Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Разработка практических путей поддержки учителей в кризисный период реализации профессиональной деятельности» (печатное издание)


Автор:

 Актуальность, научная и практическая значимость

Исследование и понимание механизмов, ответственных за обеспечение устойчивости учителя к профессиональному стрессу, особенно педагога начальной школы, позволило создать рекомендации не только по купированию срыва социальной адаптации, но и по предупреждению развития личности по невротическому пути и обеспечению устойчивой эффективной профессиональной работы педагога. Крупных работ в области психологической поддержки учителя, особенно на этапе вхождения в профессию ранее не было.

Основное содержание работы
За период 2008-2010гг. было в полном объеме реализовано экспериментальное изучение психической устойчивости учителей начальной школы по заявленной программе персонального исследовательского проекта «Анализ психологических механизмов устойчивости учителя начальной школы к профессиональному стрессу» (Грант РГНФ № 08-06-00467а). В общей совокупности  исследованием было охвачено более 300 испытуемых. Экспериментальное изучение особенностей реагирования на профессиональный стресс учителей начальной школы из Литвы, Латвии, Хакассии, Санкт-Петербурга с различным стажем  работы в школе показало, что учителя в любых регионах России и стран ближнего зарубежья имеют одни и те же особенности реагирования на стресс.

Данные по всему диагностируемому диапазону показали значимое снижение устойчивости учителей. Было выявлено снижение адаптационных ресурсов на психофизиологическом уровне индивидуальности. Совокупный анализ результатов позволяет говорить о высоком риске развития психосоматических заболеваний у педагогов.

По результатам проведенного анкетирования педагоги начальной школы оценивают степень сохранности профессионального ресурса в реальной трудовой деятельности на уровне 60%, а степень выраженности профессиональной деформации, произошедшей за последние 10 лет, в 46%. По степени значимости причины, усиливающие профессиональную деформацию педагогов (по мнению самих учителей начальной школы), распределяются следующим образом: 1 место – повышенное психологическое давление со стороны администрации ОУ и выше стоящих управленческих структур; 2 – недостаток качественной методической поддержки педагогического процесса; 3 - падение социального статуса педагога в обществе; 4 – излишнее количество проблемных учащихся, имеющих многообразные проблемы развития; 5- чрезмерная перегрузка разнообразной отчетностью и дополнительными поручениями; 6 – недостаточный уровень профессиональной компетентности; 7 – низкий уровень развития профессиональной рефлексии.

В рамках проекта были подготовлены две монографии. Выбранная автором модель компендиума практических приемов представляется крайне удобной для практикующих педагогов, которые в силу нехватки времени могут обращаться к отдельным, наиболее актуальным разделам пособий и оперативно расширять свое компетентностное поле.

Котова С. А.
Молодой учитель в школе: проблемы и их решение. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 120с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты начального этапа профессиональной деятельности учителя, предлагаются пути и способы сохранения психологического комфорта и психологической устойчивости при прохождении адаптационного периода в трудовой сфере.

Автор анализирует наиболее типичные ошибки и трудности выпускников педагогических колледжей и вузов. Описывает возможные проблемы при вхождении в коллектив образовательного учреждения и даёт советы, помогающие начинающему педагогу сориентироваться в новой профессиональной среде, выстроить отношения с коллегами и с руководством. Излагает приёмы, которыми ученики могут провоцировать учителя на неадекватные поступки, и предлагает способы преодоления стремления школьников к шалостям на уроке, а также психологические рекомендации, как выстроить продуктивные взаимоотношения с учащимися. Анализирует способы и методы взаимодействия с родителями учеников.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов и колледжей, учителей различных типов образовательных учреждений, преподавателей педагогических вузов, колледжей, руководителей образовательных учреждений

Котова С. А., Кулганов В. А.
Как сохранить здоровье, работая в школе. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 192 с.
Учебно-методическое пособие раскрывает теоретические и практические аспекты зрелого этапа профессиональной деятельности учителя. В нём анализируются наиболее типичные ошибки и трудности длительно работающего учителя, даются рекомендации, помогающие педагогам сохранять эффективную работоспособность в профессиональной деятельности, выбирать оптимальный вариант поведения на сложном этапе профессионального развития.

В пособии описаны возможные проблемы, возникающие при значительном стаже профессиональной работы, их причины и способы преодоления. Даны советы как переориентироваться педагогу на новом этапе профессиональной жизни, как выстроить завершающий этап профессиональной карьеры и сформировать готовность к жизни вне школы. Показаны приёмы, которыми учителя могут долгое время поддерживать своё физическое, психическое и психологическое здоровье. Представлены пути и способы сохранения психологического комфорта и психологической устойчивости при прохождении сложных периодов в трудовой сфере.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов и колледжей, учителей различных типов образовательных учреждений, преподавателей педагогических вузов, колледжей, руководителей образовательных учреждений. Адресовано всем, кто планирует и реализует долгую активную жизнь в педагогической профессии.


Результаты, выводы
Таким образом, полученные в исследовании результаты свидетельствуют о системном характере деформации у педагогов, искажении картины мира, выраженной потере ими устойчивости и ставят проблему необходимости расширения форм и способов поддержки педагогов.

Проведенное исследование позволило выявить и описать в доступной для практикующих учителей форме широкий диапазон приемов и методов психологической поддержки и саморегуляции, которые можно использовать в социальных ситуациях разного типа.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su