Кто есть кто
Олеся Валентиновна Вихристюк
Москва
Кандидат психологических наук. Почетный работник образования города Москвы.
Проректор по воспитательной и социально-психологической работе Московского государственного психолого-педагогического университета.
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические свойства избирателей как фактор предпочтения ими политических лидеров». В 2023 г. окончила магистратуру «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ.
В 2009-2020 гг. возглавляла Центр экстренной психологической помощи МГППУ.
Основные публикации:
- Содержательные аспекты процедуры оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений / Ульянина О.А., Поляков А.С., Файзуллина К.А., Борисенко Е.В., Никифорова Е.А., Вихристюк О.В. // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. №2. С. 35–46.
- Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт / Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. №S1. С. 87-98.
- Психотерапия суицидального кризисного состояния у несовершеннолетних: анализ современных подходов и методов / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. №2. С. 89-93.
- Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации : методические рекомендации / Б.М. Абушкин, С.В. Алехина, Г.С. Банников [и др.]. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. 120 с.
- Банников, Г. С. Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, И. Галынкер // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. №1(107). С. 8-24. DOI: 10.17759/cpp.2020280102.
- Психотерапия суицидального кризисного состояния у несовершеннолетних: анализ современных подходов и методов / Банников Г.С., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. №2. С. 89-93.
- Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. 2020
- К вопросу о современных программах профилактики суицидального поведения подростков и молодежи (обзор некоторых зарубежных программ) // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1. №1. С. 47–57
- Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. №2. С. 118–129
- О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. №2. С. 8–34
- Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. №1. С. 8–24
- Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования // Психология и право. 2019. Т. 9. №3. С. 84–97
- Проблемы подготовки педагогов-психологов образовательных организаций в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи // Психология и право. 2019. Т. 9. №3. С. 18–34
- Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №4. С. 91–101
- Особенности этических норм кризисного психолога // Вестник практической психологии образования. 2018. Т. 15. №1. С. 40–46
- Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. №2. С. 33–52
- Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. №3. С. 42–68
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. №2. С. 63–68
- Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. №1. С. 126–145
- Оказание кризисной психологической помощи по Телефону доверия подросткам с суицидальными намерениями // Психолого-педагогические исследования. 2013. Т. 5. №4
- Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2013. Т. 5. №1
- Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. №1. С. 100–108
- Психологическая помощь людям, пережившим психотравмирующее событие // Психолого-педагогические исследования. 2010. Т. 2. №5
- Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. 2020. С. 403–419
- Телефон доверия как средство помощи детям и подросткам с алкогольной и наркотической зависимостями // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». 2012
- Организационные и содержательные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии МГППУ // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011
- Об актуальных проблемах детского и подросткового возраста (по материалам работы «Детского телефона доверия» МГППУ) // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 2010
Автор статей в СМИ.
Награждена медалью Л.С. Выготского Министерства просвещения РФ (2023).
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
- Навигатор профилактики девиантного поведения — 2022, методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся (в номинации «Психологический инструмент года», 2022 г.)
Популярные публикации
Все публикацииХотите получать подборку новых материалов каждую неделю?
Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»