- Плюснина Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, зав. лабораторией технологий обучения начальной грамотности, Национальный гуманитарный университет России, (Санкт-Петербург)
Актуальность исследования
В современный переходный период развития нашего общества вполне обоснованно возникает стремление к совершенствованию системы анализа, оценки и контроля качества образования, формирование систем управления качеством образования в вузах, в районных образовательных системах, в школьном образовании. Проблемы квалиметрии в образовании становятся предметом обсуждения на симпозиумах, конференциях, в печати. Изложение теоретических вопросов, связанных с мониторингом образовательной системы, содержится в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов под руководством Селезневой Н.А. и Субетто А.И., в работах Майорова А.Н., коллектива авторов Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.. Описание системы мониторинга в европейских странах дается в работах Шишова С.Е. и Кальней В.А., различных систем оценивания в мировой практике - в работах Гузеева В.В. Развитию районной образовательной системы посвящены работы Максимовой В.Н.
Главной проблемой, выделяемой в современном образовании в связи с вопросами квалиметрии, становится проблема определения и достижения нового качества образования, а также применения информационных и инновационных технологий в образовании, которые помогут добиться этого качества.
В центре внимания ученых находится вопрос о квалиметрическом инструментарии, а также о выделении и подборе критериев оценивания образовательной системы. Среди выделяемых критериев оценки качества образования немаловажное место занимает оценка качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения, и на выходе — качества потенциала выпускников). Этот критерий является едва ли не самым важным из всех выделяемых критериев, т.к. все остальные выполняют вспомогательную функцию по отношению к нему.
Для определения качества потенциала обучающихся используются: психодиагностика, социально-педагогическая и валеологическая диагностика, а также базовые методы гуманитарной экспертизы образования (по Братченко С. Л.) беседа, наблюдение, групповая дискуссия, игровые методы, герменевтические методы и др.
Проблема любого диагностического исследования заключается, прежде всего, в большой затрате времени на обработку собранного материала, что делает невозможным регулярное использование диагностик для проведения мониторинга. Поэтому актуальной становится задача поиска таких методик диагностирования и выделения таких параметров оценивания, которые бы интегрировали в себе отдельные диагностические методики узкого профиля, например, изучение внимания и его видов, памяти и доминирующего вида памяти, мышления и т. п. и выдавали бы целостный интегрированный результат психолого-педагогического исследования, при этом затрачивая меньше времени на проведение и обработку данных.
Научная новизна и практическая значимость заключается:
- в рассмотрении диагностики индивидуальной обучаемости как информационной психолого-педагогической технологии, повышающей качество обучения начальной грамотности;
- в использовании метафоры «золотой целостности» , как методологического принципа, служащего основой для обработки диагностических данных.
Основное содержание работы
В связи с выделенными проблемами были сформулированы цели и задачи исследования:
1. Разработать новые квалиметрические методы обработки параметрических данных, лежащих в основе диагностики индивидуальной обучаемости.
2. Рассмотреть диагностику индивидуальной обучаемости как информационную психолого-педагогическую технологию, повышающую качество начальной грамотности.
3. Провести апробацию диагностики индивидуальной обучаемости, основанной на изучении речемыслительной деятельности учеников.
Несколько слов о самой диагностике. Последняя ее версия для начальной школы названа квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости (ДИО). В ее основу положено измерение таких важных общих учебных умений как письмо, чтение и внимание.
Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости – это технология выявления индивидуальных особенностей обучения учащихся посредством совокупности методов количественно-качественной оценки речемыслительной деятельности для прогнозирования возможных отклонений и предотвращения нарушений естественного процесса развития человека.
Цели педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Квалиметрическая диагностика, ориентированная на измерение качества индивидуальной обучаемости учеников и, в частности, на измерение речемыслительной деятельности детей может рассматриваться как автодидактическая технология повышения педагогического мастерства учителя.
Цели данной технологии, также состоят в повышении умений педагогов оценивать качество обученности и обучаемости учеников и планировать коррекционную работу.
Этапы работы
1. 1999-2004 гг. Подбор методик и апробация стимульного материала в начальных классах школ г. Пушкина и г. Кировска.
2. 2005-2007 гг. Создание обновленной компьютерной версии диагностики, тестирование и апробация в школах г. Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска.
3. 2007-2010 гг. Обобщение и систематизация материалов, проведение опытно-экспериментальной работы в школах с использованием квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости.
Результаты, выводы
Применение этой технологии в школах Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска привело к положительному результату - повышению обучаемости учеников.
Выявленные при помощи диагностики проблемы, имеющиеся у детей в речемыслительной деятельности, понимание причин их происхождения, правильная интерпретация данных диагностики учителями, учениками и родителями, повышает мастерство учителя и положительно влияет на результаты обучения.