«Психология половой идентичности» (учебное пособие)
Актуальность проекта «Психология половой идентичности» обусловлена значимостью понимания закономерностей психического развития человека с учетом половой дифференциации, влияния социокультурных условий на данный процесс, степени адаптивности разных типов половой идентичности и недостаточностью, а иногда и полным отсутствием данных о развитии половой идентичности в онтогенезе, о факторах, влияющих на ее становление, об адаптационных возможностях личности с различными типами половой идентичности. Современная ситуация ярко высвечивает необходимость обращения к проблеме становления половой идентичности, поскольку в последние десятилетия в нашей стране происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения, разрушается жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужского и женского поведения, появляются проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин. И как результат – разрушение ценностей семьи, увеличение числа разводов, рост социального сиротства и другие проблемы. Осмысление процессов развития половой идентичности студентами психолого-педагогических специальностей немаловажно для решения современных проблем полноценного развития личности, для сохранения психического здоровья целых поколений. Социальная, научная и практическая значимость. Материал, представленный в учебном пособии «Психология половой идентичности», поможет в решении задач модернизации образования, в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании психологической помощи и сопровождения субъектов образовательных учреждений, в проектировании гуманной и развивающей образовательной среды, что будет способствовать предотвращению нарушений процесса половой идентификации личности. Представленный материал позволит внедрить в практику работы учителей и школьных психологов концептуальные позиции и основные положения развития личности с учетом возраста и пола. Апробированный комплекс методических средств исследования половой идентичности расширит арсенал методов практической психологии. Значение проекта для развития психологии состоит в том, что проблема становления половой идентичности рассмотрена с позиций концептуальных подходов к анализу психики человека в целом, в результате чего выявлено действие законов неравномерности, гетерохронности, полового диморфизма и др. на процесс развития половой идентичности. Описан целостный процесс развития половой идентичности на всех стадиях жизненного цикла; раскрыты механизмы формирования половой идентичности в онтогенезе; установлены факторы, обусловливающие ее развитие. Выявленные закономерности развития половой идентичности представляют ценность для решения задач возрастной и дифференциальной психологии. Они обогащают научно-методическую базу исследования половой идентичности, позволяют взглянуть на процесс развития психики человека с учетом его половой принадлежности. Цель проекта – дать будущим психологам и педагогам знания об особенностях развития половой идентичности у представителей мужского и женского пола на протяжении всех стадий жизненного цикла, раскрыть основные подходы к исследованию механизмов становления половой идентичности, выделить биологические и социальные детерминанты, показать, что неправильное становление половой идентичности является предиспозиционным фактором формирования антисоциального поведения, неврозов, психосоматических расстройств, тогда как развитие адаптивной половой идентичности является важнейшим условием успешной реализации человека в современном мире.
Аудитория
Основное содержание работы
Результаты, выводы Системное рассмотрение развития половой идентичности на протяжении всего жизненного цикла, определение потенциальных возможностей развития структурных составляющих половой идентичности на каждом возрастном этапе, выявление общих закономерностей этого личностного образования психики имеет принципиальное значение для понимания будущими специалистами сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики и специфики психического развития человека. |
Н. Ю. Флотская - доктор психологических наук, декан факультета коррекционной педагогики, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Сфера научных интересов – исследование возрастных особенностей и закономерностей развития половой идентичности, факторов, обусловливающих ее становление, адаптационных возможностей личности с разными типами половой идентичности;
Автор 107 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, учебного пособия:
- Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: Монография /Н.Ю. Флотская.– Архангельск: Поморский университет, 2004. – 461 с. (26,97 п. л.).
- Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: Монография /Н.Ю. Флотская.– Архангельск: Поморский университет, 2007.– 203 с.
- Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: Учебное пособие /Н.Ю. Флотская.– Архангельск: Поморский университет, 2009.– 214 с.