Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2013 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Использование методов арт-терапии в детской онкопсихологии» (психокоррекционная программа)

Авторы:

  • Татаринцева Альбина Юрьевна

    кандидат психологических наук, декан психолого-педагогического факультета, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж)

  • Носова Анастасия Александровна

    учитель-логопед, МБОУ СОШ № 30, структурное подразделение – детский сад (Воронеж)

Актуальность проекта

Применение современных лечебных программ позволило добиться значительных успехов при лечении злокачественных опухолей у детей. В настоящее время полностью излечивается до 70% детей. Но многократные госпитализации, длительное амбулаторное лечение в значительной мере изолируют ребенка от сверстников, нарушая становление его социального опыта. Психологический статус детей, перенесших онкологическое заболевание, характеризуется многочисленными страхами, в первую очередь, страхом смерти, высоким уровнем тревожности, чувством вины, нередко повышенной агрессивностью, элементами посттравматического синдрома. Все вышеперечисленные обстоятельства приводят к серьезной социальной дезадаптации детей. Как же можно помочь детям справиться с эти? Как вернуться к обычной жизни? Возможно, ли детям восстановиться после тяжелой болезни? Решение данной проблемы мы нашли в применении различных техник арт-терапии. Поскольку, данные занятия способствуют самовыражению ребенка, позволяют адаптироваться в обществе, развивать творческий потенциал.

Мы хотим помочь детям реабилитироваться в такой сложной жизненной ситуации, найти внутренние силы и путь к выздоровлению.

Основная цель и задачи проекта

Цель: помочь детям реабилитироваться в сложной жизненной ситуации, найти внутренние силы и путь к выздоровлению

Задачи:

  • создание программ тематических мастер-классов для детей;
  • проведение тематических мастер-классов;
  • воздействие на эмоциональную сферу детей при помощи методов арт-терапии;
  • развитие творческих способностей и воображения у детей;
  • установление коммуникативных связей между детьми;
  • развитие мелкой моторики ребенка;
  • улучшение общего развитие детей;
  • помощь в преодоление эмоционального напряжения у детей и родителей;
  • укрепление веры в свои силы у детей;
  • укрепление взаимодействия между родителем и ребенком;
  • развитие речи у детей;
  • наблюдение за изменением в поведении детей;
  • анализ результатов занятий.

Описание проекта

Целевая группа: подростки и младшие школьники, в возрасте от 4 до 15 лет, которые находятся на лечении в гематоонкологическом отделении ОДКБ№1, г. Воронежа. В течение года их количество варьируется в пределах от 70 до 100.

С детским гематоонкологическим отделением ОДКБ№1 наша инициативная группа тесно сотрудничает с 2011 года. Точнее, мы приезжаем поздравлять детей с различными праздниками (Новый Год, день матери, день защиты детей). А в сентябре 2013 года нам захотелось применить арт-терапевтический способ положительно влиять на ход тяжелой болезни детей. Проведение тематических мастер-классов позволило бы детям творчески развиваться, поддерживать свою активность, тренировать мелкую моторику, а также общаться друг с другом, открывая внутренние возможности.

Наше первое пробное занятие прошло в эмоционально спокойной обстановке. Дети творили, смеялись и, главное, общались. Занятие растянулось до двух часов, и это притом, что детям крайне трудно что-то делать долгое время.

Работа в рамках проекта включает 3 этапа:

  1. Организационный момент (обсуждение целей и средств к её достижению, распределение обязанностей, дел, приобретение необходимого материала).
  2. Психодиагностика детей и подростков (определение потребностей и эмоционального состояния детей, подбор занятий, в соответствии, с ними).
  3. Арт-терапевтические занятия (использование арт-терапевтических техник при занятиях для реабилитации детей, снижение уровня тревожности, удовлетворения коммуникативных потребностей).

План реабилитационной программы

1 занятие «Картины из шерсти»

Цели: развитие мелкой моторики и мышления; развитие коммуникативных навыков и воображения у детей......

План:

  1. Рассказ о шерсти, способах изготовления картин из нее
  2. Игра «Найди цвет»
  3. Изготовление картины из шерсти
  4. Групповой рассказ «Что здесь»?

2 занятие «Матрешка»

Цели: создание познавательной среды для детей; развитие творческих навыков.

План:

  1. Рассказ о русской матрешки
  2. Изготовление матрешки, с помощью использования техник арт-терапии
  3. Групповой рассказ

3 занятие «Кукла»

Цели: создание альтернативного Я-образа у ребенка; развитие творческих навыков.

План:

  1. Сказка «Кукла»
  2. Изготовление тряпичной куклы
  3. Групповой рассказ о кукле

4 занятие «Лепка из теста»

Цели: развитие мелкой моторики; улучшение эмоционального состояния за счет приятных тактильных ощущений.

План:

  1. Притча про изменения
  2. Изготовление скульптуры из соленого теста
  3. Групповой рассказ «Кто это»?

5 занятие «Изготовление цветов способностей»

Цели: повышение уверенности в собственных силах у детей; улучшение эмоционального состояни; развитие мелкой моторики.

План:

  1. Сказка «Цветы способностей»
  2. Изготовление цветов
  3. Рассказ «Что за способность я приобрел»?

6 занятие «Коллаж»

Цели: создание Я-образа на бумаге; увеличение позитивных качеств у детей.

План:

  1. Рассказ о возможностях техники «Коллаж»
  2. Изготовление работы в данной технике
  3. Групповой анализ результатов

7 занятие «Рисование»

Цели: развитие творческих способностей у детей; формирование представлений о внутреннем мире.

План:

  1. Притча о художнике
  2. Изготовление рисунка своего внутреннего мира
  3. Рассказ группе «Кто здесь»?

8 занятие «Оберег»

Цели: снижение тревожности у детей; преодоление детских страхов в условиях больницы.

План

  1. Рассказ «Зачем нужны обереги»?
  2. Изготовление собственного оберега
  3. Подведение итогов занятий

Результаты

Результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект:

  • успешная адаптация и социализация детей, находящихся на лечении;
  • формирование положительной жизненной мотивации у детей;
  • формирование внимания, памяти, усидчивости и мелкой моторики рук;
  • формирование художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • улучшение речевых и мышечных действий ребенка;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели.

Оценку результатов и динамику реализуемого проекта отслеживали с помощью социологических опросов, опросников анкет, психологических тестов (констатирующих эмоциональное состояние участников, их ценности и т.д.).

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе