Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Развитие личности ребенка» (серия печатных изданий)

Авторы:

  • Аверин Вячеслав Афанасьевич

    доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, декан факультета клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, (Санкт-Петербург)

  • Ануфриева Оксана Владимировна

    психолог-аналитик, (Екатеринбург)

  • Архипова Ирина Анатольевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, (Санкт-Петербург)

  • Безруких Марьяна Михайловна

    доктор биологических наук, научный руководитель лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития, Институт возрастной физиологии РАО, (Москва)

  • Белошистая Анна Витальевна

    доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, физики и информационных технологий факультета математики, экономики и информационных технологий, Мурманский арктический государственный университет, (Мурманск)

  • Булдакова Любовь Александровна

    частная практика, (Новоуральск)

  • Василенко Виктория Евгеньевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, (Санкт-Петербург)

  • Воробьёва Ульяна Трофимовна

    педагог-психолог, Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», (Екатеринбург)

  • Гаврилов Юрий Витальевич

    преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, учитель ОБЖ, МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной, (Екатеринбург)

  • Головей Лариса Арсеньевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, (Санкт-Петербург)

  • Гридина Татьяна Александровна

    доктор филологических наук, завкафедрой общего языкознания и русского языка Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Гущина Алида Эдмундовна

    кандидат философских наук, Бергский университет (Berhische Universität), (Вуперталь, Германия)

  • Добряков Игорь Валериевич

    кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, (Санкт-Петербург)

  • Донская Ирина Васильевна

    кандидат филологических наук, проректор по учебной работе, декан факультета лингвистики, доцент кафедры перевода, Институт международных связей, (Екатеринбург)

  • Евдокимова Людмила Михайловна

    кандидат педагогических наук, учитель начальных классов, Средняя общеобразовательная школа №74 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, (Екатеринбург)

  • Емельянова Марина Николаевна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Ермолова Татьяна Викторовна

    кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Журбенко Ольга Юрьевна

    педагог, физиолог, заместитель директора, Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Октябрьского района, (Екатеринбург)

  • Зиньковская Светлана Михайловна

    доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Иванова Ольга Леонидовна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры языков массовых коммуникаций Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, (Екатеринбург)

  • Ильина Валентина Николаевна

    практический психолог, (Екатеринбург)

  • Коротаева Галина Степановна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Кочева Елена Владимировна

    заместитель генерального директора по управлению персоналом, АО "Электроуралмонтаж", (Екатеринбург)

  • Кривощекова Марина Сергеевна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-ориентированного языкового образования Института иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Куприна Надежда Григорьевна

    доктор педагогических наук, заведующая, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Кусова Маргарита Львовна

    доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, (Екатеринбург)

  • Лебедева Ирина Борисовна

    кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования, Свердловский областной базовый медицинский колледж, (Екатеринбург)

  • Легостаева (Иванова) Екатерина Сергеевна

    кандидат психологических наук, заведующий научно-практической лабораторией, SMART LAB, (Екатеринбург)

  • Лешукова Татьяна Викторовна

    заместитель заведующего , МАДОУ № 327 г.Екатеринбург, (Екатеринбург)

  • Лютова-Робертс Елена Константиновна

    кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа русского языка (Лондон), (Лондон, Великобритания)

  • Меренков Анатолий Васильевич

    доктор философских наук, директор департамента политологии и социологии, заведующий кафедрой прикладной социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, (Екатеринбург)

  • Минюрова Светлана Алигарьевна

    доктор психологических наук, ректор (2018-2024 гг.), ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», (Екатеринбург)

  • Монина Галина Борисовна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена, (Санкт-Петербург)

  • Нифонтов Сергей Анатольевич

    заместитель директора по научно-методической работе, ГБУ Свердловской области «Дом молодежи», (Екатеринбург)

  • Осорина Мария Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент, (Санкт-Петербург)

  • Патраков Эдуард Викторович

    кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательной программы магистратуры, Уральский федеральный университет, (Екатеринбург)

  • Печерниковский Виктор Евгеньевич

    художник-педагог, Детская школа искусств №1 им. Н.А. Римского-Корсакова, (Москва)

  • Приходько Екатерина Николаевна

    логопед, учитель-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», (Екатеринбург)

  • Сапожникова Светлана Евгеньевна

    кандидат психологических наук, главный редактор, издательство «Рама Паблишинг», (Екатеринбург)

  • Слободчиков Илья Михайлович

    доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель лаборатории инновационной деятельности, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», (Москва)

  • Смирнова Александра Владимировна

    педагог, специалист по адаптивной физической культуре, СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района», (Санкт-Петербург)

  • Смирнова Елена Олеговна

    доктор психологических наук, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Степанов Сергей Сергеевич

    доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Филаткина Елена Владимировна

    преподаватель, Институт практической психологии «Иматон», (Санкт-Петербург, Ломоносов)

  • Шевцова Ирина Владимировна

    основатель, Школа тренинга Ирины Шевцовой, (Санкт-Петербург)

  • Шептихина Галина Васильевна

    детский психолог-психоаналитик, специалист и тренинговый психоаналитик Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии - Россия (МОО ЕКПП); обучающий психоаналитик-эксперт и супервизор Свердловской региональной общественной организации «Союз профессиональных психоаналитиков» (СРОО СПП); педагог-психолог, (Екатеринбург)

  • Шуманская Татьяна Захаровна

    ведущий специалист, педагог-психолог высшей квалификационной категории, Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», (Екатеринбург)

  • Яковлева (Байгутлина) Юлия Анатольевна

    медицинский психолог, детская специализированная больница восстановительного лечения «Особый ребенок», (Екатеринбург)

Психологическая грамотность населения России в настоящее время значительно выше, чем два-три десятилетия назад. Однако наряду с доступностью научных первоисточников в области детской психологии (книжные магазины и библиотеки), наряду с обилием популярных книг о развитии ребенка и о разных вопросах воспитания, по-прежнему велика потребность в авторитетной и доступной информации о развитии личности ребенка от рождения до шестнадцати лет. В этой связи актуальным представлялось создание издательского проекта, системно и полно раскрывающего все важнейшие темы детства по конкретным возрастным периодам.

Проект «Развитие личности ребенка (от рождения до шестнадцати лет)» включает шесть томов, охватывающих, согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, шесть периодов детства: от рождения до года, от года до  трех, от трех до пяти, от пяти до семи, от семи до одиннадцати, от одиннадцати до шестнадцати лет. Каждый из томов рассказывает о психическом и физическом развитии ребенка, о формировании его личности, о способностях, творческих проявлениях, о детско-родительских отношениях, актуальных вопросах воспитания, проблемах в развитии и др.

Сведения, которые накопила современная психологическая, педагогическая и медицинская наука в области детства, адаптированы для восприятия читателя, не имеющего специальных познаний по той или иной обсуждаемой проблеме. Изначально серия задумывалась для родителей, мотивированных на получение знаний о ребенке.  Однако  высокое качество материала и системный подход, предпринятые в каждом издании, значительно расширили читательский адрес, заинтересовав специалистов, желающих получить знания в смежных научных областях, а также  студентов – психологов, педагогов, педиатров и др.

Уникальность изданий – в синергии сведений из разных научных областей, изучающих детство, в сочетании системного подхода в изложении материала, доступности психологической теории (без опрощения как тенденции ряда современных научно-популярных изданий), наряду с включением вопросов психологической практики. Дополнительные материалы в рубриках «На приеме у психолога», «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «На приеме у психолога», «В мире мудрых мыслей» создают особый эмоциональный фон томов, облегчают восприятие материала, способствуют лучшему его освоению и расширяют возможности познания читателей.

Каждый том имеет свою концепцию, в основе которой генеральная линия – представление о ведущей деятельности конкретного возрастного периода (соответственно по томам: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, подготовка к школе, учебная деятельность, интимно-личностное общение), а также ключевые темы данного периода. Благодаря тому, что авторы, создавая материалы, придерживались генеральной линии, а также благодаря особой редакторской работе по стилизации материалов каждый том выглядит целостным, логичным, завершенным.

Все темы изданий создавались специалистами – блестящими учеными и/или практиками, среди которых хорошо известные в России имена: В.А.Аверин, Е.О.Смирнова, М.В.Осорина, М.М.Безруких, И.В.Добряков, Е.К.Лютова-Робертс, Г.Б.Монина и др. Среди членов авторского коллектива доктора и кандидаты наук, профессионалы, ежедневно работающие с детьми. Участие профессионалов позволило насытить издания современными научными данными, а также реальными примерами из богатейшей практической деятельности авторов, что облегчает восприятие материала, делает его живым, понятным, знакомым, образным.

Каждое издание, будучи подготовленным, прошло процедуру научного редактирования. Благодаря скрупулезной деятельности доктора психологических наук, профессора Л.А. Головей были устранены недочеты, что повысило качество материала изданий.

Проект «Развитие личности ребенка (от рождения до шестнадцати лет)» реализует одну из важнейших целей современной науки – поднять уровень родительского мастерства, повысить психологическую и педагогическую компетентность специалистов разных областей, работающих с детьми, а значит, внести свой посильный вклад в формирование здоровых личностей и в развитие будущих поколений граждан России.

Каждый том создан с любовью к нашим детям, родителям и заинтересованным взрослым. Мы – издатели и авторский коллектив – постарались включить в книги не только остроактуальные вопросы, но и структурировать их так, чтобы они на уровне содержательных особенностей (названия разделов, структура и величина текстовых фрагментов, сочетание теории и практических примеров) и способов оформления (удобный для работы с книгой шрифт, оригинальный макет издания, качество бумаги и полиграфического оформления) радовали наших читателей, отвечали их эстетическим запросам и возбуждали желание обращаться к книгам много раз.

В соответствии с лучшими традициями подготовки изданий каждый том снабжен предметным указателем, включающим десятки дефиниций. Это позволяет оперативно находить нужный текстовый фрагмент, дифференцированно подходить к изучению интересующей темы и в целом составить представление о тематическом содержании книги.

В 2010 году в издательстве «Рама Паблишинг» выпущены пять томов проекта «Развитие личности ребенка…», в том числе:

  • «Развитие личности ребенка от рождения до года»;
  • «Развитие личности ребенка от года до трех»;
  • «Развитие личности ребенка от трех до пяти»;
  • «Развитие личности ребенка от пяти до семи»;
  • «Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати».

Работа над шестым, завершающим, томом, посвященным подростковому возрасту, ведется в настоящее время. Мы прилагаем все усилия, чтобы шестой том «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати» вышел в свет в 2011 году.

Реферат предоставила Светлана Евгеньевна Сапожникова, кандидат психологических наук, главный редактор издательства «Рама Паблишинг», автор-составитель, член авторского коллектива и редактор томов «Развитие личности ребенка…».

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологическом образовании» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе