16+
Выходит с 1995 года
28 апреля 2024
Практика применения векторного моделирования среды в экспертно-психологических исследованиях

В судебной практике по гражданским делам, касающимся определения места жительства и / или порядка общения с ребенком (ст. 65–67 СК РФ), часты случаи, обоснованные ст. 79 ГПК РФ, обращения за специальными познаниями к специалистам-психологам [1].

В части соблюдения неимущественных прав детей вопросы к психологам включают, например, такие формулировки, как (по материалам определений судов, без редакции):

  • Определить с учетом личных качеств ФИО и ФИО отношения, существующие между каждым из них и несовершеннолетним ФИО, а также их влияние на несовершеннолетнего, исходя из их индивидуальных психологических особенностей.
  • Как влияет на психологическое состояние ребенка проживание с матерью?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка ФИО? И особенности психического развития ребенка?
  • Исходя из характерологических, возрастных особенностей ребенка определить влияние родительского воспитания каждого из родителей на психоэмоциональное состояние и развитие ребенка ФИО.
  • Какова степень привязанности несовершеннолетнего ребенка к каждому из родителей, насколько удовлетворяются его базовые психологические потребности в общении с ними?
  • В общении с кем из родителей ребенок наиболее комфортно себя чувствует?
  • Обладает ли отец / мать ФИО необходимыми данными и навыками для воспитания ребенка? Имеются ли у него / нее какие-либо психологические обстоятельства, препятствующие или ограничивающие возможности в осуществлении воспитания ребенка? Насколько отец / мать способен(а) обеспечить надлежащее физиологическое и психологическое развитие ребенка?
  • Имеются ли у каждого из родителей необходимые данные и навыки воспитания ребенка, какие-либо психологические обстоятельства, препятствующие или ограничивающие возможности в осуществлении воспитания ребенка?

Для психолога подобные вопросы — это запрос на содержание представлений подэкспертных о той среде обитания, в которой они актуально проживают, или проживали ранее, или, возможно, будут проживать.

Представления являются психологической категорией, отражающей идеальное содержание сознания субъекта восприятия. Основываясь на том, что понимается в психологии под данной категорией («воспроизведенный образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека); а также психический процесс формирования этого образа» [2, с. 261]), можно говорить, что, исследуя представления конкретного субъекта, психолог получает информацию о том, как был отражен интересующий его объект психикой воспринимающего лица.

Если суд интересует среда обитания ребенка, то представления ребенка об условиях проживания являются предметом исследования в такого рода психологической экспертизе.

Если суд интересует характер родительского влияния на личность ребенка, то предметом психологического исследования становятся и представления родителей о семейной образовательной среде, формирующей личность ребенка. Со-бытийный аспект психического развития личности говорит нам о том, что при организации семейной среды родителями включение ребенка в те или иные виды деятельности, помещение ими ребенка в те или иные пространства создают возможности и / или ограничения для формирования и развития личности детей [3].

Суд, рассматривая дела об определении места проживания ребенка, исходит из его интересов, учитывает разные факторы, исследует все имеющиеся факты и доказательства. По итогам судебного разбирательства выносится решение.

Таким образом, понятно, что диагностика (условий) среды как фактора, образующего личность, актуальна в экспертно-психологических исследованиях, касающихся интересов ребенка.

Для соблюдения принципов объективности, научности, системности в экспертно-психологических исследованиях рекомендовано применение стандартизованных, научнообоснованных методов.

При производстве судебно-психологических экспертиз для диагностики свойств и характеристик среды обитания человека мы используем метод векторного моделирования среды. Данный метод разработан на основе типологий среды Я. Корчака и концепции экологического восприятия Д. Гибсона [4; 5].

Встроенность и возможность — два понятия Дж. Гибсона, которые поясняют, что ребенок, находящийся в определенной семейной системе, является элементом этой системы и сама семейная среда (система отношений) предоставляет ему возможности (развития). Таким образом, диагностируя образовательную среду (систему отношений, которые формируют (образовывают) личность), мы имеем возможность понимать, какие возможности предоставляет каждая конкретная семья для развития конкретного ребенка.

«Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей» [6, с. 9]. То есть каждый человек, являясь самостоятельным субъектом, выступает одновременно и как элемент окружающей среды, в зависимости от угла зрения (научного анализа) оказывая влияние на другого человека как часть его окружения.

Словосочетание «образовательная среда» связывается в методике векторного моделирования с процессом формирования личности по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер. Под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6].

На основании эмпирических педагогических наблюдений Я. Корчака и П.Ф. Лесгафта были выделены 4 типа образовательной среды, имеющих различные следствия для развития личности:

  1. догматическая среда — способствует формированию зависимой и пассивной личности;
  2. идейная — активной и свободной личности;
  3. безмятежная — свободной, но пассивной личности;
  4. карьерная — активной, но зависимой личности [6].

Главные характеристики идеального типа среды рассматриваются как формирующие самостоятельность и активность личности. Именно данные параметры были взяты в качестве координат методики векторного моделирования образовательной среды.

Для построения модели и отнесения ее к определенному типу принципиальным считалась диагностика обеспечения в данной среде комплекса возможностей для развития свободной и активной личности. В связи с этим методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из 2 осей: 1) ось «свобода — зависимость»; 2) ось «активность — пассивность».

При проведении исследования по модели векторного моделирования семейной среды подэкспертным предлагается ответить на 6 диагностических вопросов:

  1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в вашей семье? а) личности (отдельного члена семьи); б) группы (всей семьи в целом).
  2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) родители / родитель к ребенку (детям); б) ребенок / дети к родителю.
  3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной семье? а) индивидуальная (к каждому отдельный подход); б) коллективная (ко всем одинаковый подход, по общим правилам, как принято).
  4. Практикуется ли в данной семье наказание ребенка (детей)? (если да, то какое) а) да; б) нет.
  5. Стимулируется ли в данной семье проявление детьми какой-либо инициативы? (как стимулируется и какая инициатива) а) да; б) нет.
  6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной семье те или иные творческие проявления ребенка (детей)? (какие это проявления и в чем заключается отклик) а) да; б) нет.

Из 6 вопросов 3 определяют наличие в данной семейной среде возможностей для свободного развития личности человека и 3 вопроса — возможностей для развития активности личности.

По итогам ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и охарактеризовать конкретную семейную среду. Эмпирические данные выглядят как отнесение представлений подэкспертных о семейных условиях воспитания к тому или иному типу среды.

Далее в экспертных психологических исследованиях мы проводим сравнительный анализ представлений ребенка (детей) и родителей (родителя) о семье. В результате получаем возможность оценить варианты совпадения / несовпадения личного мнения родителей и детей как проявления их индивидуального сознания (в виде представлений), а также совпадения представлений родителей о семейной среде и применяемого ими стиля воспитания.

Полученные данные позволяют дополнить обоснование в ответах на вопросы, поставленные судом, касающиеся характеристик семейной обстановки и семейного воспитания.

Для более общих выводов по работе векторного моделирования в диагностике семейной среды пока нет оснований, однако при анализе имеющихся эмпирических данных были выявлены следующие тенденции (критерий Хи-квадрат):

  1. в семьях на стадии высококонфликтного развода отсутствуют полные совпадения в представлениях родителей (бывших или разводящихся супругов) о модели семейной среды (р ≤ 0,01; N = 40, 20 муж., 20 жен.), есть частичные совпадения;
  2. дети в семьях с разводящимися родителями преимущественно оценивают семейную среду ближе к тому вектору представлений, который выражен у родителя, к которому сформирована большая привязанность (N = 15,8 м, 7 жен., средний возраст 10,3 л.).

Чаще всего дети с отвергаемым родителем имеют диаметрально противоположные представления о моделях семейной среды.

Запросы экспертно-психологической практики показывают, что перспективами исследования в данном направлении могут быть: установление значимости выявленных тенденций, определение корреляционных связей между представлениями детей и подростков о типах семейной среды с психологическими особенностями их личности, со стилями воспитания их родителей, поведенческими паттернами самих детей и их родителей, с объективными характеристиками семейной системы; влияние гендерного фактора на представления родителей и детей о семейной среде.

Литература

  1. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 (ред. от 01.10.2019). – М.: Эксмо, 2019. – 96 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Память. Представления // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – С. 261.
  3. Рябикина З.И. Психология со-бытийности: теоретико-методологические основания анализа // Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – 2012. – Т. 3. – С. 321–322.
  4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – М.: Смысл: Академия, 2006. – Т. 2. – 432 с.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.
  6. Jasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. – M.: Publishing House of the “Sense”, 2001. – 365 p.

Источник: Макаревская Ю.Э. Практика применения векторного моделирования среды в экспертно-психологических исследованиях // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. №4 С. 25–28. DOI: 10.24147/2410-6364.2019. 4.25-28

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»