«Путешествие по сказочной стране» (коррекционно-развивающая программа)
Актуальность
В условиях жизни современных детей произошли значительные изменения, которые выражаются в стремительном совершенствовании технологий, в снижении роли полезной развивающей деятельности и поисковой активности. В результате создаются хаотические комбинации социальных раздражителей, которые в первую очередь негативно влияют на эмоциональное состояние и развитие детей, т.к., по словам А.Н. Леонтьева, безэмоциональная жизнь невозможна. Первоначально общение, творчество, познание получают свое регулирование в форме возникающих эмоциональных процессов. Негативное развитие эмоциональной сферы отражается на несформированности навыков регулирования детьми собственной деятельности.
Данная проблема приобретает особую актуальность в младшем школьном возрасте, т.к. школьные годы – важнейшее время для психического развития детей и формирования у них отношения к окружающему миру. В то же время доминирующее количество исследований и развивающих программ, посвященных младшему школьному возрасту, уделяют внимание познавательному развитию, а не эмоциональному.
Практическая новизна и значимость
Мы учитываем не только сами эмоции, а эмоциональное состояние ребенка выступающее в виде ответа на определенный раздражитель внешней среды, которая окружает детей. Для нас важно субъективное восприятие детей той или иной ситуации, а не ее объективные характеристики (Л. С. Выготский). Программа составлена с учетом учения Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития, которые определяют завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывают не только достигнутое, но и находящееся в развитии, что отвечает задачам современного образования, продиктованными новыми ФГОСми НОО.
В программе средством развития эмоциональной сферы и регуляции эмоциональных состояний служит сказка и изобразительная деятельность (рисование). В данном случае сказка выступает не просто инструментом сказкотерапии, а «сказочным миром» детей, их близким и знакомым другом. Первым важным моментом использования сказки является ее подкрепление предметами внешнего мира: фигурки принцессы, животных, царя, царицы, «злых» людей, карта Сказочной страны, карточки с изображением волшебных существ и сказочных животных, и т.д. Второй момент заключается в прорисовывании детьми событий и эмоций, описываемых в сказке, что ставит ребенка в активную позицию субъекта деятельности, а не объекта психолого-педагогического воздействия.
Цели и задачи
Цель – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Задачи:
- обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями;
- развитие морально-нравственных чувств;
- развитие контроля над импульсивностью, обучение навыкам самоконтроля;
- снятие тревожности;
- развитие положительного отношения к себе и другим;
- развитие воображения;
- развитие эмпатии и рефлексии.
Основное содержание проекта
Для реализации поставленных задач нами была выбрана волшебная авторская сказка Луиджи Капуана «Источник красоты». Использование одной сказки несет в себе ряд положительных особенностей, заключающихся в следующем:
- отдельные части сказки, выступающие в виде достаточно самостоятельных историй выстроенных в логической последовательности, обеспечивают ребенка полной и необходимой информацией в соответствии с целью занятия. При этом ребенок не будет находиться в ситуации избытка информации и смысловой растерянности. Каждый отдельный фрагмент сказки четко указывает ребенку на главную идею и цель занятия, но при этом, дает младшему школьнику возможность самостоятельно сделать нужные выводы и принять решение;
- принадлежность всех фрагментов к одной сказке и их логическая последовательность позволяет ребенку с большей степенью усваивать новый материал и интегрировать его с уже имеющимся опытом.
Структура коррекционно-развивающего занятия
- Ритуал «входа» в сказку
- Повторение
- Расширение представлений ребенка о чем-либо
- Закрепление нового опыта
- Интеграция (установление связи нового опыта с реальной жизнью)
- Обобщение приобретенного опыта, установление связи с уже имеющимся
- Ритуал «выхода из сказки»
Курс программы имеет следующую последовательность реализации: первый раздел «Психодиагностическое исследование особенностей эмоционально-волевого развития детей» призван дать первоначальное представление об особенностях психического развития детей (проводится комплексная психодиагностика в начале учебного года). Второй раздел «Тренинг эмоционально-волевого развития младших школьников» – основная часть программы, посредством которой осуществляются поставленные задачи. Данный раздел состоит из следующих тем:
- Знакомство со «сказочной страной»
- Знакомство с жителями «сказочной страны», с принцессой
- Встреча и знакомство с ящеркой
- Урок доброты и помощи
- Встреча со старушкой
- Урок преодоления трудностей
- Встреча с козочкой
- Побеждая страх
- Самый смелый
- Учимся отдыхать
- Калейдоскоп
- Знакомство со злостью, гневом
- Знакомство с обидой и ложью
- Знакомство прощением
- Знакомство с правдой и честностью
- Знакомство с радостью
- Мир чувств
- Помощники
- Волшебная пещера: дракон
- Волшебная пещера: великан
- Волшебная пещера: голодный лев
- Волшебная пещера: источник красоты и здоровья (часть 1)
- Волшебная пещера: источник красоты и здоровья (часть 2)
- Превращение
- Ценность человеческого труда
- Сказочная сумка
- Возвращение
Результаты
Результативность образовательной программы определяется за счет повторной психодиагностической процедуры, которая проводится в конце учебного года.
Мы выявили, что количество обучающихся с высоким уровнем страхов и тревожности к концу учебного года снизилось на 20% и 25% соответственно. Увеличился процент детей с благоприятным оптимальным уровнем детских страхов и адаптивной тревожностью в два раза – 46-50%.
Показатели астеничности и подавленности обучающихся снизились на 8%. Выявлена положительная динамика снижения количества обучающихся с признаками высокой агрессивности (на 12%) и низким уровнем развития воображения (на 11%).
К концу учебного года количество обучающихся с развитыми регулятивными навыками увеличилось с 30% до 68%.
Таким образом, из описанных данных можно сделать выводы о том, что цель и задачи программы достигнуты.