Кто есть кто
Нина Леонидовна Васильева
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ. Преподаватель Института практической психологии и психоанализа.
Соучредитель и первый президент (1998-2008), член Координационного совета Санкт-Петербургского общества детского психоанализа. Член Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Действительный член, тренинг-терапевт Общества психоаналитической психотерапии.
Член редсовета международного журнала Journal of Child Psychotherapy.
В 1981 г. окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова, в 1993 г. обучалась по магистерской программе «Психоаналитическая психология развития» в Центре Анны Фрейд (Лондон), в 2004 г. завершила полный курс обучению психоанализу в Финляндии по стандартам Международной психоаналитической ассоциации (IPA).
В 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семьях детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами», в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Психоаналитический подход в системе психологического сопровождения развития детей и подростков».
С 1996 г. работает на факультете психологии СПбГУ: старший преподаватель; с 2010 г. - профессор.
Руководитель и преподаватель программы «Методологические основы детского психоанализа», разработчик и преподаватель детского блока программы «Психоаналитическая парная и семейная психотерапия» ИППиП.
Область профессиональных интересов: психоанализ и психоаналитическая психотерапия, личностное развитие в онтогенезе, субъективный мир личности.
Практикующий психоаналитик и супервизор.
Читает курсы:
- Современные методы психологического консультирования (психоанализ)
- Психологическое консультирование детей и родителей
Основные публикации:
- Горилла и динозавр, или Что чувствуют дети: записки детского психоаналитика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Перо, 2016. 138 с.
- Детский психоанализ. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 254 с.
- Психолого-социальное сопровождение личностного развития детей и подростков / под общ. ред. Н.Л. Васильевой. СПб: Скифия-принт, 2014. 158 с.
- Теория и методология современного детского психоанализа. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158 с.
- Психолого-социальное сопровождение учащихся в начальной школе (в соавт. с Е.И. Афанасьевой). СПб: Изд-во СПбГУ, 2013. 93 с.
- Психологическое консультирование детей и родителей: учебное пособие (в соавт.). СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2020. 333 с.
- Leon: un voyage psychanalytique vers l’autonomie La Psychiatrie de l’Enfant, Vol. XLVIII, 1/2005.
- Факторы развития в психоаналитической теории личности и в имплицитных теориях // Вопросы психологии. 2007. №6.
- Естественные кризисы развития в становлении личности // Психология социальной работы: коллективная монография / под ред. М.А. Гулиной. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2010.
- Eine lange Reise zu sich selbst. Die psychoanalytische behandlung eines funfjahrigen Jungen mit Asthma. Kinderanalyse, April 2010, №2; Klett-Cotta Stuttgart
- Субъективный мир личности. (монография). Изд-во LAP: Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2011.
- От интрапсихической к интерсубъективной проективной идентификации: психоанализ ребенка 5 лет // Вестник психотерапии. СПб, 2012.
- Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21, № 4. С. 208–225.
- Significant factors in the development of elective mutism: a single case study of a 5 year old girl. British Journal of Psychotherapy. London, 2013, № 29 (3), August
- Удовлетворение в фантазии или ориентация на реальность? К вопросу о динамике переноса в детской психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2015. №2.
- «Отцы и дети»: психоаналитический взгляд на роль отца в развитии личности ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26, №4. С. 151–168.
- Особенности субъективной картины мира у взрослых с зависимостью от ПАВ // Экспериментальная психология. 2015. Том 8, № 3. С. 173–184.
- Психологическое здоровье: роль отца в развитии личности в детстве // Российский научный журнал. 2015. № 4 (47).
- Психологическое консультирование детей и родителей, учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)