16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Ольга Валентиновна Митина

Ольга Валентиновна Митина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Руководитель Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология».

Член редколлегии журналов «Российский психологический журнал», «Психологические исследования», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Моделирование и анализ данных», «Психологическая наука и образование».

Член International test committee (США), Международного общества политической психологии (ISPP, США), Международного общества теории хаоса в психологии и науках о жизни (США), Российского психологического общества.

В 1984 г. окончила механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1987 г. - аспирантуру механико-математического факультета, в 1992 г. окончила факультет психологии МГУ.

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психосемантический анализ политического сознания».

В 1987–1989 гг. - младший научный сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории персональных компьютеров при Государственном комитете по труду и социальным вопросам СССР и Академии наук СССР.

С 1989 г. работает в лаборатории общения и психосемантики кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.

В 1994-1995 гг. - научный сотрудник Института новых технологий в образовании.

В 2000-2001 гг. стажировалась в Институте мозга, Вермонт (США), в 2008-2014 гг. - Университете Оснабрюка (Германия), в 2009 г. - в Университете Канзаса (США), в 2017 г. - в International Society of Political Psychology (Великобритания).

Область профессиональных интересов:

  • количественная психология
  • психосемантика
  • теория нелинейных динамических систем (синергетика и теория хаоса)
  • политическая психология
  • гендерная психология
  • психология личности
  • кросс-культурная психология
  • психология общественного и индивидуального сознания
  • математическая психология

Участвовала в мониторингах общественного мнения: в 1991 г. - перед президентскими выборами в Казахстане, в 1994 г. - в ходе реформ в России, в 1999 г. - перед президентскими выборами в Украине, в 2000 г. - перед выборами губернатора в Псковской области.

С 1996 г. участвовала в кросс-культурных исследованиях:

  • «Психологические проблемы феминизма в России и США» отделения международных исследований и обменов Информационного агентства США (IREX)
  • проект исследования сновидений
  • проект исследования жизненных, профессиональных, семейных ценностных установок и планов на будущее у студентов
  • проект исследования стереотипов маскулинности (1996-2000)
  • исследование отношения граждан стран Восточной Европы и Америки к демократическим и гражданским ценностям (1997-1998)
  • проект исследования темперамента (2000-2001)

В 1999-2000 гг. участвовала в исследовательском проекте программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Министерства образования РФ.

Читает курсы:

  • Политическая психология
  • Теория нелинейных динамических систем (синергетика) в психологии
  • Количественный анализ данных в психодиагностике
  • Введение в структурное моделирование
  • Многомерные методы анализа эмпирических данных
  • Конструирование психодиагностических методик
  • Введение в психосемантику
  • Общая психодиагностика
  • Современные методы анализа данных в психологических исследованиях
  • Математические методы для психологов

Основные публикации: более 220 работ, в том числе

  • Политическая психология: психосемантический подход: монография / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - М. - Челябинск: Социум, 2018. - 589 с.
  • Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Высоцкая Е.В., Зак А.З., Митина О.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Цукерман Г.А., Чудинова Е.В., Янишевская М.А. - М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015. - 169 с.
  • Разработка и адаптация психологических опросников / Митина О.В. - М.: Смысл, 2011. - 235 с.
  • Образ России глазами россиян и иностранцев / Петренко В.Ф., Митина О.В., Карицкий И.Н., Менчук Т.И., Каменев И.И., Коротченко Е.А. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009. -  272 с.
  • Математические методы для психологов: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 235 с.
  • Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О.В., Бабаева Ю.Д., Завадский Б., Менчук Т.И. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2007.
  • Факторный анализ для психологов: учебное пособие / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. - М.: Психология, 2001. - 167 с.
  • Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / Петренко В.Ф., Митина О.В. - М.: Смысл, 2000. - 77 с.
  • Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1997. - 212 с.
  • Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 1. С. 50–68.
  • Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 6. С. 25–40.
  • Методика «Сказочный семантический дифференциал»: диагностические возможности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 6. С. 41–54.
  • Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 4. С. 102–111.
  • Психологическая готовность к управлению как основа потенциальной конкурентоспособности будущих менеджеров // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, № 3. С. 71–81.
  • Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6, № 2. С. 109–129.
  • Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, № 1. С. 49–58.
  • Использование модели логистического уравнения для изучения динамических процессов в психологии и науках о жизни // Моделирование и анализ данных. 2013. Том 3, № 1. С. 61–77.
  • Осваиваем компьютерные среды: «Лого Миры» на службе у практического психолога. Опыт создания Лого-проектов в учебной практике МГППУ // Психолого-педагогические исследования. 2011. Том 3, № 2.
  • Моделирование латентных изменений c помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. Том 1, № 1. С. 131–148.
  • Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3, № 4. С. 19–31.

Награды:

  • Награда Оргкомитета Международной конференции по взаимодействию человека с компьютером за лучший доклад (Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А.), HCII, США, 2009

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»