Кто есть кто
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс
Доктор биологических наук. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Зоопсихолог, приматолог и музеевед, одна из немногих отечественных психологов, получивших мировую известность и признание.
Одна из организаторов Дарвиновского музея в Москве.
В 1916 г. окончила естественное отделение физико-математического факультета Московских высших женских курсов и в 1917 г. — Московский университет.
С 1911 г. вместе с мужем Александром Фёдоровичем Котсом занималась формированием коллекции, ставшей впоследствии основой экспозиции Дарвиновского музея в Москве. Работала в Дарвиновском музее с 1911 г. до конца жизни.
В 1913 г. в Дарвиновском музее специально для исследований Н.Н. Ладыгиной-Котс была создана зоопсихологическая лаборатория (лаборатория сравнительной психологии).
В начале 1920-х гг. занималась научной работой в Московском зоопарке.
В 1945-1962 гг. работала старшим научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР.
В 1945-1956 гг. читала курс лекций по зоопсихологии на психологическом отделении философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Руководила секцией зоопсихологии Всесоюзного общества психологов.
Занималась исследованиями поведения животных, принесшими ей мировую известность. Для получения точных и однозначных результатов проводила крупные серии экспериментов, например, провела 30 тысяч опытов, исследуя реакцию волков и собак на зрительные раздражители.
Изучала поведение птиц, особенно врановых и попугаев, низших и высших приматов. Исследовала вопрос, на каком уровне развития психики у животных появляется мышление и насколько оно схоже с человеческим. Разработала методы работы с приматами, которые до сих пор применяются в лабораториях и питомниках. Предложила методики исследования мышления: выбор на образец, построение фигуры по образцу и др.
Выяснила, что высшие приматы различают геометрические фигуры, цвета и оттенки, способны к отождествлению различных признаков предмета и к элементарной абстракции.
Исследуя попугаев, обнаружила, что они различают семь основных цветов спектра, узнают промежуточные цветовые тона, близкие нюансы одного и того же цвета, отличают двойные и тройные сочетания цветов и цветовые рисунки.
Для сравнения развития приматов и детей в течение 7 лет (с момента рождения) вела ежедневные наблюдения и проводила эксперименты с сыном Рудольфом. Выяснила, что детеныш шимпанзе и ребенок некоторое время развиваются одинаково, но примерно в трехлетнем возрасте первый останавливается, а второй продолжает накапливать новые навыки и знания. В отличие от приматов у человека в двух-трехлетнем возрасте проявляются способности к символическому мышлению, абстрагированию, которые тесно связаны с развитием речи. Несмотря на то, что в поведении человека и шимпанзе удалось выявить много схожего, в отношении качества эмоций и характера игр Н.Н. Ладыгина-Котс установила существенные различия и впервые экспериментально доказала, что основные психические процессы у человека и шимпанзе качественно отличаются, эти различия определяются существованием человека в социуме, т. е. качественно своеобразная психическая жизнь человека социальна по своему происхождению и по своей сущности.
В работе с шимпанзе доказала, что животные способны на инсайт. Эти исследования стали фундаментом для дальнейшего изучения этой базовой психической функции.
Результаты исследований Н.Н. Ладыгиной-Котс внесли значительный вклад в теорию общей, сравнительной и возрастной психологии, легли в основу сравнительной психологии, этологии человека, когнитивной психологии.
Основные публикации:
- Исследование познавательных способностей шимпанзе, ч. 1-2. Москва — Петроград, 1923.
- Приспособительные моторные навыки макака в условиях эксперимента. М., 1928
- Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.: Государственный Дарвиновский музей, 1935. 596 с. (переведена на многие языки)
- Развитие психики в процессе эволюции организмов. М, 1958.
- Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 368 с.
- Предпосылки человеческого мышления. Подражательное конструирование обезьяной и детьми. М., 1965.
Награждена орденом Ленина (1953), медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».