«Психология копинг-поведения: системное моделирование» (докторская диссертация)
Нестабильное политическое и социально-экономическое положение в странах постсоветского пространства, болезненное реформирование всех сфер жизни приводит к существенному увеличению стрессовой нагрузки на человека. Сложные жизненные ситуации, с которыми он сталкивается, все чаще не удается решить за короткое время и привычными способами, т.е. они приобретают кризисный характер. Поэтому перед психологической наукой с особой остротой стоит задача поиска путей преодоления личностью жизненных кризисов. Уже несколько десятилетий проблема копинга в условиях жизненных кризисов является предметом изучения в отечественной и зарубежной психологии.
Следует отметить, что системные исследования копинга пока еще единичны. Более того, среди них отсутствуют те, которые были бы реализованы в парадигме теорий психоаналитической ориентации. На сегодняшний день, когда в психологии активно развивается целостное восприятие психологических феноменов, для теории и практики уже недостаточно простого выявления свойств, причин и следствий отдельных когнитивных и поведенческих актов совладания и их дальнейшее сопоставление. Важным является именно целостное понимание поведения индивида в условиях жизненных кризисов, которое позволяет ему достичь эффективного их преодоления. Это позволит широко использовать результаты работы, как в исследовательской, так и в практической работе, связанной с психологическим консультированием, педагогической деятельностью, профессиональным отбором.
Целью диссертации являлась разработка системной модели копинга, с применением количественных и качественных методов моделирования, с последующей верификацией этой модели в условиях жизненных кризисов разных типов.
Проект адресован ученым, которые занимаются фундаментальными проблемами: психологам, педагогам, медикам, социологам, системологам. Он может быть интересен и специалистам прикладных областей.
Предмет исследования копинга в рамках системного подхода можно определить как общие закономерности формирования совладающего поведения в ситуациях кризисов.
Бессознательное рассматривается как один из ведущих факторов формирования совладающего поведения личности. Постулируется, что кризисная ситуация апеллирует, прежде всего, к неосознаваемому уровню личности, который формируется в процессе онтогенеза. Далее влияние бессознательного на сознательный уровень психики модерируется различными требованиями социальной среды. Сознание, в свою очередь, выступает как фильтр, который селективно пропускает сквозь себя актуальные бессознательные потребности, которые создают разнообразные варианты преодоления стресса. Копинг, реализуемый индивидом, может более или менее успешно способствовать решению кризисной ситуации, тем самым приводя субъекта совладания к необходимому результату. Построенные «жесткая» и «мягкая» системные модели призваны количественно и качественно описывать указанные структурно-фукциональные взаимоотношения.
С позиций системного анализа совладающая личность охарактеризована в работе как подсистема системы «внешняя среда – совладающая личность». Эту личность характеризует специфический вид поведения – совладающее поведение или копинг. Субстратом этой подсистемы является индивид. Структура этой подсистемы состоит из трех элементов: бессознательное, сознание, копинг. Эта подсистема находится в сложных взаимоотношениях с другой подсистемой «внешняя среда», структурно определяемой такими элементами, как стрессор, средовые факторы онтогенеза, актуальные требования среды. Результатом взаимодействия между этими подсистемами выступает совладающее поведение. Система «внешняя среда – совладающая личность» формализована в общефилософских понятиях вещь, свойство и отношение. В работе перечисляются все реляционные и атрибутивные параметры, характерные для рассматриваемой системы, исходя из качественной методологии параметрической общей теории систем.
Основной фокус эмпирического исследования направлен на верификацию концептуальной системной модели. Общая выборка исследования составила 1113 человек. Испытуемые изучались в двух полярных кризисных ситуациях, представляющих собой две крайние точки континуума кризисности: ситуациях угрозы жизни и угрозы самоактуализации. Основой данного континуума послужила авторская типология жизненных кризисов, согласно которой чем ниже уровень потребностей индивида, которые затрагивают кризисные ситуации, тем интенсивнее их воздействие на личность и тем более существенные изменения они в ней вызывают.
Исследование структуры личности осуществлялось с помощью таких методов: Методика многостороннего исследования личности (в адаптации Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Р.Б. Рожанца), Рисуночный тест Э. Вартегга, Метод портретных выборов Л. Сонди (в модификации Л.Н. Собчик), Метод цветовых выборов М. Люшера. Предложены психодиагностические методы для измерения копинга в различных ситуациях: новые версии психометрического теста Опросника способов совладания WOCQ Р.С. Лазаруса и С. Фолкман и авторский проективный тест Метод выбора архетипических символов (МВАС). Предложенные методы отличались достаточной валидностью и надежностью.
Для процедуры верификации использован широкий спектр статистических методов, основным из которых являлся системный количественный метод: моделирование структурными уравнениями.
Установлено, что чем острее переживаемый кризис, тем выше роль бессознательных тенденций в формировании копинга. Построена иерархическая трехуровневая модель структуры совладающего поведения, которая содержит две ситуационно неспецифические категории высшего порядка: копинг, требующий усилий, и избегающий копинг. Низший уровень представляет собой совокупность отдельных реакций индивида, вызванных стрессовой ситуацией, которые организованы на среднем уровне в копинг-стратегии, объединяющиеся в базовые типы копинг-поведения, находящиеся на высшем уровне иерархии.
Эмпирическая верификация показала, что вариативный ряд количественных системных моделей в применении к различным ситуациям и типам копинга, обнаружил соответствие исходным данным. На основе полученных данных разработан комплекс психокоррекционных методов для развития эффективного совладания. Успешная эмпирическая верификация модели формирования копинга доказывает, что приведенная концептуальная схема имеет широкие перспективы в отношении исследования различных психологических феноменов.