Кто есть кто
Владимир Александрович Вагнер
Доктор наук (зоология), профессор.
Профессор кафедры зоологии Ленинградского государственного университета.
Основатель отечественной сравнительной психологии и зоопсихологии.
В 1874 г. окончил юридический факультет и 1882 г. - физико-математический факультеты Московского университета.
Работал на Севастопольской биологической станции, в Неаполе, Виллафранке, на других заграничных станциях.
В 1889 г. представил в Петербургский университет свою монографию «Наблюдения над Araneina» как магистерскую диссертацию, где описал свои наблюдения над пауками не только с зоологических, но и с зоопсихологических позиций, впервые поставив вопрос об изучении инстинктов этих животных на основе изучения продуктов их жизнедеятельности (гнезд). За это исследование он получил степень магистра и оно было удостоено премии Русского Общества испытателей природы.
В 1901 г. стал доктором зоологии Петербургского университета - диссертация «Биологический метод в зоопсихологии».
В 1890-х ггг. преподавал естествознание в Московском лицее, Екатерининском и Александровском институтах, частной женской гимназии Перепёлкиной.
В 1896-1906 гг. заведовал учебной частью Екатерининского института.
В конце 1890-х годов читал лекции в Московском университете.
В 1906 г. был назначен директором Императорского коммерческого училища. В Петербургском университете имел должность приват-доцента.
В 1906-1931 гг. - приват-доцент, с 1918 г. - профессор кафедры зологии физико-математического факультета Петербургского (затем — Ленинградского государственного) университета.
Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при институте мозга в Ленинграде.
Был одним из организаторов Петербургского психоневрологического института, в 1907 г. стал деканом естественно-исторического отделения педагогического факультета, до 1918 года занимал пост вице-президента. В институте преподавал биологические основы сравнительной психологии.
В 1912 г. совместно с Б.Е. Райковым стал организатором и редактором журнала «Естествознание в школе».
Занимался исследованиями в области зоопсихологии, начал применять эволюционный метод.
Разработал метод исследования («биологический метод»), который предусматривал изучение жизнедеятельности животных не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами, что давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установив генетическую связь отдельных ступеней эволюции.
Выделил два метода объективного исследования психики: онтогенетический и филогенетический.
Выдвинул гипотезу о изменчивости инстинктов, утверждал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены.Разрабатывал теорию флуктуации инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а неустойчивые и колеблющиеся формы поведения, для каждого вида свои.
Свои выводы и общетеоретические заключения Вагнер строил на основе наблюдений. В.А. Вагнер отказывал животным в наличии у них зачатков разума, он также считал, что способность к научению как таковая не является особой формой поведения. Однако он не был экспериментатором, что определило характер многих его выводов.
Критиковал как «монизм сверху» (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и «монизм снизу» (согласно которому психика всех живых существ определяется автоматизмами).
В 1924-1929 гг. занимался проблемой возникновения и развития психических способностей.
В.А. Вагнер считал, что важную роль в развитии психических функций детей занимают разного рода игры. Считал, что для правильного и скорейшего развития психических способностей у ребенка следует давать ему разные задания, выполняемые в игровой форме, направленные на реализацию разных функций. В исследовании детей 3-7 лет изучал особенности детского восприятия и мышления, ярко проявляемые в процессе игры, выявил, что дети обращают свое внимание не на основные признаки предмета, а на отличительные и выделяющие на фоне других.
Занимался исследованиями памяти, выделил три типа памяти: образную, участвующую в запоминании звуков и зрительных образов; словесно-логическую, включающуюся при запоминании информации «на слух»; эмоциональную память, посредством которой запоминаются чувства, эмоции и события. Изучал эффекты долговременной и кратковременной памяти. Рассматривал разные формы заучивания. Установил, что все люди по преобладающему принципу запоминания делятся на две группы: склонные к механическому заучиванию и склонные к смысловому запоминанию.
Основные публикации:
- Биологические основания сравнительной психологии: биопсихология. В 2-х тт. / В.А. Вагнер. - СПб - М. - Т. I, 1910; Т. II, 1913; М.: Наука, 2005.
- Биологические теории и вопросы жизни / В.А. Вагнер. - СПб, 1910. - 172 с.
- Биологический метод в зоопсихологии / В.А. Вагнер. - СПб, 1903. - 96 с.
- Биопсихология и смежные науки / В.А. Вагнер. - П., 1923. - 70 с.
- Влияние Дарвина на преподавание сравнительной психологии в школе / В.А. Вагнер. - М., 1909. - 16 с.
- Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 1-9 / В.А. Вагнер. - Л., 1924-1929
- Водяной паук (Argyroneta aquatica Cl.), его индустрия и жизнь, как материал сравнительной психологии / В.А. Вагнер. - М., 1900. - 100 с.
- Вопросы зоопсихологии / В.А. Вагнер. - СПб, 1896. - 255 с.
- Генезис и развитие музыки / В.А. Вагнер. - М., 1895. - 38 с.
- Городская ласточка (Chelidon urbica), ее индустрия и жизнь, как материал сравнительной психологии / В.А. Вагнер. - СПб, 1900
- Естественная история в Московском училище ордена св. Екатерины за 1803-1903 годы: о постановке преподавания предмета и характеристика источников / В.А. Вагнер. - М., 1903. - 29 с.
- Естествознание в школе / под общ. ред. В.А. Вагнера и Б.Е. Райкова. Сб. 1-8. - СПб, 1912-1915
- Избранные труды по зоопсихологии / В.А. Вагнер. - М.: Наука, 2002. - 284 с.
- Изучение душевной жизни животных (О методах зоопсихологии) / В.А. Вагнер. - СПб, 1894. - 38 с.
- Краткий отчет о курсе по естествознанию приват-доцента Московского университета В.А. Вагнера, читанном для народных учителей в городе Курске. - Курск, 1902. - 13 с.
- Курс биологии животных, 1921
- Методика наблюдений над животными / В.А. Вагнер. - Л., 1926. - 93 с.
- Методы естествознания в науке и школе / В.А. Вагнер. - М., 1893. - 50 с
- Наблюдения над Araneina / В.А. Вагнер. - СПб, 1890. - 239 с.
- О прекрасном в музыке / В.А. Вагнер. - М., 1895. - 27 с.
- О преобразовании Психо-неврологического института / В.А. Вагнер. - СПб, 1909. - 12 с.
- Природа и школьник / В.А. Вагнер. - Л., 1925. - 197 с.; 2-е изд. - М. - Л., 1926. - 216 с.
- Психологические типы и коллективная психология, 1929
- Психология животных: популярные лекции / В.А. Вагнер. - М., 1901; 2-е изд. - М., 1902; Изд. 3-е. - М.: URSS, 2016. - 209 с.
- Сравнительная психология / В.А. Вагнер. - М. - Воронеж, 1998. - 187 с.; 2-е изд. - 2003, 2010. - 207 с.
- Чем должен быть университет (Памяти великого гуманиста Н.И. Пирогова) / В.А. Вагнер. - СПб, 1907. - 50 с.
- Что такое инстинкт и почему даже у многих зоологов о нем существует лишь весьма смутное представление? / В.А. Вагнер. - СПб - М. - 36 с.
- Школа улицы / В.А. Вагнер. - 2-е изд. - М., 1896. - 21 с.
- Psychologische typen und kollektiv-psychologie : Schlussfolderungen und zusammenfassung / W. Wagner. - Л., 1929. - 24 с.