Кто есть кто
Артем Симонович Соловейчик
Главный редактор Издательского дома «Первое сентября».
Лидер Объединенного движения родителей и учителей России «Школа — наше дело».
Основатель проектов «Педагогический марафон», «Школа цифрового века».
Профессор Lesley University (Cambridge, MA, USA), Department Education through Arts.
Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру.
Работал редактором приложений в издательском доме «Первое сентября».
С 1996 г. - руководитель и главный редактор ИД «Первое сентября».
Экс-вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию ИД «Просвещение» (с 2014 г.) и корпорации «Российский учебник».
Один из ведущих российских экспертов в области современного образования и воспитания. Спикер большинства российских и международных экспертных собраний и педагогических форумов.
Апологет гуманной педагогики, педагогики самоопределения Александра Наумовича Тубельского и педагогики сотрудничества Симона Львовича Соловейчика.
Под руководством и при непосредственном участии А.С. Соловейчика многие годы выпускались предметно-методические издания по всем предметам и направлениям школьной жизни (24 ежемесячных издания), книги по педагогике и воспитанию, собрана масштабная коллекция учительских методических разработок, проводятся крупные педагогические онлайн- и офлайн конференции, созданы электронные версии учебников федерального перечня, разрабатываются новейшие технологии управления работой в классе, предложена и разрабатывается идеология метаучебника, осуществляется продвижение среди учителей современных педагогических идей и подходов.
Выступал за сборную СССР по парусному спорту.
Популярные публикации
- О пространстве возникающего в докладе С.Н. Костроминой и Н.В. Гришиной07.09.20212Анализ больших баз данных с многотысячными выборками не дает решения фундаментальной проблемы устойчивости/изменчивости личности. Докладчики предлагают перейти от описания статичных структур личности к исследованию её динамической природы…
- Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»02.11.20211О гиперподключенности, смешанной реальности, расширенной личности и «новой социальности» как измерениях цифровой социализации рассуждает профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова.
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»23.11.20211Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
- Душа человека: возвращение из изгнания18.02.20222Академик РАН А.Л.Журавлев и профессор В.А.Мазилов: «Книга "Возвращение души" В.Д.Шадрикова напоминает психологам, что они, временно покинув душу как предмет своих исследований, должны рано или поздно вернуться к оставленному…»
- Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле. Видеозапись доклада на Саммите22.06.2016В период тяжелого жизненного испытания человеку важно найти свой смысл. Общечеловечески-онтологический или уникально-экзистенциальный — главное, истинный и присвоенный. По утверждению Альфрида Лэнгле, такой смысл невозможно создать, сконструировать или придумать — его нужно обнаружить, открыть, отыскать...
- В поисках оптимального стиля родительского воспитания14.03.2022В современной психологии все чаще звучит вопрос: существует ли «оптимальный», гармоничный тип воспитания — или скорее это миф, не отвечающий реальности практик семейного воспитания.
- Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России08.03.2022Пандемия коронавируса помимо медицинских проблем по-новому высветила в российском обществе ряд психологических феноменов, которые прямо влияют на политические процессы и могут представлять угрозу для государства, общества и личности.
- Е. Мурашова: «Если я уйду из поликлиники, там никого не останется»28.02.2022Екатерина Мурашова, психолог, лектор, писатель, рассказывает о современных подростках и о работе в детской поликлинике, о том, кому нужен психолог и что изменилось за 30 лет...
- Психосоматический симптом в практике психолога24.02.2022Об истории формирования представлений о психосоматическом нарушении и современных теориях его возникновения, о диагностике психосоматического расстройства и о примерах психокоррекционной работы рассказала доктор психологических наук С.Л.Соловьева.
- Секс с любовью и без: смена парадигмы отношений14.02.2022Изобретенный западной культурой феномен «романтической любви» во многом построен на проекциях и идеализации партнера. В других культурах отношения чаще основаны на надежной связи и уважении к партнеру.
- Любовь и смерть: взгляд онкопсихолога17.03.2022Умирает ли любовь под онкологической нагрузкой? Никогда. Но онкологическая нагрузка выявляет истинное положение дел. Иногда — тщательно прикрываемое фиаско близости. Часто — невероятные запасы любви, которые были погребены рутиной условно здоровой жизни.
- «Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи»: доклад Михаила Решетникова18.06.2020«Всеобщий ориентир прошлых веков – образованность и культура как основа общественного признания – сменился стремлением к материальному успеху при минимизации моральных принципов его достижения», – заметил Михаил Решетников на Саммите психологов…
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?18.11.20216С одной стороны, замечательно, что психологическая помощь доступна. С другой стороны, оказывая её, мы поддерживаем и углубляем эмоционально незрелые, инфантильные, иждивенческие позиции. Возникает вопрос: не способствуем ли мы деградации человека как вида?
- Смысл в конце тоннеля. Виктор Каган делится мыслями и стихами02.09.20212Если спросить меня, что такое смысл жизни, я бы сказал, что смысл жизни в том, чтобы прожить жизнь, не изводя себя вопросом, в чем смысл жизни… Смысл вообще подобен Богу у Ж.-П. Сартра: у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может...
- «Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»20.02.2020Что на деле означает безоценочность в психотерапии? Какие ее аспекты представляются естественными, а какие кажутся весьма сложными и связаны с трудным выбором для профессионала – разрешением нетривиальных противоречий?...
- «Мир цифры: новые инструменты разума»: доклад Марии Фаликман23.06.2020«Мы видим, что цифровые технологии становятся новыми инструментами нашей психики, новыми инструментами познания, без которых оно уже не разворачивается. Эти инструменты врастают в нашу психику», – замечает доктор психологических наук Мария Фаликман…
- А. Балунов: «Ищите Смыслы. Свои собственные!»07.02.2020Компании «Иматон» – 30 лет. Аркадий Балунов вспоминает: «Конец 80-х, началась перестройка… психологи бросились зарабатывать «здесь и сейчас»: консультации, тренинги… Мы же отдавали все силы на создание Системы – Компании на десятилетия, на всю жизнь, навсегда...»
- Мистика транс-субъектности на фоне пандемии: ключ к антихрупкости19.10.20212В нашем Сущем планирование осложнено перманентными турбулентностями мира, а манипуляции — свойством компаний обретать самостоятельную субъектность. Предлагаемая нами смена менеджерской парадигмы состоит в переходе к управлению компанией как транс-субъекту...
- Свобода: ответственность, негативизм, забота28.04.2021«Важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности», — отметил Артур Александрович Реан…
- Лекция профессора В.М.Аллахвердова «Неизвестное сознание»17.02.2020«Я попробую, с одной стороны, разрушить ваше представление о скепсисе, потому что теория имеет значение, но совсем не то, о котором думают. И показать, почему теория сегодня не так хороша, как нам бы хотелось. Заодно показать, как думают психологи-теоретики…
- «Убей меня, если не можешь любить!» Агрессия в детско-родительских отношениях29.03.2022Беспомощность, печаль, отсутствие прикосновений, опасение быть обиженным, гнев — эти чувства запечатлеваются в памяти. Если в дальнейшем ребенка травмируют отвержением, насилием и унижением, этот ранний опыт может стимулировать разрушительное поведение.
- В. Петровский: «Краткий курс футурологии свободы: от самого “от” до самого “для”»14.04.2021ХХI век. Начало новой эры. Управляемая эволюция пола. «100 голов — 100 полов». Полная свобода выбора половой принадлежности: «Ваши принадлежности — Ваш личный выбор!». Исключение — люди, нуждающиеся в изменении пола по медицинским причинам…
- Елена Кравцова о зоне ближайшего развития30.03.2020Зона ближайшего развития есть у всех, она характеризует не только ребёнка. Если мы придерживаемся концепции Выготского, то, чтобы развивался ребёнок, должны развиваться учителя. Педагогика сотрудничества является главным условием для развития…
- Д.А. Леонтьев: «Пространство возможного как пространство свободы»30.11.20211Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Алексеевич Леонтьев представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
- Святослав Шех о телесно-ориентированной терапии, динамике клиентов и этике20.10.2020Почему в период карантина телесные терапевты не остались без работы? Как терапевту реагировать на сексуальные провокации клиента? В чем уникальность программы ДПО «Телесно-ориентированная психотерапия: системный подход» Института «Иматон»?..
- Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?22.03.20223М. Осорина: «Мне кажется, чтобы человек любил людей, чрезвычайно важно осознавать, что эта любовь медленно и постепенно растет, зреет, усложняется, в глубине её лежит то, о чем говорил Швейцер, — уважительное отношение к любому живому существу».
- Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества16.11.20211Один из главных факторов депрессии у современного человека (а может быть, и самый главный) — это переживание одиночества. Один из самых главных факторов переживания одиночества — социально предписанный перфекционизм...
- Чёрные мыши грядущего. Размышляет Борис Братусь08.10.20213«Психология — и теоретическая, и практическая — подошла сейчас к человеку настолько близко, что прежние методологические позиции здесь не годны... Надо менять позиции и вновь подружиться с философией», — настаивает проф. Б.С. Братусь...
- «Система забыла о роли учителя в жизни взрослеющей личности»15.10.2019Сегодня педагоги часто остаются незащищенными перед лицом родителя, заказчика услуг. Любой родительский педагогический промах, нежелательная реакция ребёнка могут стать причиной обвинения, увольнения воспитателя или учителя...
- Интернет-угроза: как понять, что ребенок в опасности?30.06.2020Кибербуллинг, сексуальное использование, вовлечение в преступную деятельность — об интернет-опасностях для детей и подростков рассказал Евгений Креславский, сооснователь Российской ассоциации телефонной психологической помощи…
- Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития15.12.20212Психолог, работающий в области образования, не может ограничиться «объективным» изучением характеристик и процессов человеческой психики: его интересует возможность влиять, участвовать в развитии человека. Какова же мера и характер этого участия?
- Факторы одаренности: лекция Дианы Богоявленской. Часть 124.08.2020Что такое «одаренность», из чего она состоит и как ее изучать? Об этом рассказала Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук, в лекции «Эволюция понятия “одаренность”»…
- Эволюционный процесс на индивидуальном и социокультурном уровне06.10.2020Как формируется системная структура субъективного опыта? Каким образом формируется память? В чем эволюционное значение регрессии? Об этом рассказал Юрий Александров, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО…
- Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»24.02.2021«Когда мы задаемся вопросом, что значит быть в цифровом мире, в его оптику попадают не достоинства и ограничения цифровой среды, а эпохальная уместность цифрового бытия человека», — отмечает Светлана Николаевна Костромина…
- Сознательные и неосознаваемые причины понимания чужого человека как врага16.03.20222В понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Психологами должен быть сделан акцент на исследовании внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого.
- Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации26.10.2021«Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Современные технологии так роскошны, что они вам сделают копии или подделки. Повсеместное нарушение договорённостей везде и всюду. Все правила игры рухнули, никто ничего не соблюдает»...
- Юлия Гиппенрейтер: «Передавайте ребёнку заботу о его учёбе»25.03.20201Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учёба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу...
- Эрос в зеркале культуры. Последняя лекция Льва Моисеевича Щеглова11.12.2021Лев Моисеевич ушёл из жизни ровно год назад. Предполагалось, что его онлайн-лекция «Эрос в зеркале культуры», состоявшаяся в октябре 2020 года, станет первой в запланированном цикле встреч под названием «Сексологические среды», однако лекция стала последней…
- Круглый стол «Психологическая помощь: кто, кому, зачем и сколько?»15.02.20211Специалисты обсуждали, кто имеет право оказывать психологическую помощь, нужны ли психологам аттестация, единые алгоритмы работы, каким должно быть межведомственное взаимодействие психологов, работающих в сфере здравоохранения, соцзащиты, образования...
- Феномен усталости в браке09.09.20152Терапевтическая работа со многими семьями и парами показывает, что в ходе семейной жизни неизбежно происходили изменения внутри каждого из супругов, менялись проекции друг на друга, коммуникация между супругами оставляла желать лучшего...
- Агрессия и криминальные наклонности: профилактика у подростков17.02.20222Криминальные тенденции не являются природно заложенными, а агрессия может быть только продолжением гиперактивности, признаком неудовлетворенных потребностей и социально-психологической дезадаптации.