«Психопедагогика инклюзивного обучения» (практико-ориентированная монография )
Актуальность Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. На парламентских чтениях «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» 24 апреля 2006 года были озвучены следующие цифры: из всего количества лиц с ОВЗ лишь 6% получают начальное профессиональное образование, 4% – среднее профессиональное образование и 2,5% – высшее профессиональное образование. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основопола-гающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также в различных Федеральных законах. В этих документах отмечено, что образовательные учреждения должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в решении этих вопросов и должно оказать дейст-венную помощь психолого-педагогическое сопровождение детей, основанное на концепции инклюзивного образования. В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действи-тельно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.
Научная и практическая значимость заключается в:
Цели
Аудитория, на которую рассчитан проект
Основное содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Результаты, выводы |
И. С. Макарьев – старший научный сотрудник лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании в Институте педагогического образования, г. Санкт-Петербург (Учреждение РАО).
Сфера научных интересов: девиантология, специальная психология и педагогика, психология обучения младших школьников, нравственная воспитанность обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Основные публикации:
Монографии
- Если ваш ребенок левша. – СПб: МИК, 1995.– 4,5 п.л.
- Ыйсмяэская Школа. Общие принципы и система специальной работы: монография. – Таллинн, 2002. – 7,9 п.л.
- Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся: монография. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2008. – 10,0 п.л. (в соавторстве, И.С. Макарьев – 7,0 п.л.)
- Аномалии развития личности и дисгармоничность характера учащихся профессиональной школы (реабилитационный курс): монография – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. – 12,0 п.л. (в соавторстве, И.С. Макарьев – 6,0 п.л.)
Учебники (гриф Министерства образования Эстонской республики):
- Букварёнок: учебник. – Таллинн: Koolibri, 1998.– 3,0 п.л.
- Многоликий мир. Книга для чтения: учебник. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 5,0 п.л.
- Букварь: учебник. – Таллинн, Koolibri, 1999. – 6,0 п.л.
Учебно-методические и учебные пособия:
- Наш мир: методическое пособие. – Таллинн: ЦУРП, 1994. – 5,0 п.л.
- Тетрадь для письма (часть 1): учеб. пособие для 1 класса. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 1,5 п.л.
- Тетрадь для письма (часть 2): учеб. пособие для 1 класса. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 1,5 п.л.
- Методические рекомендации по обучению грамоте. – Таллинн: Koolibri, 1999 (в соавторстве). – 6,0 п.л.
- Комплексная методика по определению эффективности сформированности нравственных качеств учащихся профессиональных лицеев в процессе теоретического обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. А.В. Батаршева. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2004.– 5,0 п.л.
- Социально-психологические механизмы становления профессионализма деятельности учащихся профессиональных лицеев: Психолого-педагогический практикум. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2004. (в соавторстве)– 6,2 п.л.
- Сборник нормативно-организационных документов для специалистов детских учреждений для детей-сирот. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. (в соавторстве) – 7,0 п.л.
- Социально-педагогическая реабилитация подростков с личностными деформациями в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. − 1,5 п.л.