Актуальность Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашем государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек – важнейшая ценность и забота о нем – главная задача демократического государства.
Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На парламентских чтениях «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» 24 апреля 2006 года были озвучены следующие цифры: из всего количества лиц с ОВЗ лишь 6% получают начальное профессиональное образование, 4% – среднее профессиональное образование и 2,5% – высшее профессиональное образование.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основопола-гающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также в различных Федеральных законах. В этих документах отмечено, что образовательные учреждения должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в решении этих вопросов и должно оказать дейст-венную помощь психолого-педагогическое сопровождение детей, основанное на концепции инклюзивного образования.
В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действи-тельно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.
Научная и практическая значимость заключается в: - научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучаю-щихся с ОВЗ при инклюзивном обучении;
- создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.
Цели 1. Определить факторы и условия, способствующие внедрению инклю-зивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
2. Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ при инклюзивном обучении;
4. Научно обосновать и определить сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
5. Описать практику разработки инклюзивных учебных программ и планов.
Аудитория, на которую рассчитан проект Для педагогов-психологов, педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов вузов, а также для руководителей образовательных учреждений.
Основное содержание работы Монография включает в себя: предисловие, введение, 3 главы, список литера-туры, заключение, глоссарий, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие
Введение Глава I. Инклюзивное образование: обоснование, история возникновения и концепции развития 1.1 История специального и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Опыт России и стран ближнего зарубежья в реализации инклюзивного обучения
1.3 Зарубежный опыт в реализации инклюзивного обучения. Глава II. Инклюзивное образование для инновационного общества XXI века 2.1 От социальной эксклюзии к социальной инклюзии.
2.2 Социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
2.3 Инклюзия как принцип социальной политики в сфере образования. Глава III. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования 3.1 Инклюзивное образование: от психологической теории к педагогической практике.
3.2 Педагог-психолог как ключевая фигура в реализации идей инклюзии в образовательном учреждении.
3.3 Роль и место учителя (преподавателя) в процессе инклюзивного образования.
3.4 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при инклюзивном. обучении.
3.5 Разработка инклюзивных учебных программ и планов.
Заключение
Глоссарий
Литература Приложения Приложение 1. Конвенции и декларации, относящиеся к инклюзивному образованию.
Приложение 2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ.
Приложение 3. Цели в области образования для всех (ОДВ).
Приложение 4. Цели в области развития (ЦРТ)
Приложение 5. Интернет-ресурсы по вопросам инклюзивного образования.
Приложение 6. Карта личностно-центрированного подхода (ЛЦП).
Приложение 7. Индивидуальная программа обучения (ИПО).
Результаты, выводы 1.Научно обоснована и определена сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
2.Выявлены факторы и условия, способствующие внедрению инклю-зивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
3.Определены роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
4.Разработана модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ при инклюзивном обучении;
5.Описана практика разработки инклюзивных учебных программ и планов.
|