«Психологическое сопровождение развития гражданско-правовой компетентности в школе» (образовательная программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
В последние годы правительство РФ подчеркивает роль школы в гражданском воспитании детей. Содержание обучения гражданскому праву в школе реализуется в виде модуля (части) Государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание». Введён институт уполномоченного по правам ребенка, проводятся дни школьного самоуправления. Интернет-технологии позволяют получить общественный резонанс на ситуации в сфере образования. В разных российских школах функционирует Управляющий совет. Введена должность тьютора, способствующая развертыванию индивидуализации обучающегося субъекта.
Несмотря на позитивные моменты, в настоящее время существует противоречие между потребностью общества в воспитании гражданственности и отсутствием государственной системы такого воспитания.
Научная значимость программы заключается в психологическом анализе механизмов конструирования правовых представлений в ходе школьного обучения. Исходя из теоретического анализа работ С.Л.Рубинштейна, В.Д.Балина, С.Московичи и др. авторов, описывающих формирование представлений; результатов практического исследования автора программы, мы смогли констатировать, что в содержании представлений о правах и обязанностях в российской школе существуют следующие особенности:
- во-первых, в правовых представлениях субъектов школьного образования (работников образования, детей, родителей и общественности) преобладают отрицательный эмоциональный фон и пассивность, в основе которых лежит ментальный правовой нигилизм — результат идеологии советских времен и жестких рыночных отношений последних десятилетий;
- во-вторых, когнитивный компонент правовых представлений связан с путаницей смысла самих понятий «Школьного самоуправления» и «Управляющего совета»;
Практическая значимость заключается в отработке через внедрение программы у субъектов образования следующих компетентностей:
- прояснение представлений о роли гражданской общественности через функции общественных школьных управляющих — представителей нового в России института гражданского участия в управлении образованием;
- прояснение представлений о связи между функционированием самоуправления школы вообще (взрослый коллектив) и классного самоуправления (детский коллектив);
- прояснение представлений о функциональной роли обучающихся в структуре детского самоуправления классным и школьным коллективом;
- прояснение представлений о роли классного руководителя в вузовском и поствузовском образовании, как одной из ключевых фигур в работе по формированию и сплочению детского коллектива, в котором складываются социальные предпосылки развития внутренней гражданской позиции развивающейся личности ребенка.
Таким образом, с помощью программы можно отработать систему психологической поддержки развития гражданско-правовой компетентности в школе.
Основное содержание работы (этапы)
Этапы программы реализуются в функциональных модулях, нацеленных на определенные группы участников:
I модуль (72 часа).
Целевая группа: руководящие кадры и классные руководители психологи.
Цель: повышение профессиональной квалификации работников образования (представителей школьной администрации и классных руководителей) в области гражданско-правовой компетентности через психологическое просвещение. Привлечение педагогических кадров к созданию среды в духе гражданско-правовых ценностных ориентаций.
II модуль (16 часов)
Целевая группа: родители и общественность.
Цель: развитие представлений о правах и обязанностях в школе. Привлечение родителей и общественности к управлению школой через применение психологических и тьюторских технологий. Создание заинтересованности в решении вопросов школьной жизни.
III модуль (16 часов)
Целевая группа: учащиеся 7-9 и 10-11 классов.
Цель: развитие представлений о правах и обязанностях в школе (гражданско-правовой компетентности). Привлечение детей к Школьному самоуправлению.
Программа составляет 107 страниц печатного текста с подробным описанием каждого модуля, с тематическим планированием, списком литературы, приложениями и рабочими материалами, кроме этого прилагается электронный ресурс.
Результаты, выводы
Программа «Психология развития гражданско-правовой компетентности в школе» успешно апробирована в МОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Петрозаводска:
- I модуль — с 11 марта по 20 марта 2013 г.;
- II модуль — с 14 октября по 19 октября 2013 г.;
- III модуль — с 11 ноября по 16 ноября 2013 г.
В результате освоения/апробации программы, у всех субъектов образовательного процесса (детей – 58 чел., учителей – 25 чел., родителей – 26 чел., администрации школы – 5 чел.) прояснились и расширились представления о правах и обязанностях в школе (см. рис. в приложении):
В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования представлений о правах и обязанностях субъектов образовательного процесса в школе. Основные идеи программы нашли свое отражение в публикациях автора.