18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024
Немцов о себе, о людях, обществе, государстве

Громкое убийство Б.Е. Немцова 27 февраля вызвало не только в нашей стране, но и во всем мире шквал обвинений, версий, предположений… Закономерно акцент ставится на политической составляющей события. И в шумном перекрикивании друг друга эксперты и ораторы мало говорят о самом человеке.

Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Бориса Ефимовича Немцова.

И приводим отрывки из его книги «Провинциал», где он рассказывает о себе, размышляет о людях, обществе, государстве.

О СЕБЕ

ОТКУДА Я?
Сейчас я, конечно, "сам из себя", автономный. Впервые я  почувствовал свою автономность, пожалуй, классе в десятом.  Чувство было  связано с конкретным событием: впервые не пришел домой ночевать. Скандал был,  это ясно. Пришлось ощутить себя самостоятельным... А вообще, судя по  росту, по комплекции и по волнистым волосам, я явно в отца.  Если говорить о чертах лица, о памяти и вообще об умственных способностях, то - больше в маму.

ПРОШЛОЕ - СО МНОЙ?
Конечно. Правда, запоминаются почему-то довольно смешные истории, какие-то несущественные, малозначимые. Например, как я потерялся на пляже, когда мы с матерью были в Сочи. Часто вспоминается. Или, когда уже в Горький переехали, играли в догонялки на строящихся гаражах и я свалился и распахал себе голову. Детские драки вспоминаются, в том числе, в школе. Это были отнюдь не победоносные драки. В детских драках я победителем не был.
(…)
А уж что касается современной жизни, помню практически все. Выборы в Верховный Совет Союза, борьбу с атомной станцией, первые демонстрации, встречи с Сахаровым, и рождение ребенка, и защиту диссертации, и участие в научных конференциях... Все живо.(…)

СУДЬБА
Чувство судьбы, предопределенности - абсолютное. Я не  знаю, что со мной будет завтра, и готов ко всему. Жизнь - хаотический процесс. Дело в том, что я себя не ощущаю личностью, влияющей на ход истории, как зачастую думают некоторые другие политики. Я - песчинка, может быть, не самая мелкая, какие есть в этом океане предопределенности, но все-таки -  песчинка. Она может как-то сопротивляться в деталях, но глобально не  может изменять жизнь и судьбу. Раньше, в "период максимализма", этой уверенности не было. Она -  результат опыта.

УДАЧА
Я часто побеждаю. Иногда кажется, что результат того или иного  начинания непредсказуем, но потом ход  жизни  показывает,  что  я  побеждаю. Иногда я теряю при этом, но все равно... побеждаю. Тут явно  сопутствует какая-то удача. Либо какое-то стечение обстоятельств, что, по сути, тоже удача. Может быть, ангел-хранитель меня оберегает? Но это может и кончиться. Удача может отвернуться. Постоянное ощущение, что она может отвернуться, держит меня в узде. Заставляет быть в форме.

МОЯ САМАЯ БОЛЬШАЯ УДАЧА
Это - когда у меня дочь родилась! То, что у меня есть потомство.  Это здорово! (…)

УСПЕХ
К моей матери однажды подошла цыганка. Лет пятнадцать назад, а может, и больше. Нагадала матери, что ее сын будет всемирно  известным человеком. Мать очень сильно смеялась. Если это называть успехом, то он достигнут. Но на самом деле я свой личный успех связываю с нынешней деятельностью. Я думаю, что успех будет абсолютным и можно будет с чистой совестью уходить из этого кресла, если люди будут жить лучше. Как ни банально это звучит. И  если  будет  виден мой вклад в это дело. И второе - если появится такое устойчивое словосочетание: вот в "немцовские времена" было так, а сейчас стало иначе.  Нынешнее свое положение я расцениваю как успех авансом.

МОЙ САМЫЙ КРУПНЫЙ УСПЕХ
Думаю, победа на губернаторских выборах. Это, безусловно, успех.  Понимаю, что это успех не непосредственно мой, но тем не менее эта  победа показывает жизнеспособность нашей команды, показывает, что, несмотря  на все издержки, к нам есть доверие, и это - оценка нашей работы, которой, собственно говоря, я посвящаю большую часть своей жизни.

ОШИБКИ
Полно ошибок! Часто ошибался в людях (сейчас уже не так часто), слишком мягко себя вел в некоторых ситуациях (сейчас это уже бывает реже, а прежде, видимо, сказывалось женское воспитание). Мои ошибки кажутся большими или маленькими, а в последнее  время  все они кажутся какими то грандиозными, потому что они публичные.  Я  думаю, что в жизни каждого человека совершается масса ошибок,  но  поскольку  о них знают только он и его близкие, то эти ошибки не становятся предметом общественной дискуссии. Мои действия - как на ладони. И в этом смысле те или иные ошибки кажутся исключительными.

ОБИДЫ
Обижаюсь. Но быстро забываю: я не злопамятен.(…)

НАСТОЯТЬ НА СВОЕМ!
Упрямство - не очень хорошая черта. Склонность к компромиссам у меня сильнее, чем упрямство. Но если вопрос носит абсолютно принципиальный характер, если буду чувствовать угрызения совести, то я буду настаивать до конца.

УСТУПИТЬ...
Могу уступить. Это не воспринимается как проигрыш. Вообще я не любитель лезть напролом, не пытаясь найти более спокойные варианты. Считаю, что такая заданность и прямолинейность - не признак интеллекта, а, наоборот, свидетельство неспособности человека хорошенько подумать и  найти другие решения.

НИКОГДА НЕ...
Никогда не говори "никогда". Тем не менее, никогда  не  проголосую  за коммунистов и Жириновского. Вот уж это точно.

ПОСТОЯННО ДУМАЮ О...
Постоянно - ни о чем не думаю. Сейчас думаю об одном, завтра - о другом. Постоянные раздумья о  чем-то одном,  по-моему,  признак большого комплекса. У меня его нет.

СДАЮСЬ
Да, в теннис - часто. И отнюдь не по политическим мотивам. Просто от бессилия. Знакомое чувство. Не очень-то приятное. Главное, чтобы не оставалось озлобленности при этом.

ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕГО
Тяжелее всего выполнять неприятную работу. Тяжело и противно.  Ну, например, выполнять решения, которые считаешь абсолютным абсурдом. Или говорить слова, в которые не веришь. Или выбирать между совестью и целесообразностью. Вот это очень тяжело, и я стараюсь этого не делать.

ХОЧУ ЗАБЫТЬ
Хочу забыть казусы, которые в моей жизни были. И в личном плане, и в общественном. Разные...

НИ ЗА ЧТО НЕ ЗАБУДУ
Вообще-то это вещь интимная... Не забуду первую любовь,  буду  всегда помнить родителей, дочь, жену, близких мне людей.

СОВЕТУЮ
Советую не горячиться особо.

ПРИНУЖДАЮ
Не люблю принуждать.

ОТДЫХАЮ
Очень люблю отдыхать! По воскресеньям и летом, и зимой. Летом - в Сочи, зимой на лыжах. Классное время! Но иногда охватывает ужас, что полностью отстал от жизни. Слишком долго отдыхаю и уже ничего не соображаю, что происходит. Это когда недели две удается отдохнуть.

ПУТЕШЕСТВУЮ
Да, люблю ездить. Но - не ради созерцания. Эта пассивная японско-американская манера путешествоватьс кинокамерами, фотографиями возле Пизанской башни или Собора Василия Блаженного - все это мне не доставляет удовольствия. Гораздо интереснее люди. Путешествие не для того, чтобы пейзажи менялись за окном автомобиля, а чтобы были интересные обстоятельства и интересные люди. А люди интереснее всего в Нижнем Новгороде. В нашей области. В Москве... За границей тоже есть, но могу сказать, почему в России самые интересные люди. "Там" везде регламентированная жизнь и очень чёткие правила. Это неинтересно. Скучно. Нет азарта. Вид Нью-Йорка отличается от вида Сиднея, это я могу сказать точно. Но  когда начинаешь общаться с людьми, то выясняется, что разница небольшая.

ЧИТАЮ
Читаю разное: мемуары, экономическую литературу. В последнее время, в связи с угрозой коммунизма, особенно активно начал читать книги по русской истории. Современное - тоже. Волкогонова читал, публикации Антонова-Овсеенко. Что касается классической литературы - мне ближе русская  классика. Чехов. Да, у Чехова все - безысходно. Но Чехов тонко, как никто, чувствовал человеческую душу.(…)

УТРО
Ужасно...

ВЕЧЕР
Замечательно! Я - сова.

ОЧЕНЬ ПОЗДНИЕ ВЕЧЕРНИЕ МЫСЛИ
Как правило, самые умные мысли приходили мне именно поздно вечером. И в науке, и в политике тоже. Иногда даже ночью. Просто потому,  что я  - сова.

СНЫ
Снятся. Зависит от степени усталости. Если очень сильно устал, сны бывают какие-то беспорядочные, если не очень - снятся разные сюжеты, иногда даже совсем экзотические. Вот, например: сидя на истребителе верхом, руковожу операцией по спасению Ельцина от Дудаева. Почему на истребителе, непонятно.(…)

НЕНАВИЖУ
Ненавижу чванство, высокомерие и глупость. Не знаю, что поставить на первое место.

НЕНАВИЖУ В СЕБЕ
Не сказал бы, что что-то в себе ненавижу. Многое себе прощаю. Бывает иногда стыдно за какие-то поступки, но ненавистью я бы это не назвал.

СОВЕСТЬ
Есть.

УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
Есть. Бывают время от времени.

СТИХИ НАИЗУСТЬ
Да! С большим удовольствием. И восхищением:
"Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу..."
Читал совсем недавно на пушкинских торжествах в Большом Болдине. Хотя раньше, когда в школе заставляли учить стихи,  это дело набило оскомину. Не хотелось.(…)

АВТОРИТЕТЫ
Авторитетов очень много. Солженицын. Сахаров. Столыпин. Петр I. Александр II.

КУМИРЫ
Нет кумиров. Для меня это что-то вроде "факира на час". Признак восторженной сентиментальной натуры. Придумывать себе кумиров могут только наивные молодые люди. Я - нет. Уже - нет.

МОЯ НАУКА
Я занимался наукой около десяти лет. Это во-первых. Во-вторых, занятия наукой были весьма успешны. За неполные десять лет работы я написал около 60 статей, которые были опубликованы в самых солидных научных журналах, российских и западных. Многие считали, что из меня что-то получится. Так считал даже академик Гинзбург, который недавно прислал мне письмо. Даже не одно: сначала было письмо об опасностях коммунизма - это, собственно, не письмо, а огромная статья. Гинзбург хотел, чтобы я дал заключение. А второе письмо - сугубо по физике. О сверхсветовых источниках.

У меня в мой "научный период" было довольно интересное положение: я был свободен и мог заниматься чем хотел. У меня не было узкого направления, где я должен был бы корпеть над какой-то конкретной задачей. Наоборот, был очень широкий выбор тем, и никто не ограничивал моих  научных пристрастий. Такая свобода, даже в науке, конечно, уникальна. Я  благодарен своим учителям и коллегам, докторам Н.Денисову и В.Эйдману, за то, что они предоставили мне такую свободу (оба они уже умерли). Меня всегда больше интересовало не столько выяснение каких-то тонких нюансов, сколько яркие научные идеи. Моя особенность состояла в том, что иногда мне удавалось такие идеи высказывать. Идеи, которые, казалось, просто лежат на поверхности или носятся в воздухе, мне удавалось, во-первых, провозгласить, а во-вторых, реализовать.

МОЯ ЛЮБИМАЯ НАУЧНАЯ ИДЕЯ
Эта идея - хронологически последняя в моем научном периоде. Акустический лазер. Я предложил модель, состоящую из перегретого пара, смесь, которая в случае сильного охлаждения излучает очень мощный звук. Такой мощный, что может поразить даже человека. Воспринимается ли этот звук человеческим ухом, зависит от особенностей прибора. В принципе, как ни странно, это именно инфразвук, который обычный человек не слышит. Прибор не стал оружием, потому что его не успели засекретить: я послал статью в зарубежный журнал. Собственно, это не так уж важно. Многие научные идеи имеют общегражданское значение и плюс к тому используются военными. Чисто военных идей, как правило, бывает мало. Поэтому ученые, занятые исключительно закрытой тематикой, обычно не способны на крутые новации. Эйнштейн же никогда не занимался атомной бомбой! И тем не менее основы его релятивистской теории легли в фундамент ядерной физики, в  создание атомной бомбы. Поэтому идеи, в том числе и военные, которые переворачивают технологию вооружений, - такие идеи рождаются  в  умах вполне мирных людей. Не в касках. И вообще без погон. Серьезный прорыв в науке возможен только там, где есть фундаментальные исследования, и там, где есть свобода. И наоборот: там, где нет этих двух вещей, никогда не состоится прорыв. Могут быть усовершенствования, даже на уровне Ленинской премии, и тому подобное. Но гигантского прорыва быть не может. Такого, как создание ядерного оружия, нейтронного оружия. А что касается судьбы моего акустического лазера, то эта  идея стала очень широко известна. И в нашей стране, и за рубежом. Статьи публиковались в самых авторитетных журналах (даже в "Physical Review", это самый крутой мировой журнал по физике, в нем печатались Эйнштейн, Ландау,  Сахаров). Но эта идея - не именная. Это вообще довольно странный механизм - как образуются  имена у тех или иных событий или явлений. Например, когда мы придумывали наши областные облигации, никто не ожидал, что они будут называться  "немцовками".(…)

Я - ЧИНОВНИК
Нет, я не чиновник. Я - избранный губернатор. Это совсем другое качество. У меня нет никаких таких чиновничьих повадок, ни к кому я  не должен приспосабливаться. До выборов, я имею в виду губернаторские,  конечно, я был чиновником. Но стремление к независимости и свободе всё равно проявлялось. Да, конечно, я отдавал себе отчет в том, что в любой момент, в  любую секунду я могу потерять свое место. Этот стул. Кресло. Но важнее другое: сознание того, что отвечаешь за многих и многих людей.

Я - СЕНАТОР
В очень небольшой степени чувствую себя сенатором. То есть человеком, который занимается общегосударственными проблемами, - так я это понимаю. Как ни странно, если я этим и занимаюсь, то в основном - вне стен Совета Федерации. К своему удивлению обнаружил, что иногда  моя позиция  имеет значение для многих миллионов людей в стране. Так я понимаю  свое  сенаторство.(…)

Сенатором быть - очень ответственно. И не очень для меня понятно. Если в Нижнем Новгороде я чувствую себя как рыба в воде, все здесь прошел  и все знаю, знаю, от кого чего можно ждать, то российский уровень для меня - тайна за семью печатями. Там другая жизнь совсем. Там другой жанр. Он близкий, конечно, но этот ветер московских интриг... Методы, в основном, те же. Но количество действующих лиц, количество факторов, влияющих на ситуацию, принципиально больше. И поведение должно быть довольно специфическим. Если хочешь, чтобы твое мнение, то, что ты делаешь и что ты считаешь нужным делать, стало достоянием общественности и не было извращено. Я ведь в Москве, в этих московских сферах давно уже вращаюсь. В московской жизни. И она меня мало привлекает. Могу сказать, чем она меня мало привлекает. Низкой продуктивностью, огромным количеством субъективных обстоятельств и интриг, страшной  бессмысленной  конкуренцией, нет, даже не конкуренцией, а всеобщей настороженностью, желанием подставить подножку на ровном месте. Меня такая жизнь не привлекает просто потому, что мало хорошего можно сделать. Не потому, что я их боюсь. И не потому, что я с ними борюсь. Я как раз могу их... проигнорировать. Стройными рядами. А потому, что слишком много времени и сил уходит на эти разбирательства. Ничего продуктивного и содержательного сделать невозможно. Я не могу в Москве нормально работать. В обстановке, где без конца справа и слева гвоздями тычут.

О ЛЮДЯХ

«ДОВЕРЧИВОСТЬ - УДЕЛ НИЗКИХ НАТУР»
В принципе - согласен. Но... Существуют профессиональные  особенности у властителей. Властителей жизнь принуждает быть недоверчивыми, потому что они ежедневно сталкиваются с предательством. И здесь уже очень многое зависит от генетических особенностей человека власти. Если он не имеет внутренних сдерживающих пружин, то недоверчивость перерастает вюподозрительность, мстительность, черствость и жестокость. Если  человек имеет внутренние пружины, то недоверчивость перерастает в осторожность. Абсолютно уверен, что все политические долгожители, которые существовали на планете, - все стояли перед искушением никому не верить. Все до одного. Нет на свете ни одного руководителя, который не  задумывался  бы об этом ежедневно. А уж тем более - "долгожители", которые своей долгой политической жизнью доказали, что были правы, не доверяя никому. Каждый по-своему реализовывал это постоянное желание не доверять людям. Одни превращались в жестоких тиранов - Гитлер, Сталин, Иван Грозный... Ленин, допустим. Другие умудрялись находить компромиссы - Черчилль,  Горбачев, Тэтчер.(…)

«ВЫДАВИВ ИЗ СЕБЯ ПО КАПЛЕ РАБА, УВИДИМ, ЧТО НЕ ОСТАЛОСЬ НИЧЕГО»
Читал эту сентенцию в одной недавней статье. Оскорбительно! Я  думаю, что ее автор к себе не применяет этой мысли. Я думаю, что ни один человек, услышав эту чеховскую фразу, переиначенную на современный  лад, не может адресовать ее себе. Даже самый отпетый, покорный конформист  -  не может. Рабское сознание в нас сидит, возможно, прочнее, чем в  других  народах. Тут, конечно, отсвечивает российская история. В России  бунтарей, людей, свободно мыслящих, убивали. Физически уничтожали. И, может  быть, произошел некий естественный отбор. Значит, сейчас у нашего народа должна произойти регенерация свободомыслия и вольнодумства. Дети, родившиеся в эти последние годы, уже другие. Я смотрю на свою дочь, ей  двенадцать. У нее есть своя позиция, свои взгляды, она может не соглашаться, спорить, она вообще не понимает, как чужое мнение может стать самодовлеющим для всего общества. Она принадлежит к поколению, которое может жить в свободной стране.

СЛАВА, ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ
Да, все это очень интересует людей. Если кто-то говорит, что ни то, ни другое, ни третье его не волнует, значит - человек  врет.  Вопрос, в какой степени человека влекут эти "три кита". В  какой степени человек может опуститься ради достижения этих трех вещей? Вот - главный  вопрос. А не само по себе отношение к славе, власти и деньгам. Если матерью и отцом заложена основа, планка, ниже  которой нельзя опускаться, то тогда честолюбивое и меркантильное желание быть известным и богатым, на мой взгляд, надо только приветствовать. Если же человек готов перешагнуть через самые элементарные правила жизни среди людей, то тогда слава, власть и деньги превращаются в трагедию. И для остальных, и для самого человека, попирающего естественные законы жизни. К сожалению, даже при высокой нравственной планке путь к достижению власти, славы и денег чреват "понижением" изначальных постулатов и  ценностей. К сожалению... При этом многое все же  зависит от  социума, от устройства общества. Всегда в авторитарном государстве, где все запрещено, где нет свободы слова, свободы печати, где можно только врать и лицемерить, где невозможно просто сказать, что думаешь, - в таком обществе эти три слова всегда носят зловещий характер. Всегда - я хочу это повторить. В условиях, когда есть открытость, когда власть избирается, и может быть переизбрана, и может быть даже осуждена и  посажена,  а  деньги могут быть конфискованы, если нечестно заработаны, тогда эти слова ничего пугающего и зловещего в себе не несут. Одни и те же  слова,  а смысл совершенно разный. В зависимости от общества, в котором живешь.

ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Порядочный человек - тот, который не может предать. Нужно сразу же определить, что такое предать. Могу сказать: это обречь близкого человека на страдания, когда можно было этого не делать. Вот и все.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ
Великие люди - те, кто делает историю. Иисус Христос, Аристотель, Леонардо да Винчи, Петр I, Сахаров, Эйнштейн...(…)

Россия - жестокая страна. И она не прощает людям даже то хорошее, что они хотели для нее сделать. Почему? Не знаю.  Может  быть,  потому, что Россия - страна и европейская, и азиатская одновременно. Может быть, потому, что главный ее пафос - не троньте, я сама. В этом -  залог успеха консерваторов, в этом - неизбежность ухода реформаторов, в этом - зигзагообразное развитие страны. То, что я сейчас высказал, вещь на самом деле очень личная. Но я действительно так думаю. Я не помню ни одного человека, кто совершил бы что-то очень важное и прогрессивное для России и  не поплатился бы за это. Александр Второй много сделал для России - он был убит.  Я  считаю, что Столыпин мог бы сделать Россию великой и почти уже сделал ее великой - он был убит. Горбачев. Он не был убит, слава Богу, но и он, и Егор Гайдар - проклятые люди. Горбачев в меньшей степени, чем Гайдар, но со временем и с Гайдара спадет проклятие. Тут дело не в деталях, а в принципе. Все, кто хотел обустроить Россию, ошибаясь и спотыкаясь при этом, но  хотел  искренне, - все они Россией отторгались. Все... Все.(…)

ИГРОК
Традиционные игры я не приемлю. Карты, например, раздражают меня страшно. Скучно, неинтересно. Шахматы тоже: голова болит. Рулетка - нет, совсем неинтересно. Потому, что ясен исход. Все равно не выиграешь. Так устроено. Игра тогда интересна, когда исход абсолютно неясен и во многом зависит от тебя. Меня интересуют настоящие игры, большие и всерьез. Мужские. Которые требуют, во-первых, твоей собственной сноровки, во-вторых, исход которых зависит от тебя лично. В этом смысле совсем неинтересно сидеть пассажиром в летательном аппарате, даже космическом. Белка и Стрелка - они не игроки. Они -  пассажиры.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ ПРАВИЛ
И то и другое мне знакомо. Причем когда правила устанавливаются  исключительно самим собой, то это как раз и означает игру без правил. Игра по правилам - это когда правила установлены не только самим  собой, но и очень многими людьми. Когда ты влияешь на изменение правил, то со стороны это воспринимается как игра без правил. На самом деле это, возможно, игра  по  правилам. Но - чуть впереди времени. Здесь всегда есть конфликт.

МАСКА
Маска... Самая большая маска, которую я видел, это Соединенные Штаты Америки. "Все улыбаются - никто не улыбается". Улыбаются там абсолютно все. И ничего плохого в этом нет. Это просто такая уж черта национального характера.У меня даже иногда складывалось впечатление, и это, кстати, очень привлекательно, что, если американца за пару минут до его кончины спросить:  "How are You?", он  ответит: "Fine!". Если у него еще остались силы на такое короткое слово. И  умрет с улыбкой. Очень хорошая черта! Жизнерадостность такая. Но это явно - маска. Потому, что чувствуют они то же самое, что и мы. Они такие же, как мы. Просто они приняли игру по правилам, которые предполагают улыбку, даже если тебе очень плохо. У нас наоборот. Иногда чувствуешь, что не так уж все и плохо. Но почему-то в России считается неприличным демонстрировать свою жизнерадостность. Такое внешнее уныние является непременным атрибутом нашей жизни. Что касается любого общественного деятеля, то долго держать какую-то определенную маску ни один публичный человек не может.  Не  может!  Рано или поздно эта маска исчезнет. И не потому, что маску с него сорвут, а потому, что он себя разоблачит. Сам. Всегда. Маска ведь предполагает некую искусственность. А искусственность долго жить не может. Поверьте. Рано или поздно она пропадет. Поэтому люди очень ценят, и я ценю, как раз более открытое и  естественное поведение. Искреннее поведение. Нежели тот образ, который человек пытается себе создать.

ЦИНИК
Циник - это человек, который признается в любви и тут же рассказывает своему приятелю, что все это было вранье.  Не  сам  себе  признается,  а
именно приятелю.(…)

ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество - неведомое мне чувство.

УЕДИНЕНИЕ
Блаженство! Уединение - это состояние, в которое ты сам себя погружаешь, потому что ты этого хотел. А если ты делаешь то, что хочется, это всегда приятно.

ЛЮБОПЫТСТВО
Любопытство - это движущая сила человечества. Замечательное качество! По-моему, в первую очередь оно свойственно мужчинам. Оно вполне невинно, неопасно, и оно расширяет кругозор.

АЗАРТ
Азарт... Это - когда головой знаешь, что нужно остановиться, но сердце заставляет все равно делать что-то дальше. Может быть, во вред себе.

РИСК
Риск - это жизнь в России. Практически для всех. Страшно и  интересно одновременно.(…)

ТОСТ
Тост - это тест на остроумие. Или на слабоумие. По тосту можно очень многое сказать о человеке. Я редко ошибался  в  оценке интеллектуальных способностей человека после того, как он произнес тост. Хотя иногда люди произносят не свой собственный тост, а чей-то чужой.

ЗАЩИТА
Защита - способ выжить. (Кстати, и нападение тоже.  Два  способа  выжить.) Естественное состояние человека, возникающее благодаря инстинкту самосохранения.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ
Ощущение покоя и стабильности. У меня такое ощущение возникает редко. Очень редко.(…)

РУССКИЙ ХАРАКТЕР
Бесшабашность, надежда на авось. Смекалка.  Авантюризм  некоторый.  И определенная "маниловщина".(…)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность - это чувство причастности к успехам и ошибкам. Ответственность возникает только тогда, когда человек не чувствует себя временщиком на своем месте. Наиболее ярко это качество проявляется, когда есть оппоненты. Оппозиция. Ответственность дисциплинирует и делает человека более осторожным. Ответственность побуждает руководителя создать в обществе систему, соответствующую его собственным взглядам и решениям. Ответственность - высокое чувство. Иными словами,  это высшая форма власти.(…)

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

МОРАЛЬ
Десять заповедей. Как было, так и есть.(…)

ШКОЛА
Школа - мировоззрение, которое формируется в процессе общения с людьми. Везде - в обычной школе, в семье, во дворе... То есть, это устойчивая система мировосприятия, которая не может не возникнуть под воздействием внешней среды. Школа жизни и опыт - одно и то же. Почти одно И то же: школа все-таки более фундаментальное понятие, чем опыт. Опыт  может быть мимолетным, сиюминутным, а школа - то, что становится  основой личности. Школа - непременно осознанная, а опыт может быть любым.

МОЯ ШКОЛА
В первую очередь - моя семья. Затем - занятия наукой. И наконец - общественная деятельность. Вот это и есть моя школа. Была, разумеется, и "школа  обратного  действия".  Когда  сознательно действуешь наоборот некоему полученному знанию. Например, ощущение несправедливости, которое я испытывал с раннего детства, - речь идет о социальной несправедливости в чистом виде, - создавало во мне определенный критический настрой. Несправедливость была видна невооруженным глазом: отец мой был высокопоставленным партийно-хозяйственным работником, хотя считаю, что он нисколько не умнее и не талантливее, чем моя мать, которая работала рядовым врачом. При этом уровень жизни, сам образ жизни был несравнимым. Жизненные принципы и идеалы моих родителей коренным образом отличались друг от друга, что меня вначале сильно удивляло, но потом я понял: виноваты не родители, а система. Система, которая, исповедуя равенство, на самом деле создавала чрезвычайное неравенство и унижение. Среди моих "школ" самое сильное воздействие на меня оказала все-таки школа естественных наук, которая приучила хладнокровно оценивать ситуацию и вести себя рационально. Не пренебрегая очевидными законами природы независимо от того, в какой сфере эти законы проявляются: физика, социология или что-то другое. Именно законы природы определяют то, что равноправие - возможно. Равенство - нет. Часто равноправие реализуется через  несправедливость. И одна из главных задач власти как раз и состоит в том, чтобы равноправие не привело к чрезвычайной несправедливости и к уничтожению слабых более сильными. В этом - высшее предназначение гуманной власти. Истинно демократической власти. А равенство - это нечто искусственное, это антипод равноправия. Хотя для многих это одно и то же. Кажется, что  стартовые условия  для  всех одинаковые, но потом оказывается, что кто-то бежит быстрее. Вроде бы это несправедливо, и хочется, чтобы все были вместе, в стае. Но на самом деле даже близнецы отличаются друг от друга, возможности у них  разные. В живой природе равенства нет. Попытки его реализации оборачиваются трагедией целых народов (Северная Корея, Куба) и по иронии судьбы приводят  к ужасающему неравенству.

Справедливость - недопущение издевательства сильных  над  слабыми. В том числе в материальном плане. Конечно, тот, кто бежит быстрее,  должен получить приз. Он его и получит. Но пропорции тех благ,  которые достанутся сильным и слабым, должны быть разумными. В этом  -  смысл государственного регулирования. Смысл самого государства!  Чтобы,  с одной стороны, не ограничивать и не губить инициативу, а с другой - не позволять чрезмерно эгоистически настроенным "сильным" захватывать всё  жизненное пространство. Государство - институт, направленный против  эгоизма. Оно должно не подавлять, а ограничивать. Если государство пренебрегает принципом ограничения эгоистических устремлений, то тогда возникают социальные революции. Кстати, они возникают и при коммунизме тоже. Потому что при коммунизме ограничение эгоизма  превращается в подавление большинства и разнузданность меньшинства (кстати, не более сильного).  В этом как раз и состоит искусственность коммунистической системы.

РЕФОРМЫ
Реформы - это достаточно быстрые изменения в отношениях. И  экономических, и социальных. Изменения, сопровождающиеся трагедией  для  многих людей. С другой стороны, отсутствие реформ может привести к тому, что трагедией будут охвачены все. В этом смысле реформы всегда болезненны, но абсолютно необходимы для общества. По большому счету, реформы - это огромный капитальный ремонт. Во время ремонта жить в помещении, где он происходит, просто невыносимо. Грязно, противно, плохо пахнет и вообще возникает масса проблем. Но если ремонт идет к концу  и  уже  видны  его  результаты, жить в доме намного приятнее. К сожалению, нам сейчас не очень повезло: капитальный ремонт в  самом разгаре. Конечно, время сейчас невнятное. Какие там реформаторские  начинания? Никаких реформаторских мероприятий не было!  Отпустили  цены. Объявили, что все свободны. Это разве реформы? Реформы - это когда с поводка спускают медленно и все время регулируют степень натяжения. Надо отличать свободу от беспризорности! Вообще без государственного вмешательства переход к свободному обществу невозможен. Конечно же, государству не  надо лезть в постель и в душу каждому. Но оставаться безучастным и ничего  не делать, чтобы выйти из этого пике (во всех  смыслах!),  -  это  было бы слишком романтично. Я думаю, что только поколение "восьмидесятников"  на это способно.

РЕВОЛЮЦИИ
Всегда - насилие одних над другими. Революции, как правило, сопровождаются очень большой кровью и гражданской войной.  Хотя  масштабы  войны могут быть самыми разными. Могут погибнуть три человека, как это было  в августе 1991 года. Могут погибнуть миллионы людей, как  это  было после большевистской революции 1917 года. Буржуазные революции, при которых у людей не отнимают собственность, а просто предоставляют больше экономических свобод, как правило, не были очень кровавыми. А вот противоестественные революции, направленные  против конкретной личности, обычно сопровождались гигантскими потрясениями. Именно такой революцией можно назвать трагедию российского крестьянства. При раскулачивании, как известно, от 8 до 10  миллионов  крестьян были репрессированы. У нас, в Нижегородской губернии, в каждом шестом поселении были крестьянские бунты. Это была настоящая революция. Причём она была, безусловно, несправедливой. Потому что верх пытались взять те, кто никогда ничего на земле не делал - бездари и бездельники. Что вызывало естественный протест у народа. У русского народа, у которого отношение к трудягам и талантливым людям было всегда трепетным,  подобный  неестественный ход истории не мог не вызывать протест. Поэтому интересно, как коллективизация резко контрастирует с тем, что происходит сейчас, когда идет земельная реформа. Коммунистические газеты ненавидят то, что сегодня происходит в плане земельной реформы.  Но ни одного крестьянского восстания по всей России нет. Просто потому, что то, что происходит сейчас, гораздо более естественно для людей, чем когда насаждали равенство в нищете. Сейчас все изменения в собственности на землю для крестьян  -  добровольные. Но если бы их насильно заставляли взять землю в  собственность, это не привело бы к восстаниям и бунтам.

ВЛАСТЬ
Власть - неприятная необходимость для любого общества, которое хочет сохранить спокойствие. Отсутствие власти, анархия, приводит к тому, что экономические  интересы берут верх над потребностями большинства. Думаю, что такого общества, где из определения власти можно  было  бы убрать слово "неприятная", не существует. Существуют лишь  способы сделать власть более человеческой и понятной. В первую очередь это демократические институты: выборность власти, сменяемость власти, право  критиковать власть. Но, тем не менее, даже в такой системе от власти  исходит как позитивное, так и негативное. Очень много  негативного.  Коррупция, принятие решений, глупых и опасных для общества. Все это  -  непременные атрибуты действия власти. Власть может быть безобразной, отвратительной, а может быть и  вполне сносной. Во многом это зависит от народа. Практически во всём. "Каждый народ достоин своей власти" - я согласен.

СИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. СЛАБАЯ ВЛАСТЬ
Сильная власть, на мой взгляд, - та, что не боится критики, умудряется при наличии оппозиции сохранить чувство собственного достоинства. Слабая власть - это власть цензуры, власть единомыслия, чванства и подхалимажа. И как следствие - растления. Власть сильно коррумпированная и продажная.

ТАЙНА
Тайна - один из серьезных инструментов власти. Привилегия власти - обладание огромной информацией, общество такой информацией не  обладает. Власть, по сути, айсберг: верхняя часть подлежит обозрению со всех сторон, нижняя часть скрыта от глаз общественности. Эта нижняя часть  может быть очень большой, а может и не очень. В  демократических странах эта невидимая часть невелика. Но все равно она есть. В тоталитарных режимах (при большевиках, например) нижняя часть айсберга была основной. И потому механизмы принятия решений, инструменты власти сохранялись в большой тайне. И, как всегда при большой тайне, вызывали множество слухов и толкований,  гипертрофированное ощущение чего-то страшного, всемогущего и всеуничтожающего. Был определенный трепет перед властью, вызывающий, наряду с отвращением, еще очень часто  гордость за страну, где под покровом тайны вершатся великие дела. Когда тайн стало меньше, люди вдруг обнаружили, что король голый. Многих это привело в состояние уныния и  разочарования  в  могуществе нашего государства.

А вообще тайна - это то, без чего скучно жить. Мне  кажется,  что у каждого цельного человека, и у мужчины, и у женщины, должна быть своя тайна. В каком-то смысле тайна человека - это его внутренняя жизнь. Человек без тайны, насквозь открытый, прозрачный, - скучен. Могу сказать точно, что женщина без тайны для меня не представляет интереса.

ВОЙНА
Война - это следствие заложенной в людях чрезвычайной агрессивности. Это страшная вещь. Я думаю, что даже те люди, в которых эта  агрессивность бьет через край, понимают ее бессмысленность и страдают от войны - и все-таки не могут в себя прийти. Это то, что в каждом из нас сидит. Я не верю в марксистскую теорию захвата каких-то территорий, рынков сбыта... Все это ерунда. Война заложена в человеческой природе.

ВОЙНА В МИРНОЕ ВРЕМЯ
У такой войны есть специфика: ее легко начать и очень трудно закончить. Локальные войны - это, по-видимому, и есть то, что ждет  человечество. Армия не может бесконечно бездействовать. Потому что тогда  рано или поздно общество задаст вопрос: зачем нам эта армия нужна? Поэтому природная агрессивность, помноженная на некоторые субъективные факторы - изготовление оружия и так далее, - все  время  провоцирует войны.

РЕЛИГИЯ. ВЕРА
Религия - система нравственных ценностей, облеченная во вполне материальные исторические образы, которым люди поклоняются. Вера  -  это  в первую очередь надежда на  свою  счастливую  звезду.  Думаю, счастливая звезда есть у каждого. Ну, может, не у каждого, но у многих.

ИСТОРИЯ КАК ОПЫТ
Неумение проводить исторические параллели, историческое невежество - для властителей всегда путь к очень большим ошибкам, а для  народа  -  к трагедии и горю. Именно вследствие нежелания учесть исторический опыт мы имели войну в Чечне. А раньше - войну в Афганистане. Когда вводили войска в Афганистан, не знали, что англичане сто лет воевали с афганцами. Когда в Чечню вводили войска, не знали свою собственную историю прошлого века. Не читали генерала Ермолова. Льва Толстого не читали!

Но нельзя абсолютизировать факты исторической схожести. Потому что знание истории просто позволяет более адекватно оценивать и воспринимать мир, делать меньше ошибок. Но не страхует от ошибок полностью. Ленин знал историю. Маркс - тоже. И между тем они оба весьма выборочно, избирательно формировали для себя (и в  своих  трудах)  исторический ход событий. Чтобы показать справедливость своей собственной утопии. Поэтому однозначное восприятие истории может тоже  вести  к  провалу. Нужно иметь разные точки зрения на одни и те же события. Точно так же - с любой идеологией. Если существует нечто одно - выхолощенный постулат, однозначно навязанный обществу, в отсутствие  многогранности и многокрасочности восприятия жизни, и прежде всего у  правителей и вождей, - это, как правило, приводит и к их личной трагедии,  и к трагедии народа. Хотя это, конечно, не значит, что у вождя или лидера не должно быть стержня. Стержень должен быть. Но внутренняя доктрина  властителя не должна быть самодовлеющей и доминантной.(…)

ЦЕНЗУРА
Цензура - навязывание своей собственной точки зрения обществу и прессе. Как правило, цензура исходит от властей, хотя и  не  всегда.  Иногда она исходит от хозяев. Цензура есть всегда и везде. И в открытом обществе, и в закрытом. Но в тоталитарном обществе цензура исходила от власти, и потому информация выдавалась в виде стереотипов, существующих во властных головах. В демократическом обществе цензура осуществляется хозяевами средств массовой информации. Но поскольку этих хозяев много и у них разные позиции, то каждая газета или телекомпания может занять свою нишу, и тогда  совокупная палитра всех средств массовой информации создает ощущение многоцветности и отсутствия цензуры.

ВНУТРЕННИЙ ЦЕНЗОР
Внутренний цензор есть, естественно, у каждого человека. Каждый нормальный человек имеет внутренние ограничения, "что можно - что  нельзя". У кого-то эти внутренние ограничения столь сильны, что он кажется "человеком в футляре". Замкнутым и неинтересным. У других, наоборот, внутренний цензор слаб - такие люди воспринимаются как экстравагантные и  вызывающие. Но цензор есть у всех. Даже у  Мадонны,  которая считается символом вседозволенности. На фоне американского пуританства Мадонну даже не  могут  вселить в конкретные дома в Нью-Йорке, где живут респектабельные люди,  с гораздо большими ограничителями. Тем не менее, я уверен, есть такие вещи, которые даже Мадонна не может сделать, - в силу собственных внутренних  тормозов.

СОПРОТИВЛЕНИЕ
Сопротивление неприятно, но необходимо. Согласен с тем, что опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.  Только  все-таки  надо видеть разницу между сопротивлением и конфронтацией. Разница существенная. Сопротивление - это желание высказать свою  позицию, даже если она отличается от позиции "босса". А конфронтация - это желание во что бы то ни стало противостоять, противоречить своему  оппоненту, не имея в виду достижение позитивной цели.(…)

ГРАЖДАНИН
В нашем обществе это довольно-таки казенное слово. А иногда даже ироничное. Содержание высокой гражданственности, мне кажется, сегодня в нем еще отсутствует. Гражданское общество в нашей стране еще только зарождается. Какие признаки гражданского общества?  Свободное  высказывание  своих взглядов, независимая пресса, оппозиция и огромное число негосударственных, неправительственных, не зависящих от властных структур организаций, которые действуют в самых различных сферах. Первые два момента у нас относительно реализованы.  Что  же  касается последнего, то, за исключением церкви и еще очень немногих  организаций, наше общество далеко не столь структурировано и не столь  прочно  обрело иммунитет против экстремизма, как хотелось бы. Как это всегда  бывает  в истинно гражданском обществе. На самом деле наличие огромного числа разных центров влияния (а различные общественные организации и есть центры влияния) всегда приводит к стабилизации. В том числе и политической власти. В России вообще такой традиции нет. Такая традиция сейчас только формируется. И поэтому понятие "гражданин" бытует у нас пока скорее в полуироническом значении, пришедшем из "милицейских рассказов"  ("Гражданин, пройдемте!"), чем в том высоком смысле, который означает свободного  человека в свободной стране.

Немцов Б.Е. Провинциал. 1997.

Источник

Комментарии
  • Светлана Тимофеевна Лаванда
    04.03.2015 в 12:39:33

    Эти слова от 1997 г. покойного Б. Немцова приводит Юлия "Всегда - насилие одних над другими. Революции, как правило, сопровождаются очень большой кровью и гражданской войной."
    А вот слова Б. Немцова о своем манифесте от 2012 г.: «В манифесте подробно описано, каким образом будет проходить борьба за власть в России, как мы сможем добиться этого. Главная мысль заключается в том, что власть брать мы будем не на выборах, так как они в России отсутствуют. Более того, история показывает, что ни один авторитарный режим никогда не отходил от руля государства и после проведенных выборов. Власть придётся убирать наращиванием протеста в массах», - сказал Немцов.

    А вот он заявил в комментарии "Новому времени" в 2014 г.

    "Возможность восстания в РФ – вопрос не к российскому народу, а к власти. Возможна ли революция в России? На мой взгляд, да", - заявил он.

    Политик аргументировал свои слова тем, что все восстания являются следствием поведения властей.

    "Если власть планирует вечно править и воровать, если власть не хочет слышать народ, то для граждан страны остается единственный способ изменить свою жизнь – это восстание. Даже терпеливый российский народ рано или поздно выйдет на Красную площадь с вилами", - подчеркнул Немцов.

    На мой взгляд, с 1997 года политические убеждения Немцова деградировали, в силу его присоединения к политическим структурам в США, которые открыто провозглашают возможность и даже желательность насильсвенной смены законной власти в странах, если на взгляд США уклад жизни, государственного и социального устройства этих стран, то, какого выбора придерживаются эти страны не соответствуют представлениям США...Что США виднее каким должен быть правительво в этой стране... Оно должен быть лояльно США, а экономика этих стран должна быть зависима от денежного знака США - доллара.

    Ни сам Немцов Борис Ефимович, ни его ,последнее время, ни его партия не имели поддержки среди 140 000 000 российского населения.При этом, он спокойно, свободно вел свою политическую деятельность в России, выступая на оппозиционных власти каналах, проводил митинги, публиковал свои статьи, в числе "10 тезисов о Крыме", беспрепятственно встречался с политиками госдепа США, часто посещал посольство США, был там ласково встречаем...

    За неполных 20 лет политические убеждения Немцова изменились координально...От "революция несет беды и страдания народу и приводит к гражданской войне.." до " ..Власть придется убирать наращиванием протеста в массах".

    То, что народ, почти 90%, устраивает эта власть, что народ не только видит , но чувствует на своей обычной жизни заметные улучшения, стабильность, порядок,что народу нравится политическая сила в отстаивании национальных интересов России. Впервые,за многие годы, у народа появилось уважение к власти и гордость за президента, за Россию, с которой, волей народа Крыма, Крым воссоединился со своей исторической Родиной,с русским миром, после 23 лет морально-нравственного изнасилования крымчан насильственной украинизацией.С Россией видит свое будущее и народ новых независимых республик Украины, который подвергся физическому уничтожению за отказ поддержать госпереворот на Майдане, за свой выбор, ориентированный на ценности русского мира, а не европейского. Вокруг новой, сильной России объединились Китай, Индия, Бразилия, Турция, Иран, Израиль страны , Африки и Латинской Америки в отстаивании своих национальных интересов и противостояния господству одного государства США и их денежной системы на планете, предлагая взамен равноправное сотрудничество.

    Оппозиция простилась со свои лидером, никто им не мешал. Был траурный марш, на который было заявлено 50тыс.человек, а пришло чуть больше 25 тыс. Это говорит о том, что Россия повзрослела, стала мудрой и пережив в 20 веке две революции и две войны на своей территории, народ России категорически против майданов, революций, бунтов.., которые ведут к разрушению, гражданской войне, никаких проблем народа не решают. Народ России своими жизнями оплачивать амбиции политиков больше не хочет и не будет. Есть демократические инструменты - выборы, судебно-правовая система, общественные организации. Именно к этому призывает Путин. Поэтому народ его поддерживает. Авантюриты из США и их сторонники, со своими цветными революциями, должны остаться в прошлом. Убийство политика Немцова была явной попыткой дискредитировать законную власть, лично Путина и использовать смерть человека для своих политических интересов.Немцов был нормальный. адекватный оппозиционер, свои взгляды высказывал открыто, был амбициозен и жил в свое удовольствие..дорогие путешествия по миру, дорогие рестораны, красивые женщины. Умер после выступления по радио, поужинав в дорогом ресторане, прогулявшись по ночной набережной..Умер мгновенно, немучаясь, рядом с любимой , красивой, молодой девушкой, в центре Москвы........
    Бунт в Киеве привел к смертям тысяч людей, было убито и искалечено 200 детей Донбасса украинскими взрослыми мужчинами - военными украинской армии, которая применила всю свою военную мощь против мирных жителей и ополчения, которые встали защитить свои города и свои семьи. Такого сценария для России хотел политик Немцов и его соратники? Пощадите Россию

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»