Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Школа консультирования и тренинга» (дополнительная образовательная программа)


 Актуальность, научная и практическая значимость 

Наша  трехлетняя образовательная программа основана на  нескольких базовых идеях, предложенных нами самостоятельно  и на основе имеющегося опыта подготовки и дополнительного образования специалистов помогающих профессий.
1. Обучение опытом.
2. Создание обучающегося сообщества. 
3. Построение логики обучения от индивидуального консультирования  к групповой работе и далее к работе с семьей и организацией. 
4. Активное привлечение социальной среды в работу образовательной программы.

Основное содержание работы 
Реализация идеи обучения опытом связана  с построением специально организованного пространства в самом учреждении  и обеспечении его эффективности  в условиях образовательной программы «Школа консультирования и тренинга».  Специфичность данного пространства  связана с созданием  обучающей и развивающей среды,  организации исследовательской и поддерживающей деятельности в групповых условиях.

Обучение опытом предполагает обеспечение следующих условий -  безопасность, дружественность среды, создание поддержки и мотивации исследования, обеспечение активности группы в направлении, задаваемом учебным курсом, отреагирование, обобщение полученного опыта.  Кроме этого, для расширения навыков, полученных в первые два года обучения, на третий год слушателям предлагается стажировка, важной составляющей которой является фасилитационное участие в различных формах работы  Школы, реализуемой на базе учебного процесса в рамках младших курсов.

Деятельность практикующего специалиста, работающего с людьми, связана с постоянным обучением. Мы практикуем две формы обучения – для преподавателей – обучение с помощью обучения других и  для слушателей – обучение в большой группе. Кроме этого, преподаватели регулярно (1-2 раза в год) участвуют в различных обучающих тренингах проводимых приглашенными  специалистами (психологи Санкт-Петербургского Института консультирования и психотерапии «Гармония», Профессиональной Психотерапевтической Лиги и др.). Слушатели за три года обучения участвуют в 28 тренинговых семинарах.

Еще один важный момент нашей технологии – разделение консультативной помощи и обучения. Консультативную помощь, личную поддержку обеспечивают индивидуальные консультации (30 за три года), участие в группах личностного роста. Профессиональную поддержку, обучение и сопровождение обеспечивает участие в семинарах-тренингах  и супервизорских группах. Мы уделяем много внимания актуализации личностного ресурса для обучения. По нашему мнению, специалист помогающих профессий – это, прежде всего, здоровая личность, знакомая с собственными переживаниями, душевными кризисами и умеющая использовать их как инструмент психологической помощи.

Обучение работе с системами – важный аспект нашей работы по образовательной программе. Мы основываемся на технологиях гештальт-подхода, психосинтеза и др., идее о невозможности полного формального описания живой, постоянно изменяющейся системы,  необходимости контакта с ней, какой бы величины она ни была. В форме активного обучения слушатели знакомятся с системой индивидуальной человеческой психики, идеями глубинного бессознательного и сознания, психического и телесного, устойчивого и ситуативного. Обсуждаются возможности психологической помощи в ситуации индивидуального консультирования. Затем следует исследование системы человеческой группы как целостности, групповой динамики, эффектов лидерства и групповых процессов. Слушатели в процессе обучения создают свой первый план тренинга, представляют группе его фрагмент для супервизии. Следующая, более сложная система, изучаемая в Школе – семья; участникам работы предлагается для изучения и применения технология системного подхода в работе с семьями. В учебных условиях участники проводят консультирование семьи, обсуждают пути и приемы возможной работы с семьями. В заключении рассматриваются организационные системы, их динамика и закономерности изменений, эффекты, связанные с лояльностью, компетентностью персонала, подходами к сопровождению изменений в организации. Все изучаемые закономерности иллюстрируются ролевыми играми и драматизациями из личного опыта самих участников.

Активное привлечение социальной среды обеспечивается путем связи образовательной программы «Школа консультирования  и тренинга» с другими направлениями работы нашей организации. Так, слушатели Школы проводят индивидуальное консультирование клиентов, ведут проекты  по работе с подростками, обеспечивают работу клубов – «Психологический театр», «Инсайт», проводят мастерские в рамках различных конференций. Так же они реализуют социальные проекты, созданные в Школе, на различных базах – в рамках деятельности городского и областного комитета по делам  молодежи, городских и областных телефонов Доверия (ТД) (в настоящее время выпускники создают ТД в ИКТ «Статус»).

Результаты, выводы
Многогранность нашего проекта состоит в объединении множества современных технологий  дополнительного образования специалистов помогающих профессий, поддержке инициативы обучающихся, их новых идей.  Новизна связана с использованием современных подходов к организации деятельности в рамках программы. Мы - первые в нашем регионе (нами не обнаружено подобного опыта) организовали самоокупаемый проект дополнительного образования специалистов помогающих профессий, создали команду психологов-профессионалов, нацеленных на предоставление качественных психологических услуг,  желающих делать это в условиях рыночной экономики и социальной направленности. 

Список литературы:

Якиманская И.С. Обучение через опыт как форма подготовки психолога (тезисы доклада). Северная психологическая конференция: Материалы научно-практической конференции. – Вологда, 2003. – с. 44
Якиманская И.С. Новый подход к дополнительному образованию специалистов помогающих профессий. Материалы международной научно-практической конференции «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур», Издательский дом «Астраханский университет»- 2007, с. 96-100
Якиманская И.С. Школа консультирования и тренинга: базовые идеи и психолого-педагогические технологии. Материалы четвертой национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» Москва, 2007, с. 68-70
Якиманская И.С. Дополнительное образование специалистов помогающих профессий – основное содержание и предмет обучения (на примере программы школы консультирования и тренинга). Материалы 4 Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное Российское образование».- ОАО Тверская областная типография, Москва, 2008. с. 255-256
Якиманская И.С. Применение активных методов и технологий сотрудничества при подготовке эффективного консультанта. Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта. Материалы 1 международной научно-практической конференции. Казань, Казанский государственный университет, 26-27 марта 2009 года./ под ред. С.В. Петрушина.-Казань: Издательство «Отечество», 2009.- с. 508-512
Якиманская И.С. Обучение консультированию и тренингу в условиях дополнительного образования. Современные технологии в образовательном процессе. Материалы Шестого Всероссийского научно-методического семинара с международным участием 21-24 сентября 2010 года. Под ред. И.Б. Доценко.- г. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.- с. 134-137
Якиманская И.С. Обучение консультированию и тренингу в условиях научно-образовательного центра. Развитие системы научно-образовательных центров и ее влияние на качество подготовки научных и научно-педагогических кадров./ Науч. Ред. К.Г. Боголицын. – Архангельск: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет», 2010.- с. 19-23


 М. Ф. Стуколова - директор НОУ ДО «Института консультирования и тренинга «Статус».

 

Н. Г. Кормушина – ст. преподаватель Оренбургского филиала НАНО Московский институт бизнеса и политики.

Сфера научных интересов индивидуальное психологическое консультирование, ведение групп.

Основные публикации:

1. Кормушина, Н.Г. Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками [Текст] / Н.Г. Кормушина // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – № 3 – 2010. – С.92-100 (0,5 п.л.).

2. Кормушина, Н.Г. Коррекция страха смерти у старших подростков [Текст] Монография / В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: ООО «Изд-во РЕКПОЛ», 2009. – 324 с. (долевое участие автора 15 п.л.).

3. Кормушина, Н.Г. Коррекция экзистенциального страха смерти старших подростков в процессе песочной арт-терапии [Текст] / Н.Г. Кормушина // Коллективная монография. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз» (НИ-26). Международная культурно-информационная ассоциация «Наука: информ».

Изд-во Воронежского гос. пед. ун-та. – Воронеж, 2009. – С. 260- 274 (1,75 п.л.).

4. Кормушина, Н.Г. Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со страхами [Текст] // Объединенный научный журнал. – 2009. – № 15 (233). Ноябрь. –Москва: АНП, 2009. – С.71-76 (0,75 п.л.).

5. Кормушина, Н.Г. Использование комплексной сказкотерапии как программы развития и интеграции личности в условиях Центра Образования № 3 [Текст]

/ Н.Г. Кормушина // Психологическая служба в сфере образования: методика и практика: Мат-лы межвуз. науч. – практ. сем. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. – С.45-49 (0,3 п.л.).

6. Кормушина, Н.Г. Страхи родителей и страхи ребенка в молодой семье [Текст] /Н.Г. Кормушина // Сборник мат – в науч. – практ. конф. «Современные социальные подходы в работе с молодой семьей». – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. – 2005. – С.106-108 (0,3 п.л.).

7. Кормушина, Н.Г. Детские страхи как основное препятствие толерантности [Текст] / Н.Г. Кормушина // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сб. науч. тр. Том 2. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, – 2006. – С.277-280 (0,5 п.л.).

8. Кормушина, Н.Г. Использование песочной арт-терапии в работе психолога-консультанта с семейными трудностями [Текст] / Н.Г. Кормушина // Семья и личность: проблемы взаимодействия: Международ. сб. науч. ст.. – Армавир: АГПУ, 2008. – С. 146-150 (0,6 п.л.).

9. Кормушина, Н.Г. Использование песочной терапии как средства коррекции школьных страхов [Текст] / Н.Г. Кормушина // Сб. доклад. международ. конгресса комплементарной, холистической и натуропатической медицины. Часть 2. Приложение. – Самара: Изд-во «Путь к Солнцу», 2006 (0,3 п.л.).

10. Кормушина, Н.Г. Психологические особенности проявления школьных страхов [Текст] / Н.Г. Кормушина //Бизнес, политика и образование в России: перспективы и стратегии: Материалы VII межрегион. науч. конф.. Москва-Оренбург, 20-25 ноября 2006 года. В 2ч. Оренбург: Скорпион, 2006. – С.276-282 (0,4 п.л.).

11. Кормушина, Н.Г. Работа психолога-консультанта с травматическими переживаниями [Текст] / Н.Г. Кормушина // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: Мат-лы Международ. научно – практ. конф. 27 сентября - 1 октября 2007. – Астрахань: Изд-во «Астраханский университет», 2007. – С.115-117 (0,4 п.л.).

12. Кормушина, Н.Г. Особенности социального становления в старшем подростковом возрасте [Текст] / Н.Г. Кормушина // Бизнес и политика в России. Стратегии и перспективы модернизации: Мат-лы VII межрегион. науч. конф. аспирантов и студентов. Санкт-Петербург, 2-3 мая 2008 г.; – СПб.: ИНТАН, 2008. – С.186-190 (0,3 п.л.).

13. Кормушина, Н.Г. Психологические особенности представлений о смерти в старшем подростковом возрасте [Текст] / Н.Г. Кормушина // Актуальные проблемы формирования межличностных отношений в образовательной среде: Мат-лы Международ. науч.- практ. конф., Миасс / Науч. ред. В.И. Долгова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. – С.98-106 (0,6 п. л.).

14. Кормушина, Н.Г. К вопросу выраженности экзистенциальных страхов старших подростков [Текст] / Н.Г. Кормушина // Бизнес и политика в России: преодоление кризисных явлений: Мат-лы VIII межрегион. науч. конф. аспирантов, соискателей и студентов / Под ред. В.В. Нефедова и др. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009. – С.191-195 (0,6 п. л.).

15. Кормушина, Н.Г. Формирование эмоциональной устойчивости старших подростков средствами песочной арт-терапии [Текст] / Н.Г. Кормушина // Мат-лы VI Международ. науч.- практ. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2009. – С.432- 440 (0,5 п.л.).

16. Кормушина, Н.Г. Интегративные функции песочной арт-терапии в процессе коррекции экзистенциального страха смерти у старших подростков [Текст]

/ Н.Г. Кормушина //Образование в негосударственном вузе: опыт, проблемы, перспективы: // Мат-лы V межвузовской науч. – практ. конф. Оренбург: «Рус. Сервис», ВТУ, 2009. С. 30-34 (0,3 п.л.).

17. Кормушина, Н.Г. Возможности песочной арт-терапии в психолого-педагогической коррекции экзистенциального страха смерти старших подростков [Текст] / Н.Г. Кормушина // VII психологические чтения. Субъект деятельности, общения и профессионального развития: теоретические и прикладные аспекты: Мат-лы Междунард. науч. – практ. конф. – Уфа: Изд-во ООО «Владиаль», 2010. – С.217-221 (0,3 п.л.).

18. Кормушина, Н.Г. Проективные методы в психологическом консультировании: [Текст] Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 «Психология» / Л.В. Маликов, Н.Г. Кормушина. – Оренбург: Скорпион, 2007. – 167с. (10,4 п.л.).

 

 

Д. П. Широбоков – психолог Областной психолого-медико-педагогической комиссии.

Сфера научных интересов индивидуальное психологическое консультирование, ведение групп.

 

И. С. Якиманская – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии Оренбургского государственного университета.

Сфера научных интересов индивидуальное психологическое консультирование, ведение групп.

Основные публикации: более 120 публикаций, в том числе:

Управленческий консалтинг администрации учреждений дополнительного образования Оренбурга по внедрению системы предпрофильной подготовки и профильного обучения / Материалы III Национальной научно-практической конференции "Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты" – Москва, том 1, 2006, – с. 255–256.

Лидерство в кросс-культурных и гендерных исследованиях в соавт. с Бендас Т.В. / Монография, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 294 с.

Межэтнические отношения в Оренбуржье и возможности их гармонизации / Методическое пособие; Министерство образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 64 с.

Новый подход к дополнительному образованию специалистов помогающих профессий / Материалы Международной научно-практической конференции "Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур", Издательский дом "Астраханский университет" – 2007, с. 96–100.

Material well-being, Health and Satisfaction with Marriage of Young families as Manifestation of "Work-Family" Conflict / The XIII th European Congress of Work and Organizational Psychology. – 2007. P.Sa.H:05.

Математические методы в психологии, соавт. Карымова О.С. / Учебное пособие. – изд. 4-е, испр. и доп. – Оренбург, Издательство ОГУ, 2007. – 100 с.

Психология и педагогика. В соавт. с Карымовой О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. / Учебное пособие. – Оренбург, Издательство Руссервис, 2008. – 178 с.

В соавторстве с Карымовой О.С. "Семантический психогеометрический тест" для практикующих психологов, студентов факультета психологии, ИПК ГОУ ОГУ, 2009 г. – 72 с.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su