20 августа 2017 , воскресенье

Известные психологи

Вяткин Бронислав Александрович, р. 13.01.1935

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.

Директор Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Член-корреспондент РАЕ. Председатель Пермского регионального отделения Российского психологического общества.

Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ (серия 1 — Психология)».

Член Большого Жюри (1999-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

С 1961 по 1964 года учился в аспирантуре по специальности «Психология» под руководством В. С. Мерлина. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1967 году получил звание доцента.

До 1978 года работал в Пермском государственном педагогическом институте старшим преподавателем кафедры психологии, затем заведующим кафедры теоретических основ воспитания.

С 1978 по 1985 года работал в Пермском государственном институте искусств и культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим кафедрой психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии.

В 1981 году защитил докторскую диссертацию и в 1983 году получил звание профессора.

В 1985 году вернулся в Пермский государственный педагогический университет, где получил должность заведующего кафедрой психологии.

В 1993 году на базе ПермГПУ открыл и возглавил отделение психологии, которое затем преобразовал в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003).

Как ученый Б.А.Вяткин начинал свой путь с экспериментального исследования влияния игровых мотивов на психическое напряжение старших школьников в связи со свойствами их нервной системы. Эта работа легла в основу его кандидатской диссертации (1965). В дальнейшем тема психического напряжения переросла в проблему психического стресса, которая стала основой его докторской диссертации (1981). 

Весь научный путь Б.А.Вяткин связал Пермской школой психологов, с разработкой и развитием теории интегральной индивидуальности, индивидуальных стилей деятельности и активности. Блестящий экспериментатор и тонкий теоретик, он разрабатывает эти проблемы применительно к различным вида деятельности и профессий: педагогической, спортивной, художественной, досуговой и др.

Является одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психического стресса в спорте получили всеобщее признание.

С возвращением в 1985 г. на кафедру психологии Пермского пединститута внимание Б.А.Вяткина сосредоточивается на сохранении и дальнейшем развитии теоретического наследия его учителя В.С.Мерлина. С 1986 ежегодно стали проводиться Мерлинские чтения. Под научной редакцией Б.А.Вяткина переизданы три работы В.С.Мерлина в форме учебных пособий к спецкурсу «Основы психологии личности».

Б.А.Вяткин обозначил принципиальный путь дальнейшего развития этой теории, совершив переход от системного к полисистемному подходу в исследованиях индивидуальности. В его работах получили дальнейшее развитие представления об индивидуальных стилях, связанные им не только с категориями деятельности, но и активности. Оригинальная концепция индивидуальных стилей активности получила свое подтверждение в цикле экспериментальных исследований, выполненных под его руководством на материале различных видов человеческой деятельности настоящее время коллектив, возглавляемый Б.А.Вяткиным, работает над реализацией программы «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в системе непрерывного образования».

Б.А.Вяткин является крупнейшим организатором психологической науки на Урале. Он возглавлял Уральское отделение общества психологов СССР, сейчас он руководит Уральской ассоциацией профессиональных психологов. В регионе с его участием регулярно проводятся научные конференции.

В разные годы Б.А.Вяткин являлся членом комиссии по психологии Министерства образования РСФСР, членом научно-методического совета Госкомитета образования СССР по психолого-педагогической подготовке, членом Президиума ЦС общества психологов СССР.

Б.А.Вяткин уделяет много внимания и времени внедрению результатов теоретических и экспериментальных исследований в практику. Необходимые умения и навыки он приобрел в годы работы психологом в спортивных командах сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ, сборной России и Пермской области по лыжному двоеборью. В настоящее время он постоянно сотрудничает с органами образования Пермской области в деле повышения психологической компетентности учителей. Во многих школах стали работать практические психологи — выпускники спецфакультета; в ряде районов и городов открыты и функционируют центры психологической помощи и профориентации; проводится работа с одаренными детьми.

Б.А.Вяткин является автором около 200 научных работ, в том числе двух монографий: «Роль темперамента в спортивной деятельности» (М., 1978 г.), «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» (М., 1981 г.). Вторая монография переведена и издана в Италии в 1984 г. Под его редакцией издано около десяти сборников научных трудов, один из последних — Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. Составители Б. А. Вяткин, Л.Я Дорфман, М. Р. Щукин.- Москва, Смысл, 2011.- 636с. Он неоднократно выступал с докладами на международных научных форумах в США, Германии, Чехословакии, Болгарии, на всесоюзных, российских, региональных съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях психологов. По инициативе и под руководством Б.А.Вяткина в Перми проведены всесоюзные симпозиумы «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.), всесоюзные конференции «Индивидуальность человека: условия проявления и развития» (Пермь, 1988 г.), «Системное исследование индивидуальности» (Пермь, 1991 г.).

Б.А.Вяткин ведет большую работу в деле подготовки научных кадров по специальности «Психология». На базе Пермского пединститута им организованы спецфакультет по подготовке школьных психологов (1988 г.), отделение психологов (1993 г.), факультет психологии (1994 г.). По его инициативе и под его председательством в 1991 г. создан региональный специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Общая психология, история психологии». Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 7 докторов и 48 кандидатов наук.

Награды:

  • знак «Отличник народного просвещения» (1976),
  • медаль «Ветеран труда» (1984),
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» ll степени (2005),
  • почетная грамота Правительства Пермского края «За большой вклад в организацию и развитие психологического образования в Пермском крае» (2005),
  • диплом РАЕ «Золотая кафедра России» за заслуги в области развития отечественного образования (2008).

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение