Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Когнитивный менеджмент: концептуализация управленческой эффективности » (монография)


Автор:

Кудрявцева Е.И. Когнитивный менеджмент: концептуализация управленческой эффективности. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2013. — 224 с. ISBN 978-5-8021-1665-4

Актуальность

Современные работники — носители главного средства производства. Имя этого средства — «знания», а различные модели его использования именно как средства производства и основы конкурентного преимущества компаний — «менеджмент знаний» и «когнитивный менеджмент».

Когнитивный менеджмент как направление осмысления профессиональной реальности породил новую терминологию, в ней особое место отведено двум понятиям — «компетенция» и «компетентность», которые отражают представления о психологической природе деятельности, ее субъективной сущности и феноменологии. Картина профессиональной деятельности, описываемая с помощью этих понятий, призвана обратить внимание на скрытые, виртуальные, субъективные стороны профессионального труда.

Представления менеджеров разных организаций о важных аспектах своей деятельности — прежде всего, о ее предмете и характеристиках объектов управления, — становятся источником корпоративных побед или провалов. Индивидуальные когнитивные основания как особые коды форматируют понимание профессионалами смысла и содержания своей деятельности. Образы деятельности и модели деятельности, причудливо переплетаясь в структуре индивидуального сознания, создают основные эффекты современного профессионализма.

Описания управленческой деятельности все более отрываются от материальной объектности и переносятся в сферу неосязаемой субъектности, населенной психологической феноменологией. Когнитивный менеджмент становится новым образом менеджмента, а образ управленческой деятельности выражается в особых когнитивных моделях — моделях компетенций или компетентности.

Предлагаемое исследование посвящено анализу современных представлений о менеджменте, иллюстрированных примерами описания и моделирования деятельности менеджеров в широком диапазоне социальной практики.

Содержание

Глава 1. Когнитивный менеджмент — актуальное направление развития менеджмента

1.1. Знание — источник эффективности

1.2. Когнитивные инструменты в деятельности менеджеров

1.3. Менеджмент знаний — образы и модели

1.4. Представления об эффективности — зона актуальных метафор

Глава посвящена общим проблемам когнитивного менеджмента и оценке возможностей когнитивного подхода к описанию, моделированию и контролю управленческой деятельности. Автор проявляет связи представлений разных научных дисциплин о сущности и ключевых характеристиках менеджмента, способах его реализации и критериях оценки его эффективности.

Глава 2. Образ деятельности и модель деятельности менеджера

2.1. Управленческая деятельность — ключевые метафоры

2.2. От образа менеджера — к модели свойств и качеств

2.3. Управленческая рефлексия — проблемы восприятия и оценки собственной деятельности

Обсуждаются проблемы когнитивных построений в пространстве управленческой деятельности. Автора интересует, как современные менеджеры понимают и описывают свою деятельность, и что в их деятельности важно для других людей, исследуются современные метафоры и модели деятельности менеджеров и выявляются основания такого моделирования.

Глава 3. Компетенции и компетентность — новые подходы к оценке эффективности

3.1. Компетенции — модели нового поколения

3.2. Компетенции менеджеров — позиция заинтересованного лица

3.3. Компетентность как «взгляд внутрь»

3.4. Две модели — четыре картины деятельности

Глава посвящена разрешению вопроса о сущности компетентности. Компетентность (как понятие) в наиболее концентрированной форме отражает представления о психологической природе деятельности, ее субъективной сущности и феноменологии. Автор рассматривает компетентность как модель управленческой деятельности, отражающую существенные стороны образа деятельности, характерного для самого субъекта управления (менеджера).

Глава 4. Управленческое развитие: когнитивный подход

4.1. Могут ли менеджеры сами построить модель компетенций?

4.2. Когнитивная эффективность менеджеров

4.3. Модель управленческих компетенций в практике менеджмента

4.4. Эффективность в модели agile

Глава представляет собой анализ организационной феноменологии применения моделей управленческих компетенций. Излагаются основные когнитивные задачи и проблемы, с которыми связано само появление компетентностного подхода, описаны распространенные феномены его применения и пути преодоления возникающих сложностей. Исследование моделей управленческих компетенций завершается экскурсом в новые направления развития современного менеджмента, создающие новые управленческие метафоры.

Выводы

Исследование вопросов, которыми занимается когнитивный менеджмент, дает основание для вывода о том, что сотрудники все больше влияют на организацию именно потому, что заключают с ней не столько формальный контракт, сколько контракт психологический, позволяющий на основании нечетко рефлексируемых ожиданий оказывать содержательное давление на все, что в организации происходит. То, что называлось «человеческой стороной», перестает быть фоном компании, а становится ее основным лицом. Сотрудники организаций обеспечивают не только и не столько заданный извне результат (продукт), сколько формируют условия его создания — контекст, сценарий, технологию.

Исследование показало, как формируется управленческое понимание. Автор описал понимание как процесс, как результат (когнитивный продукт), как условие развития эффективности и как явление, препятствующее достижению желаемой цели.

Феноменология управления свидетельствует о том, что понимание выступает как ключевой фактор эффективности, а когнитивные модели, сформированные конкретными менеджерами, оказывают давление на содержание любых организационных процессов — управленческих, производственных, социальных.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su