«Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости» (полукомпьютеризированный вариант программы)
Актуальность исследования
В современный переходный период развития нашего общества вполне обоснованно возникает стремление к совершенствованию системы анализа, оценки и контроля качества образования, формирование систем управления качеством образования в вузах, в районных образовательных системах, в школьном образовании. Проблемы квалиметрии в образовании становятся предметом обсуждения на симпозиумах, конференциях, в печати. Изложение теоретических вопросов, связанных с мониторингом образовательной системы, содержится в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов под руководством Селезневой Н.А. и Субетто А.И., в работах Майорова А.Н., коллектива авторов Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.. Описание системы мониторинга в европейских странах дается в работах Шишова С.Е. и Кальней В.А., различных систем оценивания в мировой практике - в работах Гузеева В.В. Развитию районной образовательной системы посвящены работы Максимовой В.Н.
Главной проблемой, выделяемой в современном образовании в связи с вопросами квалиметрии, становится проблема определения и достижения нового качества образования, а также применения информационных и инновационных технологий в образовании, которые помогут добиться этого качества.
В центре внимания ученых находится вопрос о квалиметрическом инструментарии, а также о выделении и подборе критериев оценивания образовательной системы. Среди выделяемых критериев оценки качества образования немаловажное место занимает оценка качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения, и на выходе — качества потенциала выпускников). Этот критерий является едва ли не самым важным из всех выделяемых критериев, т.к. все остальные выполняют вспомогательную функцию по отношению к нему.
Для определения качества потенциала обучающихся используются: психодиагностика, социально-педагогическая и валеологическая диагностика, а также базовые методы гуманитарной экспертизы образования (по Братченко С. Л.) беседа, наблюдение, групповая дискуссия, игровые методы, герменевтические методы и др.
Проблема любого диагностического исследования заключается, прежде всего, в большой затрате времени на обработку собранного материала, что делает невозможным регулярное использование диагностик для проведения мониторинга. Поэтому актуальной становится задача поиска таких методик диагностирования и выделения таких параметров оценивания, которые бы интегрировали в себе отдельные диагностические методики узкого профиля, например, изучение внимания и его видов, памяти и доминирующего вида памяти, мышления и т. п. и выдавали бы целостный интегрированный результат психолого-педагогического исследования, при этом затрачивая меньше времени на проведение и обработку данных.
Научная новизна и практическая значимость заключается:
- в рассмотрении диагностики индивидуальной обучаемости как информационной психолого-педагогической технологии, повышающей качество обучения начальной грамотности;
- в использовании метафоры «золотой целостности» , как методологического принципа, служащего основой для обработки диагностических данных.
Основное содержание работы
В связи с выделенными проблемами были сформулированы цели и задачи исследования:
1. Разработать новые квалиметрические методы обработки параметрических данных, лежащих в основе диагностики индивидуальной обучаемости.
2. Рассмотреть диагностику индивидуальной обучаемости как информационную психолого-педагогическую технологию, повышающую качество начальной грамотности.
3. Провести апробацию диагностики индивидуальной обучаемости, основанной на изучении речемыслительной деятельности учеников.
Несколько слов о самой диагностике. Последняя ее версия для начальной школы названа квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости (ДИО). В ее основу положено измерение таких важных общих учебных умений как письмо, чтение и внимание.
Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости – это технология выявления индивидуальных особенностей обучения учащихся посредством совокупности методов количественно-качественной оценки речемыслительной деятельности для прогнозирования возможных отклонений и предотвращения нарушений естественного процесса развития человека.
Цели педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Квалиметрическая диагностика, ориентированная на измерение качества индивидуальной обучаемости учеников и, в частности, на измерение речемыслительной деятельности детей может рассматриваться как автодидактическая технология повышения педагогического мастерства учителя.
Цели данной технологии, также состоят в повышении умений педагогов оценивать качество обученности и обучаемости учеников и планировать коррекционную работу.
Этапы работы
1. 1999-2004 гг. Подбор методик и апробация стимульного материала в начальных классах школ г. Пушкина и г. Кировска.
2. 2005-2007 гг. Создание обновленной компьютерной версии диагностики, тестирование и апробация в школах г. Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска.
3. 2007-2010 гг. Обобщение и систематизация материалов, проведение опытно-экспериментальной работы в школах с использованием квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости.
Результаты, выводы
Применение этой технологии в школах Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска привело к положительному результату - повышению обучаемости учеников.
Выявленные при помощи диагностики проблемы, имеющиеся у детей в речемыслительной деятельности, понимание причин их происхождения, правильная интерпретация данных диагностики учителями, учениками и родителями, повышает мастерство учителя и положительно влияет на результаты обучения.
Плюснина Елена Михайловна, канд. пед. наук, зав. лаб. технологий обучения начальной грамотности Национального гуманитарного университета России.
Сфера научных интересов: изучение феномена начальной грамотности, технологий развивающего обучения, диагностика индивидуальной обучаемости в начальном образовании.
Основные публикации по заявленной теме:
- Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования /Засорина Л. Н., Плюснина Е. М // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 74-79.
- Интерпретация диагностических данных учащихся как способ повышения квалификации учителей. // Постдипломное образование в системе непрерывного образования. - СПб.: СПбГАППО, 2005.- С.186-187
- Развитие личности ребенка и поиски научных основ в разных концепциях/ Интернет-конференция «Психология и семья» 15 июня –25 сентября 2006 г. каф. приклад. психологии и лаб. «Психология и психотерапия семьи» фак. психологии Белорусского гос. пед. ун. им. М. Танка. Адрес: www.psy-family.narod.ru
- Система индивидуального диагностического сопровождения в школе с углубленным изучением физики // Проблемы и перспективы развития лицейско-гимназического образования в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 106-109
-
Взаимосвязь семьи и школы в повышении индивидуальной обучаемости ребенка./Плюснина Е. М.,Мичурина С. В//Материалы Третьей Интернет-конференции "Психология и семья" Секция.Развитие личности ребенка в семье. БГПУ кафедра психологии
01 Дек 2008 - Динамика индивидуальной обучаемости выпускников начальной речевой школы /Плюснина Е.М., Плюснина Н.В. //Возможности формирования навыка перцептивно-смысловой обработки текста у школьников (система коррекционной работы): Сборник материалов к научно-практическому семинару. Часть 2 / Сост. Плюснина Е.М. – СПб.:КОПИ-ПАРК, 2008. – С. 5-12
- Контрольная в голову, а бес в ребро… Или что делать с ЕГЭ? (приложение Парадоксы шкалирования) /Ж.Личность и культура, 2009. №1. – С.64 [Психологическая газета («Иматон»)]
- Квалиметрическая диагностика в начальной школе: обучение детей и родителей /Плюснина Е. М., Гликман Е.В.//IVИнтернет-конференция «Психология и семья» июль 2010Белорусского гос. пед. ун. им. М. Танка.