«Когнитивный менеджмент: концептуализация управленческой эффективности » (монография)
Кудрявцева Е.И. Когнитивный менеджмент: концептуализация управленческой эффективности. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2013. — 224 с. ISBN 978-5-8021-1665-4
Актуальность
Современные работники — носители главного средства производства. Имя этого средства — «знания», а различные модели его использования именно как средства производства и основы конкурентного преимущества компаний — «менеджмент знаний» и «когнитивный менеджмент».
Когнитивный менеджмент как направление осмысления профессиональной реальности породил новую терминологию, в ней особое место отведено двум понятиям — «компетенция» и «компетентность», которые отражают представления о психологической природе деятельности, ее субъективной сущности и феноменологии. Картина профессиональной деятельности, описываемая с помощью этих понятий, призвана обратить внимание на скрытые, виртуальные, субъективные стороны профессионального труда.
Представления менеджеров разных организаций о важных аспектах своей деятельности — прежде всего, о ее предмете и характеристиках объектов управления, — становятся источником корпоративных побед или провалов. Индивидуальные когнитивные основания как особые коды форматируют понимание профессионалами смысла и содержания своей деятельности. Образы деятельности и модели деятельности, причудливо переплетаясь в структуре индивидуального сознания, создают основные эффекты современного профессионализма.
Описания управленческой деятельности все более отрываются от материальной объектности и переносятся в сферу неосязаемой субъектности, населенной психологической феноменологией. Когнитивный менеджмент становится новым образом менеджмента, а образ управленческой деятельности выражается в особых когнитивных моделях — моделях компетенций или компетентности.
Предлагаемое исследование посвящено анализу современных представлений о менеджменте, иллюстрированных примерами описания и моделирования деятельности менеджеров в широком диапазоне социальной практики.
Содержание
Глава 1. Когнитивный менеджмент — актуальное направление развития менеджмента
1.1. Знание — источник эффективности
1.2. Когнитивные инструменты в деятельности менеджеров
1.3. Менеджмент знаний — образы и модели
1.4. Представления об эффективности — зона актуальных метафор
Глава посвящена общим проблемам когнитивного менеджмента и оценке возможностей когнитивного подхода к описанию, моделированию и контролю управленческой деятельности. Автор проявляет связи представлений разных научных дисциплин о сущности и ключевых характеристиках менеджмента, способах его реализации и критериях оценки его эффективности.
Глава 2. Образ деятельности и модель деятельности менеджера
2.1. Управленческая деятельность — ключевые метафоры
2.2. От образа менеджера — к модели свойств и качеств
2.3. Управленческая рефлексия — проблемы восприятия и оценки собственной деятельности
Обсуждаются проблемы когнитивных построений в пространстве управленческой деятельности. Автора интересует, как современные менеджеры понимают и описывают свою деятельность, и что в их деятельности важно для других людей, исследуются современные метафоры и модели деятельности менеджеров и выявляются основания такого моделирования.
Глава 3. Компетенции и компетентность — новые подходы к оценке эффективности
3.1. Компетенции — модели нового поколения
3.2. Компетенции менеджеров — позиция заинтересованного лица
3.3. Компетентность как «взгляд внутрь»
3.4. Две модели — четыре картины деятельности
Глава посвящена разрешению вопроса о сущности компетентности. Компетентность (как понятие) в наиболее концентрированной форме отражает представления о психологической природе деятельности, ее субъективной сущности и феноменологии. Автор рассматривает компетентность как модель управленческой деятельности, отражающую существенные стороны образа деятельности, характерного для самого субъекта управления (менеджера).
Глава 4. Управленческое развитие: когнитивный подход
4.1. Могут ли менеджеры сами построить модель компетенций?
4.2. Когнитивная эффективность менеджеров
4.3. Модель управленческих компетенций в практике менеджмента
4.4. Эффективность в модели agile
Глава представляет собой анализ организационной феноменологии применения моделей управленческих компетенций. Излагаются основные когнитивные задачи и проблемы, с которыми связано само появление компетентностного подхода, описаны распространенные феномены его применения и пути преодоления возникающих сложностей. Исследование моделей управленческих компетенций завершается экскурсом в новые направления развития современного менеджмента, создающие новые управленческие метафоры.
Выводы
Исследование вопросов, которыми занимается когнитивный менеджмент, дает основание для вывода о том, что сотрудники все больше влияют на организацию именно потому, что заключают с ней не столько формальный контракт, сколько контракт психологический, позволяющий на основании нечетко рефлексируемых ожиданий оказывать содержательное давление на все, что в организации происходит. То, что называлось «человеческой стороной», перестает быть фоном компании, а становится ее основным лицом. Сотрудники организаций обеспечивают не только и не столько заданный извне результат (продукт), сколько формируют условия его создания — контекст, сценарий, технологию.
Исследование показало, как формируется управленческое понимание. Автор описал понимание как процесс, как результат (когнитивный продукт), как условие развития эффективности и как явление, препятствующее достижению желаемой цели.
Феноменология управления свидетельствует о том, что понимание выступает как ключевой фактор эффективности, а когнитивные модели, сформированные конкретными менеджерами, оказывают давление на содержание любых организационных процессов — управленческих, производственных, социальных.
- Аннотация, предисловие, заключение и оглавление монографии на сайте
- Другие публикации Е.И.Кудрявцевой на эту тему на сайте