Форум песочной терапии «Псамата-2015»
13 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге состоится Форум песочной терапии «Псамата-2015». В программе заявлены три линейки work-shop и мастер-классов, которые проведут психологи – специалисты в области песочной терапии, а также круглый стол «Песочная терапия – самостоятельное направление помогающей активности, дополнительные методы, амплуа». На форум приглашаются все желающие – и те, кто уже наслышан о методе песочной терапии, и те, кому это увлекательное знакомство только предстоит. Помимо официальной части форума будет и развлекательная. Участники смогут увидеть театрализованное представление «Встреча Псаматы и её сестер-нереид» и фильмы о песке, насладиться танцами и перфомансами, связанными с песком и песочной терапией.
Форум пройдет в творческом пространстве «Поднебесная» (ул.Уточкина, д. 7). В нем примут участие песочные терапевты Евгения Мищенко, Татьяна Грабенко, Ольга Никитина, Олег Старостин, Наталья Сакович, Ольга Болгарская, Евгения Илюшина и другие специалисты из России, Беларуси, Казахстана, Финляндии, Германии и других стран. На одной площадке соберутся представители разных подходов, чтобы обменяться опытом и поделиться им со всеми, кто неравнодушен к песку. Одним из преимуществ мероприятия является то, что придти на него можно с детьми – во-первых, на протяжении всего дня на площадке будет работать детская комната, а кроме того, дети смогут принять непосредственное участие в программе – в мастер-классах для детей и родителей.
Почему Форум носит название «Псамата»? Псамата – Богиня морского песка, дочь морского царя Нерея. В литературе она изображается как прекрасная дева с развевающимися волосами, парящая над морем. Вполне подходящий символ для подобного мероприятия!
Организатор мероприятия – Ассоциация песочной терапии – объявила конкурс на лучший логотип ассоциации, в котором может принять участие любой желающий. Что важно:
- Логотип может содержать графическое изображение Богини морского песка – Псаматы, или другие символы, которые ассоциируются с песочной терапией.
- Логотип должен быть выполнен в электронном виде, доступном для последующего тиражирования.
- Логотип не должен повторять какие-либо существующие изображения.
- Обязательно наличие черно-белого варианта, возможно также дополнительное цветное изображение логотипа.
Зарегистрироваться на участие в Форуме Песочной Терапии, подать заявки на конкурс и прислать свои работы можно направить на электронный адрес: psamata2015@yandex.ru.
Итоги конкурса будут подведены во время форума, а победитель получит приз – бесплатное посещение всех мероприятий ассоциации сроком на 50 лет!
Дополняемая программа:
09.30 - 10.00 Регистрация участников форума
10.15 - 11.00 Торжественное открытие форума.
Мультимедийное театрализованное представление «Встреча Псаматы и её сестер-нереид».
Ведущая: Радецкая Ольга – художник песочного искусства (Sand-art), (Минск, Беларусь), победитель и номинант всероссийских и международных конкурсов в области песочной анимации.
Поздравительные выступления ведущих специалистов в области песочной терапии.
11.00 - 11.15 Представление первой линейки work-shop и мастер-классов
11.15 - 11.30 Перерыв
11.30 - 13.00 Первая линейка work-shop и мастер-классов (1,5 часа)
«Союз подсознания и сознания в песке», о синтезе подходов в песочной терапии Ведущая: Евгения Мищенко – психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный тренер (Германия, Финляндия), автор и ведущая более двадцати личностных групп, разработчик технологии сценарного моделирования в песочной психотерапии, создатель методик «Сценарное моделирование» и «Психотерапевтический синтез», автор книг «Принятие решений в кризисных ситуациях. Методы сценарного моделирования». Мастер-класс будет посвящен основной теме, об которую «спотыкаются» психотерапевты. Так называемая, сознательная школа (Фрейд, «когнитивщики» и.т.п.), работают в поле сознания, «засушивая» процесс и лишая его полнокровных энергий подсознания. Терапевты, работающие в поле подсознания часто не выводят процессы трансформации в реальность. Так Фрейд обвинял Юнга с его песочной терапией и терапией снов в мистизме, хотя поздний Юнг умел перекидывать мосты из подсознания в реальность на песке. Вот этой теме – «брак подсознания и сознания в песочнице» и посвящен мастер-класс. |
|
«Интегративные подходы в песочной терапии: применение цветных планшетов в авторской методике «Радужный песок» и природных камней в авторской методике «Стоунхендж» Ведущая: Татьяна Абрамова – практический психолог центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района, специалист по работе с семьями «группы риска», опекаемыми семьями, детьми разной возрастной категории, работа с созависимостью и асоциальным поведением. Ведущая арт-терапевтических сессий, тренингов и групповых встреч для детей и взрослых. Педагог по терапевтическому рисованию песком на световых столах (метод sand – art), член Санкт-Петербургского психологического общества Мастер-класс адресован широкому кругу практических психологов, психотерапевтам, арт-терапевтам, специалистам системы образования и социальной сферы. На мастер-классе вы познакомитесь и практически опробуете представленные методы песочной терапии. Вы узнаете: о структуре, технике, видах и формах проведения занятий; о возрастных критериях и особенностях использования представленных методов; о материалах и их применении; организации рабочего пространства. Также будет представлено несколько практических упражнений, в одном из которых вы можете принять участие. Вы получите и расширите новый опыт работы в песочном пространстве. Методика «Радужный песок» - это метод творческого, психотерапевтического рисования цветным песком на художественных планшетах - картинах с меняющимся цветовым фоном. Фон художественного планшета является главной отправной точкой в создании картины, как средством творческого самовыражения, так и психодиагностическим инструментом созданной в целом цветной песочной композиции. Именно цвет фона, интуитивно выбранный человеком по предпочтению, дает толчок к развитию сюжета песочной картины, ее эмоциональной и психологической составляющей. Методика основана в тесном союзе с цветотерапией и музыкотерапией, которые, в свою очередь, дополняют восприятие наших органов чувств в один единый процесс песочного рисования, направленный на саморегуляцию психофизических состояний и раскрытие внутренних ресурсов человека. Методика «Стоунхендж» направлена на разрешение глубинных, внутриличностных изменений; при перемене и определении жизненного пути; применяется в работе кризисной терапии. Вечность, целостность, неизменность, сила - таковы основные качества камня, обычного камня. Камень символизирует бытие, творческую силу природы, жизненные силы, спрятанные в неживой материи. Камень является символом земной оси, центра, священного очага, где сходятся все плоскости бытия - небо, земля и подземный мир. Эта центральная точка считалась местом возможного присутствия бога на земле, поэтому во многих традициях камни могли обозначать божество (например, черный камень Киблы в Мекке) и быть объектами религиозного поклонения. Камни использовались для обозначения священного места, границы, а на могильном камне - о вечной жизни. Твердость и надежность камня всегда воспринималась людьми как антитеза изменения, упадка и смерти, как противоположность пыли и песка - продуктам разрушения. Камень имел символическое значение основы, оплота, фундамента дома и храма. Неотъемлемой частью культов многих народов был каменный жертвенник или алтарь, который был сакральным центром, сочетавший конкретное жизненное пространство с пространством космоса, с небом и с богом. Между камнем и душой человека существует особая связь; как пишет Мария-Луиза фон Франц, камень передает "чувство вечности, возникающее в моменты, когда человек чувствует себя бессмертным и неизменным. С идеей бессмертия непосредственно связаны поиски Философского Камня и все методы духовной алхимии, требующие внутренней трансмутации, преобразование души и ее искупления. |
|
«Кинетический песок в работе с отношениями» Ведущая: Екатерина Степанова – руководитель Школы проективной психологии, психолог, коуч, специалист по песочной терапии, метафорическим ассоциативным картам, сказкотерапии, психодраме, преподаватель института Иматон. На мастер-классе мы будем работать с удивительным "живым" материалом - кинетическим песком. Многие психологи уже знакомы с его замечательными свойствами и знают, на сколько удобно с ним работать. В этот раз мы остановимся на работе с диадой. Это могут быть детско-родительские отношения, супружеские, отношения с коллегой, с родственником - главное, чтобы это была пара людей. Будут показаны техники, позволяющие достаточно быстро, наглядно и эффективно разобраться в сложившейся актуальной ситуации и, на сколько это возможно, гармонизировать ее. Приглашаются специалисты, уже знакомые с методами работы с кинетическим песком и те, кто еще только интересуется данным направлением. Формы работы: демонстрационная сессия, обсуждение в кругу, примеры из практики. |
|
«Психолого- педагогическая песочница «На пороге школы» Ведущая: Татьяна Грабенко – психолог-консультант, кандидат педагогических наук, доцент, сказкотерапевт, игротерапевт, руководитель Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации образования. Рассматриваются вопросы педагогической и психологической готовности ребенка к школе, исследуются возможности песочной терапии по данному вопросу и демонстрируются игровые педагогические технологии и проективные игры на песке, направленные на формирование социально - психологических навыков адаптации к школьному обучению. |
Ведущая | Описание |
Надежда Карманова - педагог-психолог ГБОУ школа #547 южного округа города Москвы, специалист, сопровождающий инклюзивное образование и ведущий группу "Рисунки на песке" для детей с особыми возможностями здоровья.
|
Творчество – это процесс создания чего-то нового и уникального, чему еще нет аналогов. Это мгновение, наполненное фантазиями и волшебством, способными преобразовать скучную окружающую действительность в чудесную сказку, где есть место для исполнения самой заветной мечты, где все всегда заканчивается хорошо и добро побеждает зло. Особенно важную роль оно играет в развитии и становлении личности детей. Творчество превращает их в созидателей и дает им силы на самореализацию. Но для реализации любой творческой идеи необходимо прибегать к помощи подручных материалов. Одним из таких является песок. Дети могут воспринимать его на глаз, на ощупь: трогать, брать в руки. Он будто призывает их что-то из него создать, а затем изменить созданное. Работа с песком вариативна – можно рисовать на песке и песком, создавать интересные сказки в песочнице, а также лепить из него различные фигурки.
Цель мастер-класса: знакомство детей и их родителей с вариативными формами работы с песком.
Задачи:
Развитие у участников творческого потенциала с помощью работы на песке и песком;
Проведение работы по снятию эмоционального напряжения;
Формирование коммуникативных навыков и навыков совместной работы;
Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
|
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» - опыт и супервизия»
Ведущая: Инна Рымарева – психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт, специалист по песочной терапии, супервизор, действительный член ППЛ и РПО.
Мастер-класс будет интересен для практикующих психологов, психотерапевтов и студентов психологических специальностей. На мастер-классе мы попробуем рассмотреть 1-2 случая и разобрать их, опираясь на различные фокусы внимания: клиент, терапевт, процесс терапии.
СУПЕРВИЗИЯ ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ:
1) получить профессиональную поддержку и полезные рекомендации;
2) услышать разные точки зрения, которые помогут Вам шире взглянуть на проблему;
3) получить конкретные практические навыки.
НАУЧИТЬСЯ:
1) лучше слышать своих пациентов (клиентов) и самих себя;
2) видеть свои чувства по отношению к пациенту (клиенту) и его чувства по отношению к Вам.
Супервизия позволяет: поделиться своими чувствами; выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; получить обратную связь о проделанной работе; проанализировать причины своих затруднений; расширить свои теоретические и практические представления; наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
|
|
«Откуда у хороших людей плохие поступки? Встречи с Тенью».
Ведущая: Светлана Ланькова - практический психолог, специалист психотелесной коррекции, гештальт-консультант, практикующий песочный терапевт, член Балтийской Педагогической Академии, автор и ведущая тренингов.
Мы все имеем вытесненные качества и черты характера, которые считаем недопустимыми или неуместными для себя и которые и создают нашу Тень. Но иногда тихий и уступчивый человек вдруг, к собственному удивлению и удивлению окружающих, превращается в гневливого, агрессивного тирана. Не каждый готов встретиться со своей Тенью. Нам легче проецировать ее на окружающих и сознательно отказываться от своей причастности к ней. Огромная энергия тратится на процесс «завуалирования». Наше тело не только обессиливается, но и заболевает. Мы ограничиваем себя в вариабельности ответов на вызовы жизни. А бывают обстоятельства жизни такие, когда проявления Тени не только уместны, но и могут спасти нашу жизнь.
Работа в песочнице позволяет увидеть свою Тень, и предпринять шаги по интеграции ее в Самость. Тень нельзя победить, ее надо признать, с ней необходимо договориться и тогда она откроет доступ к нашим собственным ресурсам (энергии, талантам, свободе, естественности, сексуальности и т.п.)
|
|
«Поиск ресурсов через процесс трансформации в песочном подносе»
Ведущая: Ольга Болгарская - психолог-консультант, специалист по работе с метафорическими ассоциативными картами и образами, ведущая групповых встреч, тренингов, психологических игр по теме самопознания и обучающих семинаров по работе с метафорическими ассоциативными картами. В своей работе использует проективные методы работы: сказкотерапию, песочную терапию, метафорические ассоциативные карты, а так же психосинтез и техники НЛП, соавтор ассоциативно-метафорических фотокарт «ПЕРЕХОД».
Трансформация – это процесс перехода из одного состояния в другое. В момент перехода, при внимательном рассмотрении, приоткрывается дверь в наше подсознание, за которой таится целый арсенал ресурсов для внутренних и внешних изменений. Чтобы эти ресурсы активировать, их необходимо вывести на уровень осознанности, чему и будет посвящен МК «Поиск ресурсов через процесс трансформации в песочном подносе».
На мастер-классе у вас будет возможность: познакомиться с одним из подходов, направленных на поиск ресурсов через тонкий процесс трансформации в песочном пространстве; поучаствовать в демонстрации техник, как участник или как наблюдатель; получить навыки работы с запросом в песочном пространстве без игрушек; расширить видение работы с песком, через призму экспериментальной площадки.
Форма работы: демонстрация, наблюдение, практикум.
|
|
«Отношения в паре. Контакт и его отсутствие в песочных экспериментах»
Ведущая: Евгения Илюшина – психолог-консультант, песочный терапевт, гештальт-консультант, автор и ведущий тренингов.
Работа с запросами участников на исследование отношений в паре. Анализ отношений с точки зрения контакта или его отсутствия. Работа с границей контакта в диагностических и динамических песочницах. Полевые феномены как средство для экспериментальной работы с песком.
|
Презентация техники «Мимика песка». Частная плассотерапия. Инновационные технологии в психокосметологии
Ведущий: Олег Старостин – врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, Президент Ассоциации Песочной Терапии
На мастер-классе будет представлена авторская техника использования «психодинамического» («подвижного») песка в психо-эмоциональной коррекции актуальных состояний с опорой на телесность наиболее целостной, индивидуальной и личностной части тела-лица. «Побочным результатом» нормализации тонуса мимических мышц может быть заметный косметический эффект. Осознавание может быть эффективнее ботекса.
|
|
Применение метода sand-art в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Ведущие: Ольга Никитина – магистр психологии, психолог, преподаватель ИПП Иматон, соавтор методики «Графические карты», проекта «Родительский клуб», программы применения рисования песком в психолого-педагогической практике,
Надежда Карманова – педагог-психолог ГБОУ школа #547 южного округа города Москвы, специалист, сопровождающий инклюзивное образование и ведущий группу «Рисунки на песке» для детей с особыми возможностями здоровья.
«Дети с особыми образовательными потребностями» – это термин, появившийся недавно в психологии, и подразумевающий под собой тех ребят, которые имеют нарушения в физическом, эмоционально-личностном, интеллектуальном развитии, мешающие им усваивать образовательную программу наравне с их сверстниками. Очень часто у таких детей наблюдаются нарушения в установлении вербальных контактов с другими ребятами, а также взрослыми людьми. В коррекции этих ситуаций бывает очень действенна терапия изобразительным творчеством, а именно одним из ее направлений – sand – art, т.е. методом основанном на применении технологии создания песочных картин на световых столах. На мастер-классе вы сможете познакомиться с методом sand-art, как синтезом песочной терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и цветотерапии, а также с методом песочного рисования, как инструментом психологического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями: узнать об организацией занятий с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся. Освоить технологии песочного рисования, направленных на: развитие познавательных способностей учащихся гармонизацию психоэмоциональных состояний, развитие коммуникативных способностей учащихся и их умения взаимодействовать в группе. |
|
«Параллельные миры: авторские технологии построения отношений при работе с семьей в песочной терапии»
Ведущая: Наталья Сакович (Беларусь) – ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования (г. Минск).
Часто к специалистам обращаются за помощью пары или семьи, в которых живет непонимание, противоречия, затянувшийся конфликт. Как увидеть причины этих проблем и возможные способы разрешения? Поднос с песком и коллекция фигур здесь имеют мощный потенциал. На МК будут представлены авторские технологии песочной терапии, позволяющие сделать видимыми специфику проблемного поля и затем построения отношений между сиблингами, родителями и детьми, парами.
|
|
«Рисование цветным песком как способ раскрытия творческого потенциала у подростков и взрослых»
Ведущая: Елена Морозова - психолог Студии развития для детей и подростков, арт-терапевт, член Арт-терапевтической ассоциации.
Мастер-класс посвящен ознакомлению с новыми способами рисования цветным песком. Цель - раскрытие творческого потенциала у подростков и взрослых. На мастер-классе мы рассмотрим терапевтические составляющие процесса рисования цветным песком; опробуем на практике новые, завораживающие способы рисования этим волшебным материалом; узнаем о необходимых материалах и об организации рабочего пространства.
|