«Секреты общения» (психолого-педагогическая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
Новый стандарт общего среднего образования выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» (УУД) связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося. УУД делятся на четыре основные группы. К одной из этих подгрупп относятся коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, развитие коммуникативной и социальной компетенции всех школьников становится одной из ключевых задач образования на современном этапе. Поскольку, как показывают последние научные исследования, общий уровень культуры и, в частности, коммуникативной культуры у подрастающего поколения находится на довольно низком уровне (Т.А. Гаврилова, Н.В. Жутикова, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов и др.), ученик должен овладевать определенной суммой знаний, необходимой ему не только для поступления в ВУЗ, но и для активного участия в жизни общества и, самое главное, для гармоничного строения своих отношений с окружающими людьми.
Научная значимость программы заключается в разработке алгоритма развития коммуникативных компетенций у подростков на основе выбора предлагаемых видов деятельности в условиях временного детского коллектива и интенсивной коммуникативной практики. Практической значимостью является включение программы «Секреты общения» в работу отдела детского творчества в качестве программы дополнительного образования.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Задачи программы «Секреты общения»: мотивировать подростков к саморазвитию коммуникативного потенциала; оказать практическую помощь подросткам в решении сложностей, связанных с общением со сверстниками, родителями, учителями; способствовать развитию у подростков коммуникативных способностей, культуры речи, культуры поведения и толерантности, содействовать развитию творческого мышления и накоплению опыта позитивного творческого общения.
Особенностью программы является то, что она может быть реализована как комплексно, например, для подростков, выбравших по желанию занятия по данному направлению деятельности в рамках организации клубного пространства. В то же время, каждая тема, представленная в программе, может стать и основой для проведения отдельного занятия (или цикла занятий) и иметь продолжение в организации дел и деятельности в целом в условиях детского лагеря или внеурочной деятельности в школе, направленных на формирование и поддержание в объединении сверстников доброжелательных, уважительных отношений, организацию командного взаимодействия. Также проводится занятие по профориентации, которое подчеркивает важность коммуникативных навыков в некоторых сферах профессиональной деятельности.
В программе, успешно прошедшей на базе отдела детского творчества ВДЦ «Орленок» и состоящей их 6-ти занятий, приняли участие 204 подростка в двенадцатую (ноябрь-декабрь) 2012 года, во вторую (февраль) и третью (март) смены 2013 года.
Программа была реализована в 3 этапа:
1. Организационный этап включает в себя презентацию в рамках организации клубного пространства по интересам на базе отдела детского творчества.
2. Деятельностный этап – это реализация занятий программы «Секреты общения», все темы которых логически увязаны между собой.
На занятии «Разрешите представиться…» подростки знакомились с секретами общения, а именно как расположить к себе собеседника. На втором занятии «Секреты успешного общения» ребята учились правильно выстраивать беседу и вести дискуссии.
Занятие «Сила слов и движений» было направлено на информирование о том, как нужно делать комплименты, как слушать собеседника. В ходе выполнения упражнений подростки раскрывали значение некоторых невербальных жестов, которые используются во время общения.
Занятие «Общение для удовольствия и для дела» было ориентировано на формирования представления у подростков о разнообразии профессиональной сфере деятельности и определение своих интересов к различным профессиям.
Занятие «Слагаемые успешного делового общения» способствовало формированию представления о позитивном имидже, развитию навыков культуры общения в целом и деловых качеств в частности, а также подростки учились на практике выстраивать позитивные взаимоотношения.
Наличие таких приемов, как «Хлопки», «Головоломка», «Угадай профессию», позволяют активизировать внимание подростков. Упражнения «Иван Иванович», «Тройка», «Что помню?», «Леопольд», «Волшебное слово», направлены на тренировку и выработку стратегии речевого поведения в различных ситуациях. Диалоговые и интерактивные формы и приемы, используемые в ходе занятий, создавали ситуацию интенсивного коммуникативного взаимодействия.
3. Заключительный этап – анализ результатов.
На итоговом занятии «Магия общения» подросткам были вручены удостоверении о том, что они являлись участниками данной программы, а также проведен анализ, в результате которого подростки отметили, что узнали много полезной и интересной информации и сумели ее применить на практике, общаясь со взрослыми и сверстниками.
Результаты, выводы
Значимым результатом реализации психолого-педагогической программы «Секреты общения» является формирование у подростков следующих компетенций: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, программа «Секреты общения» способствует не только развитию коммуникативной культуры у подростков, но и социальных компетенций в целом.