков А.Н. Личность в условиях помощи и противодействия приобретению знаний, обучению, развитию // Социальная психология знания / Под общ. ред.: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2016. Гл. 4. С. 113-140.
- Поддьяков А.Н. Развитие способностей создания трудностей // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 169-190.
- Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 278 с.
- Пермогорский М.С., Поддьяков А.Н. Отношение превосходства между объектами и нетранзитивность их предпочтений человеком // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 3-14.
- Поддьяков А.Н. Копируем ли разум: полемика с трансгуманизмом // Культурно-историческая психология. 2013. №4. C. 110-113.
- Поддьяков А.Н. Так ли просто поймать летящий мяч: к критике подхода Г.Гигеренцера // Психология когнитивных процессов. Материалы 4-ой всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2013. С. 83-86.
- Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA 2012 и 2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. 2012. № 6. C. 34-53.
- Поддьяков А.Н. Атрибуция враждебных и добрых намерений и совладающее поведение // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №30.
- Поддьяков А.Н., Елисеенко А.С. Связи субъективной неопределенности и эффективности решения комплексной проблемы (на материале деятельности управления виртуальной фабрикой) // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №28.
- Poddiakov A., Valsiner J. Intransitivity cycles and their transformations: How dynamically adapting systems function // Qualitative mathematics for the social sciences: Mathematical models for research on cultural dynamics / Ed. by Lee Rudolph. Abingdon, NY: Routledge, 2013. P. 343-391.
- Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей для других субъектов // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2012. № 10. С. 1-80.
- Поддьяков А.Н. Психология счастья и процветания и проблема зла // Нравственные проблемы современного российского общества: психологический анализ / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: ИП РАН, 2012. С. 109-136.
- Поддьяков А.Н. Матрицы игр человеческого метакапитала: игры на повышение и понижение столяров, грабителей и профессоров // Экономическая социология. 2012. № 3. С. 71-95.
- Поддьяков А.Н. Особенности совладания с преднамеренно созданными трудностями: возможности эмпирического исследования // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Вып. 2 / Отв. ред. А.К.Болотова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 104-120.
- Поддьяков А.Н. Компликология – изучение субъектов и управление ими путём создания трудностей: от биологических механизмов к нравственной рефлексии // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. редакторы А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 435-479.
- Поддьяков А.Н. Взаимные психологические оценки и взаимодействия исследователя и участника исследования: от сотрудничества до противодействия // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. 25-26 октября 2011 г. М.: МГППУ, 2011. С. 556-560.
- Поддьяков А. Н. Изменение представлений о непереходности превосходства под влиянием ознакомления с "нетранзитивными" объектами // Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. Т. 2. С. 193-205.
- Poddiakov A. Didactic objects for development of young children's combinatorial experimentation and causal-experimental thought // International journal of early years education. 2011. Vol. 19. No. 1. P. 65-78.
- Поддьяков А.Н. Типы противодействия в помогающем поведении // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 3-13.
- Поддьяков А. Н. Ложь злоумышленнику о местонахождении жертвы и полемика о нравственном принципе правдивости [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 1 (9).
- Поддьяков А. Н. Типы соотношений интеграции и дифференциации в развивающихся системах // Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма / Сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 91-102.
Награды:
- Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
- Благодарность Президента Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2007)
- Лауреат премии «Золотая Вышка – 2005» в номинации «Достижения в преподавательской деятельности»
- Лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2012
- 1-е место на Всероссийском конкурсе психологических изданий в номинации «Лучшая монография по психологии - 2007» за книгу «Психология конкуренции в обучении» (М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с.)
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
- Школа А.Н. Леонтьева как интеллектуальная "грибница" XXI века: к 120-летию основоположника, юбилейный интеллектуальный марафон, 1 января - 30 июня 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.)