16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе

- Александр Иванович, вы являетесь руководителем программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе», которая начнется в апреле. Хочется задать вам несколько вопросов об этой программе, но в первую очередь, интересно узнать о том, изменилось ли что-нибудь в вашем подходе к арт-терапии в последнее время?

- Сейчас мы с коллегами, развивающими данное направление в нашей стране, уточняем наши позиции относительно стратегии арт-терапевтического образования в России. Для меня стимулом к уточнению позиций отчасти послужило распространение некоторыми организациями британской модели арт-терапевтического образования, которая в последние годы внедряется в нашем городе. Захотелось лишний раз проанализировать принципы, на которых базируется программа дополнительного образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе».

Подводя итоги своих размышлений на эту тему, могу сказать, что пришел к определенным выводам. Я считаю, что выбранная нами модель развития арт-терапевтического образования имеет определенные преимущества, поскольку базируется на российских условиях, на нашей российской ментальности. Я верю в то, что модель арт-терапевтического образования, которую я пропагандирую, отражает важные достижения отечественной системы образования и соответствует тем профессиональным принципам, которые я сформулировал в ходе практической работы.

- Не могли бы вы их кратко перечислить?

-  Первый принцип - практическая ориентированность курса (вся информация, которая предлагается слушателям курса, непосредственно связана с их последующей практической деятельностью). Это обусловлено тем, что многие наши абитуриенты уже имеют законченное высшее образование, работают по специальности и  обучение на курсе помогает им несколько поменять направление своей деятельности, добавить к ней новые оригинальные компоненты. 

Второй принцип - принцип научной доказательности. Программа предполагает освоение студентами современных методов исследований, чтобы они сразу же, проходя клиническую практику, начинали проводить исследовательскую работу, измерять получаемые результаты, доказывать ее эффективность. Это важнейший принцип, который, к сожалению, соблюдается далеко не во всех программах обучения арт-терапии, причем, как российских, так и зарубежных.

Третий принцип – интеграции в этой программе элементов различных направлений терапии искусством. В отличие от западной модели арт-терапевтического образования, которая идет по пути узкой специализации, наша модель позволяет студентам получить более глубокое представление о разных способах арт-терапии. Ведущая модальность -  визуально-пластические искусства. В программу включены элементы драма-терапии, терапевтического литературного творчества, танцевально-двигательной терапии и музыкальной терапии. Это отвечает особенностям ментальности наших российских специалистов, которые тяготеют к овладению широким спектром различных форм творческого самовыражения. 

- На каких специалистов ориентирована эта программа?

- Слушатели данной программы получат необходимые знания для применения арт-терапии в самых разных областях – в медицине, образовании, социальной работе, бизнесе  и так далее. Арт-терапия в бизнесе – это новая область деятельности, которая практически никак не отражена в западных программах арт-терапевтического образования. А между тем, арт-терапия в бизнесе может широко применяться для успешного формирования команды профессионалов, для раскрытия творческого потенциала сотрудников. 

- Ваша программа идет уже не первый год, удается ли ее совершенствовать?

- Конечно, с течением времени происходит корректировка отдельных элементов программы. В этом году у будущих слушателей программы появится возможность не только увидеть работу зарубежных арт-терапевтов, с которой мы каждый год знакомим, показывая обучающие фильмы, но и получить непосредственный опыт присутствия на занятиях практикующих арт-терапевтов, которые сейчас  работают в Санкт-Петербурге.

В будущем одним из направлений развития может стать увеличение количества часов занятий, создание отдельной программы очного обучения.   Пока программа является очно-заочной.

- Существует ли какая-то специфика очно-заочной формы работы?

-  Очно-заочный режим обучения предполагает, что слушатель должен будет проделать достаточно большую работу самостоятельно и это потребует определенной личностной  зрелости. Здесь большое значение имеет мотивация человека, его умение работать самостоятельно, отслеживать результаты своей работы, вести дневники самонаблюдения. От этого в большой степени зависит, какого уровня он сможет достичь в результате обучения. Многим выпускникам удается создавать очень глубокие научные работы, делать интересные авторские программы.

- Какими навыками, знаниями должен обладать человек, чтобы иметь возможность профессионально заниматься арт-терапией?

- В соответствии с международными требованиями, человек, желающий приступить к изучению арт-терапии, прежде всего, должен иметь высшее образование, не обязательно психологическое. Он может быть врачом, педагогом или представителем любой творческой профессии, но должен иметь, как минимум, степень бакалавра. Кроме того, он должен обладать определенным жизненным опытом, поскольку эффективная работа, гарантирующая соблюдение интересов клиента, возможна только в том случае, если психолог сам достиг определенного уровня человеческой зрелости. За рубежом во многих странах на курс обучения арт-терапии принимаются только люди, которые уже достигли двадцатитрехлетнего возраста. Это связано с тем, что прохождение арт-терапевтической подготовки сопряжено с высокими творческими и психологическими нагрузками, с которыми вряд ли может справиться человек, который только что окончил среднюю школу.  Желательно также, чтобы абитуриент имел хотя бы минимальный опыт волонтерской или профессиональной работы с социально неблагополучными группами населения. Важнейшим условием является наличие собственного опыта использования тех или иных форм творческого самовыражения: изобразительного искусства, игры на музыкальных инструментах, танца.

-  Насколько важно иметь определенные способности к творчеству?

- Важно, конечно, но  для эффективной работы в арт-терапии будущему специалисту вполне достаточно иметь способности среднего уровня. Что же касается творческих способностей клиентов, то арт-терапия основана на представлении, что любой человек может выражать себя на доступном ему уровне.

Арт-терапия позволяет клиенту раскрыть свои чувства, переживания даже в том случае, если он не владеет или плохо владеет речью, скрывает какую-то информацию. Поэтому, используя арт-терапию, можно оказать психологическую помощь даже тем людям, которым не подходят «вербальные» способы психологической помощи, такие как психологическое консультирование или психоанализ.

- С чем вы, как специалист, связываете большой интерес российских психологов к арт-терапии?

- Причин популярности арт-терапии можно назвать несколько. Несомненно, важно, что арт-терапия, сочетая в себе науку и искусство, позволяет специалистам реализовать свое стремление к науке и в то же время проявить себя в качестве творцов, художников. Арт-терапия оказывает воздействие на разных уровнях: и на интеллектуальном (ментальном) уровне, и на эмоциональном. Арт-терапия способна дать человеку не только понимание своих проблем, но и разнообразный живой опыт…

Кроме того, терапия искусством работает не только с психикой, но и с телесной сферой человека. Это чрезвычайно ценно для современных жителей городов, которые плохо знают и недостаточно используют свои телесные ресурсы. Арт-терапия помогает им получить и осознать телесный опыт, позволяет испытывать удовольствие от контакта с различными материалами.

Это только некоторые аспекты, объясняющие интерес к арт-терапии. Несомненное преимущество арт-терапии в том, что она представляет собой универсальный язык общения.

- В одном из интервью вы сказали, что Санкт-Петербург на данный момент является арт-терапевтической столицей России. Не могли бы вы прокомментировать это высказывание?

- Мои слова, конечно же, не означают, что арт-терапия не развивается в других регионах России. В данном случае, я имел в виду, что именно в Санкт-Петербурге арт-терапевты смогли объединиться и благодаря этому успешно развивают данное направление, создают общественные организации и достигают в своей работе достаточно весомых результатов.

В первую очередь, результатом совместной работы является создание в Санкт-Петербурге ряда образовательных программ по арт-терапии. Также хочется подчеркнуть, что именно в нашем городе активно внедряются инновационные методы арт-терапии, проводятся научные исследования, и результаты этих исследований опубликованы в многочисленных сборниках и монографиях.

Несколько мне известно, в  нашем городе уже во всех психиатрических больницах, диспансерах открыты кабинеты арт-терапии, специалисты работают с душевнобольными пациентами. В этом году должны выйти несколько книг, в которых будет отражен передовой опыт арт-терапевтов Санкт-Петербурга.

- Расскажете немного об этой серии?

- Серия книг будет называться «Практическая арт-терапия». Это коллективные монографии и каждая из них посвящена определенной области практического применения арт-терапии. Две книги из этой серии уже приняты в печать, они выйдут в начале осени, одна из них называется «Арт-терапевтическая помощь жертвам насилия» (детям и взрослым), а другая – «Арт-терапия наркоманий: лечение, реабилитация, пост-реабилитация». Я считаю, что появление этой серии книг свидетельствует о том, современные российские специалисты уже насытились базовой информацией и сейчас готовы воспринять опыт, накопленный арт-терапевтами, работающими в узких областях. Это является индикатором выхода отечественной арт-терапии на достаточно высокий профессиональный уровень.

- Какие задачи стоят перед Арт-терапевтической ассоциацией сегодня?

- Можно говорить о стремлении расширить масштабы внедрения арт-терапии в те области, которые уже были перечислены, а также начать ее внедрение в соматические больницы, использовать методы арт-терапии в лечении больных СПИДом, онкологических больных. Большая работа в этой области проделана Андреем Владимировичем Гнездиловым, который уже много лет работает с безнадежно больными людьми. Есть потребность расширять этот передовой опыт и внедрять новые формы арт-терапевтической работы с подобными пациентами, проводить исследования. Это также означает и расширение масштабов исследовательской работы.

В последнее время мы вплотную подошли к активным научным исследованиям, которые направлены на подтверждение эффективности арт-терапии в разных областях практического применения и сейчас стоит задача продвижения арт-терапии путем защиты кандидатских и докторских диссертаций, подготовки и публикации материалов, посвященных арт-терапевтической практике и исследованиям. Важной задачей также является укрепление международных контактов, поскольку они могут помочь нашим специалистам расширить свой кругозор, получить новую информацию, освоить новые методы, а также предъявить коллегам свои исследования и разработки.

- Вам удалось наладить контакт с зарубежными специалистами?

- Контакт налажен, зарубежные специалисты в последнее время часто приезжают в Россию. Недавно в Санкт-Петербург приезжала Беверли Корт, арт-терапевт из Шотландии. Вернувшись домой, она подготовила статью, опубликованную в информационном бюллетене Британской ассоциации арт-терапевтов. Эта статья,  отразившая различные сегменты российского арт-терапевтического движения, позволила британским арт-терапевтам получить более адекватное представление о том, как развивается российская арт-терапия.

В свою очередь, многие отечественные специалисты уже побывали на научно-практических конференциях за рубежом и даже прошли там подготовку по арт-терапии. Открытость границ позволяет специалистом из разных стран обмениваться опытом и нарабатывать профессиональное мастерство.

- Возможность ознакомиться с опытом коллег из-за рубежа, несомненно, является очень важной. Некоторые арт-терапевты считают, что российская арт-терапия, по сравнению с западной, еще не выбралась из пеленок.

- Я не думаю, что для такой точки зрения есть основания. Отличие российской и западной арт-терапии в том, что на Западе ее уже признали отдельной профессией, арт-терапевты там получили определенный статус. В этом смысле можно говорить о некотором опережении.

Но, в то же время, несмотря на то, что арт-терапия в России пока не получила статус специальности, многие наши соотечественники накопили весьма интересный опыт, которым мы можем гордиться. Примером может быть деятельность уже упоминавшегося Андрея Владимировича Гнездилова, а также Марка Евгеньевича Бурно, одного из родоначальников арт-терапевтического направления в России. Еще в 70-х годах прошлого века он создал оригинальный метод терапии творческим самовыражением, который по своей глубине, научной обоснованности, результативности работы может быть вполне сопоставлен с передовыми зарубежными методами.

Поскольку арт-терапию на Западе развивали и развивают в основном художники, а в России – врачи и психологи, можно сказать, что российская арт-терапия имеет преимущество: хорошую научную базу. И как раз западные арт-терапевты, которым порой очень не хватает фундаментального психологического и клинического образования, владения методами научного исследования, иногда кажутся еще «не выбравшимися из пеленок». Они остаются на позициях позапрошлого века.

Александр Иванович Копытин - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации. Заведующий кафедрой арт-терапиии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» Института практической психологии «Иматон».

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»