Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости» (полукомпьютеризированный вариант программы)


Автор:

 Актуальность исследования

В современный переходный период развития нашего общества вполне обоснованно возникает стремление к совершенствованию  системы анализа, оценки и контроля качества образования, формирование систем управления качеством образования в вузах, в районных образовательных системах, в школьном образовании. Проблемы квалиметрии в образовании становятся предметом обсуждения на симпозиумах, конференциях, в печати. Изложение теоретических вопросов, связанных с мониторингом образовательной системы, содержится в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов под руководством Селезневой Н.А. и Субетто А.И., в работах Майорова А.Н., коллектива авторов Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.. Описание системы мониторинга в европейских странах дается в работах Шишова С.Е. и Кальней В.А., различных систем оценивания в мировой практике - в работах Гузеева В.В. Развитию районной образовательной системы посвящены работы Максимовой В.Н.

Главной проблемой, выделяемой в современном образовании в связи с вопросами квалиметрии, становится проблема определения и достижения нового качества образования, а также применения информационных и инновационных технологий в образовании, которые помогут добиться этого качества.

В центре внимания ученых находится вопрос о квалиметрическом инструментарии, а также о выделении и подборе критериев оценивания образовательной системы. Среди выделяемых критериев оценки качества образования немаловажное место занимает оценка качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения, и на выходе — качества потенциала выпускников). Этот критерий является едва ли не самым важным из всех выделяемых критериев, т.к. все остальные выполняют вспомогательную функцию по отношению к нему.

Для определения качества потенциала обучающихся используются: психодиагностика, социально-педагогическая и валеологическая диагностика, а также базовые методы гуманитарной экспертизы образования (по Братченко С. Л.) беседа, наблюдение, групповая дискуссия, игровые методы, герменевтические методы и др.

Проблема любого диагностического исследования заключается, прежде всего, в большой затрате времени на обработку собранного материала, что делает невозможным регулярное использование диагностик для проведения мониторинга. Поэтому актуальной становится задача поиска таких методик диагностирования и выделения таких параметров оценивания, которые бы интегрировали в себе отдельные диагностические методики узкого профиля, например, изучение внимания и его видов, памяти и доминирующего вида памяти, мышления и т. п. и выдавали бы целостный интегрированный результат психолого-педагогического исследования, при этом затрачивая меньше времени на проведение и обработку данных.

Научная новизна и практическая значимость заключается: 
- в рассмотрении диагностики индивидуальной обучаемости как информационной психолого-педагогической технологии, повышающей качество обучения начальной грамотности;
- в использовании метафоры «золотой целостности» , как методологического принципа, служащего основой для обработки диагностических данных.

Основное содержание работы
В связи с выделенными проблемами были сформулированы цели и задачи исследования:
1. Разработать новые квалиметрические методы обработки параметрических данных, лежащих в основе диагностики индивидуальной обучаемости. 
2. Рассмотреть диагностику индивидуальной обучаемости как информационную психолого-педагогическую технологию, повышающую качество начальной грамотности.
3. Провести апробацию диагностики индивидуальной обучаемости, основанной на изучении речемыслительной деятельности учеников.

Несколько слов о самой диагностике. Последняя ее версия для начальной школы названа квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости (ДИО). В ее основу положено измерение таких важных общих учебных умений как письмо, чтение и внимание.

Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости – это технология выявления индивидуальных особенностей обучения учащихся посредством совокупности методов количественно-качественной оценки речемыслительной деятельности для прогнозирования возможных отклонений и предотвращения нарушений естественного процесса развития человека.

Цели педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

Квалиметрическая диагностика, ориентированная на измерение качества индивидуальной обучаемости учеников и, в частности, на измерение речемыслительной деятельности детей может рассматриваться как автодидактическая технология повышения педагогического мастерства учителя.

Цели данной технологии, также состоят в повышении умений педагогов оценивать качество обученности и обучаемости  учеников и планировать коррекционную работу.

Этапы работы
1. 1999-2004 гг. Подбор методик и апробация стимульного материала в начальных классах школ г. Пушкина и г. Кировска.
2. 2005-2007 гг. Создание обновленной компьютерной версии диагностики, тестирование и апробация в школах г. Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска.
3. 2007-2010 гг. Обобщение и систематизация материалов, проведение опытно-экспериментальной работы в школах с использованием квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости.

Результаты, выводы
Применение этой технологии в школах Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска привело к положительному результату - повышению обучаемости учеников.

Выявленные при помощи диагностики проблемы, имеющиеся у детей в речемыслительной деятельности, понимание причин их происхождения, правильная интерпретация данных диагностики учителями, учениками и родителями, повышает мастерство учителя и положительно влияет на результаты обучения.


Плюснина Елена Михайловна, канд. пед. наук,  зав. лаб. технологий обучения начальной грамотности Национального гуманитарного университета России.

Сфера научных интересов: изучение феномена начальной грамотности, технологий развивающего обучения, диагностика индивидуальной обучаемости в начальном образовании.

 Основные публикации по заявленной теме:

  1. Педагогическая диагностика как мониторинг  качества образования /Засорина Л. Н., Плюснина Е. М // Начальная школа. – 1999. –  № 1. – С. 74-79. 
  2. Интерпретация диагностических данных учащихся  как способ повышения квалификации учителей. // Постдипломное образование в системе непрерывного образования. - СПб.: СПбГАППО, 2005.-  С.186-187
  3. Развитие личности ребенка и поиски научных основ в разных концепциях/ Интернет-конференция «Психология и семья» 15 июня  –25 сентября 2006 г. каф. приклад. психологии и лаб. «Психология и психотерапия семьи» фак. психологии Белорусского гос. пед. ун. им. М. Танка. Адрес: www.psy-family.narod.ru
  4. Система индивидуального диагностического сопровождения в школе с углубленным изучением физики // Проблемы и перспективы развития лицейско-гимназического образования в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 106-109
  5. Взаимосвязь семьи и школы в повышении индивидуальной обучаемости ребенка./Плюснина Е. М.,Мичурина С. В//Материалы Третьей Интернет-конференции "Психология и семья" Секция.Развитие личности ребенка в семье. БГПУ кафедра психологии     01 Дек 2008
  6. Динамика индивидуальной обучаемости выпускников начальной речевой школы /Плюснина Е.М., Плюснина Н.В. //Возможности формирования навыка перцептивно-смысловой обработки текста у школьников (система коррекционной работы): Сборник материалов к научно-практическому семинару. Часть 2 / Сост. Плюснина Е.М. – СПб.:КОПИ-ПАРК, 2008. – С.  5-12
  7. Контрольная в голову, а бес в ребро… Или что делать с ЕГЭ? (приложение Парадоксы шкалирования) /Ж.Личность и культура, 2009. №1. – С.64 [Психологическая газета («Иматон»)]
  8. Квалиметрическая диагностика  в начальной школе: обучение детей и родителей /Плюснина Е. М., Гликман Е.В.//IVИнтернет-конференция «Психология и семья» июль 2010Белорусского гос. пед. ун. им. М. Танка.
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su