«Взаимосвязи гендерных особенностей, ролевого, социального, профессионального функционирования и образа жизни современных женщин» (монография)
Монография представляет собой научно-исследовательскую работу по исследованию взаимосвязей гендерных особенностей, ролевого, социального, профессионального функционирования и образа жизни современных женщин. В монографии автор представляет комплексную оценку гендерных особенностей: гендерной идентичности (психологический и социальный уровень), гендерных стереотипов (традиционные, эгалитарные и неопределенные), гендерных ролей (8 ролевых направленностей) и установок. Также представлены методы исследования маскулинного и фемининного типа протекания психической деятельности и межличностных отношений. Дизайн исследования и психологическая диагностика отражают связи между гендерными особенностями, отношением к здоровью, качеством жизни и здоровым (или нездоровым) образом жизни у современных женщин.
Книга рассчитана на специалистов в области образования и здравоохранения, научных сотрудников и читателей, интересующихся вопросами гендера и здоровья.
Содержание монографии представлено в трех главах:
- Теоретико-методологические подходы к изучению гендерных особенностей, образа жизни и ролевого, социального, профессионального функционирования современных женщин
- Психологическая диагностика гендерных особенностей и образа жизни.
- Социально-психологический детерминизм развития гендерно-обусловленных представлений об образе, качестве жизни и ролевого, социального, профессионального функционирования современных женщин. Прикладные исследования.
В условиях социальных и экономических трансформаций одной из важнейших задач психологии становится исследование фундаментальных аспектов психической регуляции человеческого поведения и социально-психологического детерминизма гендерных особенностей, образа жизни и ролевого, социального, профессионального функционирования современных женщин. При этом особый интерес представляют такие важнейшие области человеческой жизнедеятельности как экономическая сфера и семья. Несомненный кризис традиционного института семьи, существенные изменения в трудовой сфере, появление новых, пока не изученных, представлений и образов, оказывающих существенное влияние на сложившуюся ситуацию, делают необходимым условием для разработки и осуществления продуктивной социальной политики в сфере семьи и труда, осмысление современных представлений о взаимоотношениях работы и семьи. В частности, является актуальным изучение тенденций и результатов трансформации социальных представлений о значении работы и семьи в жизни женщины.
Формирование поло-типизированной и поло-нетипизированной «Я-концепции» у современных женщин определяют маскулинный или фемининный тип протекания психической деятельности. Которые формируются под влиянием гендерных особенностей, как гендерная идентичность, гендерная стереотипизация, гендерные роли. Гендерные особенности в свою очередь, влияют на общее, социальное, ролевое, профессиональное функционирование, на отношение к здоровью и качество жизни у современных женщин.
Состояние научной разработанности проблемы социально-психологического детерминизма развития гендерно-обусловленных представлений об образе жизни, которые оказывают воздействие на общее, социальное, ролевое, профессиональное функционирование современных женщин, достаточно актуально и вызывает исследовательский интерес.
В настоящее время проблема сочетания работы и семьи в жизни современной женщины изучается как в социальной психологии, так и в смежных областях, в частности, в возрастной и педагогической психологии, психологии семьи и индустриальной психологии. В социальной психологии данная тема в основном изучается в рамках ролевого и гендерного подходов, где подобное сочетание рассматривается преимущественно как конфликтное.
В данной связи была сформулирована проблема исследования, которая состоит в недостаточной изученности гендерных особенностей, ролевого, социального, профессионального функционирования и образа жизни современных женщин. Результаты прикладных исследований, изложенные в данной монографии стали возможностью для исследования обозначенной проблемы.
Рецензенты:
- Б. П. Яковлев, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАЕ, зав. лабораторией психологии профильного обучения ГОУ ВПО «Сургутский Государственный Университет ХМАО – Югры», г. Сургут;
- В.Ф. Жукова В. Ф., кандидат психологических наук, доцент, директор филиала Российского государственного социального университета в г. Сургуте.