Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2013 года. Более подробная информация – на странице рубрики
В дошкольном детстве моя любимая игра: лепила из пластилина семью кошек, строила им дом из кубиков, делала мебель из спичечных коробков и торшер из ребристой крышки от тюбика зубной пасты. Оказалось, что это психологическая методика…
В том же возрасте я стала «Спасателем» из того известного Треугольника (где-то мне это потом мешало).
Когда я спрашивала у бабушки: « Кто такой «Бог»?» - бабушка отвечала, - «Бог – это твоя мама». Нас растили атеистами.
Во дворе мы были старшими из девочек: создавали организацию «зеленый патруль» - выдавали всем удостоверения, шили занавес для сцены, выпускали газету, собирали в сарае библиотеку, для этого сдавали бутылки.
Дома я читала журнал «Семья и школа», который выписывали родители.
Мои любимые писатели и герои: в третьем классе - Шерлок Холмс, в седьмом - Гюго «Отверженные», «Дон Кихот», в девятом Достоевский и Макаренко «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» До того как стать психологом, в душе я уже была педагогом.
В школе была все годы редактором газеты и хотела перевоспитывать трудных подростков. В 7 классе самостоятельно перестала ходить в музыкальную школу, поступила в художественную и до последнего тайно мечтала поступать в художественное училище.
Я боготворила художников. И не стала поступать в художественное училище только потому, что считала себя недостаточно талантливой и бешено ревновала к тем, кто лучше рисует. Кстати, первые психологические познания - «константность восприятия», с которой нужно бороться художнику, запомнила на всю жизнь, читая книгу по живописи и рисунку еще в художке.
С 18 лет мне почему-то хотелось покупать красивые детские книжки (тонкие и дешевые тогда) и я это делала.
После 3 курса по своему выбору ездила на практику в колонию для несовершеннолетних правонарушителей и писала отчет, сравнивая ее с колонией А.С. Макаренко.
Название моего диплома «Нравственные отношения личности как интериоризованная структура внутрисемейного общения». Я сравнивала три группы подростков: нормальных, трудных и правонарушителей. Ходила в семьи, опрашивала родителей.
По (собственному) распределению поехала работать психологом в колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Это была глухая деревня Усть-Золиха в Саратовской области. Среди других психологов детских колоний страны (было всего 50 человек) попала на курсы повышения квалификации в Домодедово в Институт повышения квалификации МВД СССР.
По поводу своей семьи и детей у меня была одна установка - я не хотела детей без отца.
Психолог – жена и мама
Если точнее определить суть моего отношения к семье, то получится третье звено: я - психолог, я - жена, я – мама. Вышла замуж в 30 лет, до этого (в 24 года) были первые серьезные отношения.
Создание моей семьи (1986г.) совпало с началом перестройки, открытием железного занавеса и просачиванием психологической литературы из-за рубежа в виде самиздата сначала, потом - тонких брошюрок. Это очень помогло. Потому что «советская психология», в основном, была теоретической и далекой от жизни. Первым психологическим шагом после женитьбы был такой – мы достали самиздатовскую книгу о сексуальных отношениях. Автор Эгенлобб, как помню. Взяли на прокат за деньги печатную машинку, и перепечатали эту книжку для себя.
Мы захотели ребенка. Беременность почему-то не наступала. Тогда мы нашли литературу по этой проблеме и составили график. Наша методика сработала!
Посещая гинеколога на учете по беременности, я прочитала в карточке пункт о психопрофилактической подготовке к родам. Но гинеколог не обсуждала со мной эту тему. Пришлось самой пойти в научную библиотеку СГУ, записаться туда, найти книгу Вельвовского, не помню как она называлась, но о подготовке к родам - дыхание, массаж, этапы родов. Законспектировала ее, как в старые добрые времена учебы, потренировалась, запомнила, как протекают роды… Во время родов, по описанию из книжки, почувствовала, как опустилась головка ребенка и сказала об этом акушерке.
Родилась наша первая дочка. Пыталась вести дневник, сшили ей чепчик с пенопластом, чтобы она плавала в ванной. Кормила до года грудью, но мало было информации о том, как создать среду для ребенка. Потом уже, когда были в музее Петрова-Водкина, в Хвалынске, узнали, что у него колыбель была выкрашена в три цвета: красный, желтый, зеленый. В этом смысле были недостатки, но компенсировались радостью от общения с ребенком. Наша дочка улыбалась лучше всех!
Меня взяли на работу заведующей службы семьи. В основном, это была служба знакомств. Пытаясь сделать семейную консультацию, перерыла всю научную библиотеку СГУ и перепечатала все методики – анкеты о семье, какие только из советской психологической литературы нашлись там. Но спроса на эти услуги со стороны населения не было.
Вскоре родился второй ребенок – сын (назвали его в честь моего любимого А.С. Макаренко). Нам повезло, мы получили (выписывали) брошюрку педагогического факультета «Как на самом деле любить детей» Кэмпбелла. Сыну было 7 месяцев, он часто плакал, а в книжке было написано, чтобы мальчик вырос мужественным именно папа должен был его нянчить и целовать от рождения до 7 лет, а с семи лет с папой – шуточная борьба. Папа стал чаще брать его на руки и сынишка стал поспокойнее, но «шуточная борьба», к сожалению, не прижилась.
Когда у мужа возникли проблемы с алкоголем - это, наверное, было самым тяжелым. Также литература помогала «Игры, в которые играют люди» Э. Берна, анонимные алкоголики и т.д. Не буду обманывать, задумывалась о разводе, и заикнулась четырехлетнему сыну, что мы с папой жить вместе не будем, он тут же отреагировал: «А у нас другой папа будет?». И если разумом мне хотелось уйти, то внутренним чувством я понимала, что все-таки он хороший человек и нужен мне и детям, когда он трезвый. Помог справиться с проблемой мой характер, психологическая литература по правильному поведению с зависимостями. Этот пресловутый треугольник Жертва - Преследователь - Спасатель. Кстати, из психологической литературы, переведенной на русский, я с удивлением узнала, что за рубежом не призывают разводиться женщин, если у мужа проблемы с алкоголем. Ведь у нас - наоборот. Разводись! К сожалению, в обществе до сих пор нет психологической доступной помощи, и в ближайшие десятилетия не предвидится. Поэтому только сам себя за голову из болота, как Мюнхгаузен… Поэтому психологам повезло, и именно психологи, по данным соцопросов, самые счастливые люди в нашей стране.
Появился Карнеги (сначала, как помню, попал к нам перепечатанный на машинке экземпляр) «Как приобретать друзей…». Даже муж с интересом прочитал, хотя обычно мало интересуется психологической литературой. Он по профессии – геодезист.
Дети росли, работая школьным психологом (начала буквально в первые годы после того как А.Г. Асмолов, будучи на должности в Минобразовании, добился введения должности психолога в школы) и, принимая других детей в школу, я и своих развивала. Отдала детей в кружок рисования, на танцы. Дома у нас был «творческий день» - один раз в неделю, когда детям больше свободы и беспорядка позволялось, но в то же время постоянно действовал режим дня. В этих вопросах педагогика и психология неразделимы. В садике сознательно отказалась от того, чтобы сын занимался «подготовкой к школе», считая, что это не просто бесполезно, но даже вредно.
Иногда приходилось на своих ошибках учиться, чтобы понять, как относиться к другим детям в профессиональном плане. Например, я очень жалею, что отдала дочку в первый класс за 2,5 месяца до 7 лет. Просто на своей (дочкиной) «шкуре» поняла, что буквально недели здесь имеют значение, также как рождение ребенка в 9 месяцев, так и созревание мозга для школьного обучения не ранее 7 лет, ну и наблюдения за другими детьми это подтвердили. Когда сын пошел в первый класс – была как психолог в восторге от программы по математике Петерсон. Убедила нашу учительницу Веру Ивановну взять эту программу и ездила в Москву одна, чтобы закупить на все 3 года обучения, на 30 человек по 4 тетради в год на каждого ученика и все сама притащила в Саратов. Много нерешенных психологических проблем я обнаружила и в современных гимназиях-спецшколах. Это тоже и на своей «шкуре», и на примере других детей пришлось пережить. В школе старалась наблюдать за самочувствием детей, иногда оставляла их дома просто из-за усталости и писала такую записку учителю. Летом, на даче каждый день у нас были занятия: рисование, чтение, математика, даже соседские дети иногда занимались.
Однажды, учась в первом классе, дочка нашла 100 рублей. И я поняла, что пора давать детям карманные деньги. Дочка приносила домой котенка и плакала, боялась, что мы не разрешим, но мы сказали: "ухаживай за котенком сама" и оставили его. Дочка вначале не очень любила театр, но со временем подружилась с девочками из хореографического училища, рисовала их, и теперь любит балет и общается с актрисами.
Учитывая психологические знания, компьютерные игры не покупали, телевизор ограничивали, зато книги каждый день перед сном читали. Когда сыну было 4 года, он сам научился читать, подсаживаясь за компанию, когда мы учили дочку. В этом же возрасте он уже брал молоточек, как папа, и забивал гвозди, в этом же возрасте мы повели его на балет «Спящая красавица» и он его смотрел даже внимательнее, чем пятилетняя дочка, тогда же мы купили ему книжку «Энциклопедия профессора Фортрана» про компьютеры и программирование. Сейчас он учится программированию на 5 курсе, работает программистом. А дочка, нарисовав красками пионы в кружке Дома творчества, еще дошкольницей сказала: «Я буду художницей».Она закончила художественное училище и институт по специализации «Издательское дело», работает редактором. В сентябре этого года вышла замуж. С дочкой, ее будущим мужем, сыном, девушкой сына и их друзьями провела тренинг «Эффективная семья». Молодожены живут у нас и сейчас их консультирую в конфликтных ситуациях.
Муж стал директором фирмы, когда я задумалась о своем помещении для психологической консультации, а у него стало совсем плохо с работой. Не скрою – идея была моя.. Человеческие качества у мужа оказались подходящими, у него даже однажды спросили, не был ли он на психологических тренингах: «Ты так разговариваешь с людьми, как учат на тренингах». Но это у него от природы. Финансы всегда были у мужа (он и зарабатывал больше), и как потом прочитала, в книге русского психолога-мужчины: «Глава семьи – зарабатывает деньги, покупает на них продукты и готовит из них еду. Кормилец – ставит перед ребенком тарелку каши»– это точно мой муж.
Как психолог старалась развивать детей в разных направлениях, только музыке не отдала учиться, но, когда дети окончили школу, сами пошли учиться игре на гитаре.
В год, когда родился второй ребенок, мы взяли садовый участок. Это был просто пустырь с засохшей прошлогодней травой по грудь. Постепенно осваивали его, раскапывали, сажали деревья, построили времянку из старых досок, где летом ночевали, готовили на примусе, начали строить дачу. Что психологического в этой затее? Отвечу – простор и свежий воздух, витамины, труд и познание для детей, целый ряд интересов для взрослых: сад, огород, цветник, стройка. Плюс отличный выплеск отрицательных эмоций в наше стрессогенное время. Лопату в руки и вперед… Намного лучше, чем на диване. И как избавление от вредных зависимостей отлично помогает. И кроме того повышает благосостояние. За 23 года (сыну сейчас столько) на участке у нас построилась дача в 1,5 этажа, баня, бассейн, печка с казаном, теплица, сад, цветник. Все построил муж (без всякой наемной рабочей силы) своими золотыми руками, а мы все ему помогали. И мы, и дети с друзьями с удовольствием живем на даче летом.
Практически все время дома были домашние животные - собаки и кошки. Это позволяло детям «учиться любви» - заботиться о других и получать благодарную ласку и любовь, которая не бывает лишней. «Что может быть лучше для детей, чем живущая в доме собака? Две собаки» . Из книги «Хвостатые психотерапевты». Да и взрослым собаки и кошки помогают снять напряжение и порадоваться жизни.
С возраста детей 6 и 7 лет (разница у них полтора года) мы стали вместе путешествовать - уезжать, хотя бы на две недели в отпуск «дикарями». Сначала на поезде, а потом на своей машине УАЗ (позже – джип). Первый город был - Ленинград, потом Анапа (дети спросили, а там музеи будут?), Адлер. На уазике начали путешествовать с «Золотого кольца», Тула, Ясная поляна, потом Крым, Одесса, Белоруссия, Абхазия, по дороге заезжали в усадьбы, дома-музеи писателей, поэтов, музыкантов, художников. 3 года назад впервые побывали за границей. Это была Италия.
После 6 лет работы психологом в школе и гимназии, перешла на работу в Областной центр планирования семьи и репродукции психологом-консультантом. Еще в школе, проводя анкету о любви со старшеклассниками, на уроках по «Этике и психологии семейной жизни», сделала свое открытие о разнице в психологии мужчины и женщины (до сих пор не опубликовала его). Начала искать литературу на эту тему, выписала в «Комсомольской правде» три тома Джона Грэя «Мужчины выходцы с Марса, а женщины с Венеры». Мои смутные догадки о ситуациях непонимания с мужем обрели ясность в психологическом анализе автора.
Сотрудничая с медиками: гинекологами, андрологами, сексологами, лучше стала разбираться в вопросах полового поведения и воспитания. Поняла, как лучше воспитывать своих детей, как беседовать с подростками о любви и взаимоотношениях полов. В возрасте, когда сын стал проявлять самостоятельность, не ночевал дома, именно муж помог правильно отнестись к этой ситуации: «Я тоже был такой, для мальчика это нормально». Прислушивалась, доверяла мужчине как личности с другой психологией. Конечно, были и трудности. Как многие наши мужчины, муж не любил требовать что-то от детей, скандалить с ними, он больше любил быть «добрым» папой. Приходилось дожимать мне в некоторых моментах, но сейчас он уже понял это и действует со мной заодно. Но при всех плюсах нашего папы и мужа – это такие мелочи.
В ОЦПСиР выписывали «Психологическую газету». Внимательно читала и вырезала для себя многие материалы. Оттуда узнала о наборе на тренинг по арт-терапии. Написала письмо и мне повезло- меня взяли на бесплатный тренинг по арт-терапии в Русский музей к О. Платоновой (Институт «Гармония») и Н.Джавиташвили, а через год (в 2000году) прошла 5 уровней обучения в Институте практической психологии «Иматон» «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» у А. Копытина, вступила в РОО Арт-терапевтическую ассоциацию. Дети с мужем приезжали ко мне в Санкт-Петербург на весенних каникулах, когда я в марте училась арт-терапии.
Использовала техники арт-терапии со своими детьми. У дочки в группе художественного училища провела тренинг по арт-терапии. И поняла, как было бы полезно этот метод применять в процессе учебы для студентов творческих учебных заведений.
В конце 20 века уже появилось некоторое количество психологической литературы, переведенной на русский язык, и по семейной терапии и другим направлениям. Это В. Сатир, С. Минухин , Ф. Перлз, не говоря уж о З.Фрейде, которого в 1980 году мы - студенты, читали в Отделе редких книг научной библиотеки СГУ, напечатанного с Ътями (то есть до революции 1917 года), причем давали его только психологам.
И когда, несколько лет назад, мне в руки попала книга Стивена Кови – «7 навыков эффективных семей», поняла, что где-то меньше половины из того, что там было, я, с горем попалам, наощупь сделала сама за свою семейную жизнь, но можно было бы пользоваться готовыми знаниями, упростив себе задачу. Сделала тренинг «Эффективная семья» (провела его со своими детьми).
Три года назад я открыла в Саратове свой «Центр семейного консультирования «АСТРА»». Вначале купили себе помещение. Зарегистрировали автономную некоммерческую организацию. По понедельникам - бесплатный прием психолога. (Согласна с Владимиром Леви, который выступал на V саммите психологов «Технологии успеха», что психологическая помощь должна быть доступной каждому и бесплатной). Есть сексолог, педагог. Арт-терапия. Приглашаю к нам в гости и на прием, кому необходимо. Сын помог реализовать мои психологические идеалы на нашем сайте www. csk-astra.ru.
Подводя итог, можно сказать, что у нас получилась отличная семья - дети уважают родителей, делятся с нами, тепло общаются друг с другом. Мы с мужем счастливы в личных отношениях и в профессии добились желаемого. Специально для этого рассказа еще раз спросила у детей: «Правильно ли я сделала, что не развелась с мужем, папой в тяжелый период?». Они ответили – да. Если бы я не была психологом (и, отчасти, педагогом), постоянно бы не училась, не искала ответы в книгах зарубежных практических психологов, у меня бы не получилось добиться хороших результатов в семье.
Спасибо ПСИХОЛОГИИ! Институт практической психологии «Иматон», «Психологическая газета» - пионеры практической психологии в России. Спасибо вам. Сейчас еще смотрю канал «Психология21» на кабельном ТВ.
P.S. В нашей стране в настоящее время необходима кампания по ликвидации психологической неграмотности населения, только тогда мы, психологи, сможем приносить пользу не только себе, но и людям.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать