Кто есть кто
Николай Павлович Ерастов
Доктор психологических наук, профессор.
Один из основателей Ярославской психологической школы.
В 1952 г. окончил отделение логики и психологии Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, в 1955 г. - аспирантуру ЯГПИ.
В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования навыка выражения мыслей своими словами у учащихся», в 1971 г. - докторскую диссертацию на тему «Процесс мышления в речевой деятельности (психолого-дидактический аспект)».
В 1955-1959 гг. работал в Бирском педагогическом институте.
В 1959-1961 гг. преподавал в Марийском государственном педагогическом институте.
В 1961-1966 гг. работал в Ульяновском педагогическом институте.
С 1966 г. работал на кафедре психологии ЯГПИ им К.Д.Ушинского: доцент, с 1973 г. - профессор, заведовал кафедрой.
С 1974 г. работал в Ярославском государственном университете, заведовал кафедрой общей психологии, позднее создал и возглавил кафедру педагогической психологии.
С 1980 г. работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, занимался преподаванием, публиковал статьи и брошюры по психолого-педагогическим и логико-психологическим аспектам лекционной пропаганды.
Область профессиональных интересов: исследования мышления в деятельности, психология общения, психологический анализ деятельности в целях ее рационализации.
Занимался проблемами речевой деятельности. Исследуя процесс мышления в речевой деятельности, рассматривал мышление не как абстрактную психическую функцию, а как процесс, «вписанный» в конкретную деятельность, являющийся гранью целостного психического акта. Придерживался идей комплексного подхода, требующего рассматривать явление с разных сторон, используя разные методы. На основе проведенных комплексных исследований Н.П. Ерастовым была разработана конкретная программа, позволяющая эффективно решать проблему языковой подготовки школьников. Ввел термин «лингвистическое мышление».
Предложил концепцию структурно-психологического анализа деятельности, позволяющего выделять взаимосвязи различных компонентов деятельности в идеальном, реальном и оптимальном (рационально-организованном) виде с выявлением тех компонентов, которые в данной деятельности являются или могут стать ведущими. Выявление ведущих компонентов деятельности, по мнению Н.П. Ерастова, дает возможность нахождения оптимальных путей обучающих и воспитательных воздействий на человека в процессе самого труда или в процессе подготовки людей к труду. Структурно-психологический анализ деятельности использовался в том числе для решения задач оптимизации деятельности.
Занимался анализом операций мышления, настаивая на уровневом понимании проблемы.
В 1970-х гг. одним из первых обратился к исследованию проблем общения, был инициатором введения практикума по психологии общения. Провел методологический анализ проблемы, разделил возможные подходы, указав, какие комплексные подходы имеют право на существование и каковы условия их эффективности, что дало возможность собственно психологического анализа общения.
В январе 1989 года Н.П.Ерастов, выступая на VII Съезде Общества психологов СССР, сформулировал (неожиданный для слушателей) тезис: психология, по его мысли, должна вернуться к использованию субъективных методов и, в первую очередь, метода интроспекции, так как принцип деятельности в его официальной трактовке все больше удалял психологическую науку от ее подлинного предмета.
Основные публикации:
- Развитие лингвистического мышления школьников (1968)
- Культура связной речи (1969)
- Процесс мышления в речевой деятельности школьников (психолого-дидактический аспект) (1971). Фрагменты этой работы вошли в «Хрестоматию по возрастной и педагогической психологии» (М.: МГУ, 1981)
- Культура публичного выступления (1972)
- Формирование рациональных приемов познавательной деятельности школьника (1972)
- О рациональной организации познавательной деятельности (1973)
- Культура умственного труда (1973)
- Психология общения (1979)