«Массовые коммуникации» (комплекс учебно-методических материалов)
Актуальность проекта.
В условиях современного развития российской рыночной экономики становятся все более необходимы всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты рекламы, работающие не только в области дизайна, но и осуществляющие разносторонние коммуникации в ходе своей практической деятельности.
Созданный комплекс учебно-методических материалов по курсу «Массовые коммуникации» полностью решает поставленную перед ним задачу — акцентирует внимание учащихся на психологических основах изучаемых явлений и процессов в массовых коммуникациях.
Ранее входивший в комплекс учебно-методических материалов по курсу «Психология рекламы» (победитель в международном конкурсе профессиональных достижений в области рекламы и PR «Золотой Соболь 2012» — диплом и приз представлены в разделе «Дополнительные материалы») сегодня носит самостоятельный характер, апробирован в практической учебной деятельности и может быть использован при изучении таких дисциплин, как: «Социология рекламной деятельности», «Основы рекламы», «Медиапланирование», «Теория и практика рекламы» и т.д.
Цели и задачи.
Целью курса «Массовые коммуникации» является изучение функционирования института СМК в современном социуме, знание теории массовых коммуникаций, закономерностей развития и специфики отдельных средств массовых коммуникаций. Рассматривается роль рекламы в структуре СМК.
Задачи курса:
- изучение основных представлений о функционировании массовой коммуникации в обществе;
- ознакомление студентов с теориями массовых коммуникаций;
- рассмотрение отдельных средств массовых коммуникаций, специфики их функций и воздействия на аудиторию;
- изучение зависимостей между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и рекламной деятельностью;
- определение места и роли рекламы в структуре СМК, включая новейшие информационные каналы;
- внедрение студентами полученных знаний в процессе взаимодействия со СМИ в ходе их практической деятельности.
Основное содержание работы.
Комплекс учебно-методических материалов по курсу «Массовые коммуникации» состоит из 3 частей:
- «Психология массовых коммуникаций»;
- «Психология медиарилейшнз»;
- «Манипулирование в массовых коммуникациях».
Комплекс интерактивных учебно-методических материалов по курсу «Массовые коммуникации» выполняет все поставленные перед подобным средством обучения задачи, а именно: студенту предоставлен четко структурированный теоретический материал, дана возможность закрепить знания с помощью практических заданий, помещенных в практикуме, где размещены и примеры их выполнения, а также обогатить и расширить понятийный аппарат с помощью приведенного глоссария.
С целью определения качества усвоения материала по каждому разделу имеются проверочные тесты, а также тест по всему курсу.
Приведен список обязательной и рекомендуемой для прочтения литературы. Помимо приведенных списков литературы в теоретическом материале имеются ссылки на различные интернет-сайты, на которые можно легко попасть при условии подключения ПК к сети Интернет. Хрестоматия, обогащенная видеоматериалами, позволит более глубоко изучить материал.
Все части комплекса могут быть использованы в учебном процессе последовательно или как самостоятельные пособия, в том числе и для индивидуальной работы студентов.
Выполненный в среде Microsoft Office: Power Point данный комплекс интерактивных учебно-методические материалов может быть использован в ходе изучения курса «Массовые коммуникации» студентами всех форм обучения (дневной, заочной и дистанционной) специальности «Реклама», а также студентами других специальностей.
Результаты.
Апробация комплекса учебно-методических материалов по курсу «Массовые коммуникации» проходила в течение 2010-11 и 2011-12 учебных годов в ходе изучения студентами специальности «Реклама» Технологического факультета МаГУ дисциплин «Психология рекламной деятельности» (3 курс), «Исследование и стратегирование в PR» (5 курс) и «Отношение со СМИ (Медиарилейшнз)» (5 курс).
В ходе учебной деятельности проводилась «двойная» апробация комплекса. После изучения студентами 5 курса соответствующих тем комплекса ими был организован проектный семинар «Эффективное использование массовых медиа в рекламе и PR» (скачать видеофайл и отчет о семинаре) для студентов 2,3 и 4 курса специальности «Реклама».
А также проведен ряд исследований:
- Смирнова Дарья «Разработка стратегии взаимодействия уникальных посетителей сетевого сообщества» (скачать файл в формате MS WORD)
- Елдашева Анна «Использование манипуляционных приемов с целью привлечения внимания абитуриентов в web-рекламе» (скачать файл в формате MS WORD)
- Штенникова Елена «Исследования конкурентного преимущества газеты «Качество жизни» (скачать файл в формате MS WORD)
- Сафина Руфина, Лычагина Наталья «Анализ целевой аудитории телеканала «Тера Звезда» и «ОТВ» (скачать файл в формате MS WORD)
В ходе апробации комплекса в том числе для реализации полученных знаний в области массовых коммуникаций был создан уникальный своем роде Фестиваль саморекламы «Мой успех» (скачать файл в формате MS WORD). Большинство проводимых фестивалей и конкурсов имеют своей целью повышение профессионального уровня молодых рекламистов, обмен опытом и т.д., то есть самореклама участников проявляется в реализации собственных творческих замыслов. Фестиваль саморекламы «Мой успех» в этом смысле отличается от аналогичных фестивалей и традиционных конкурсов, прежде всего тем, что предметом рекламы служит личность участника, его успех в том аспекте, в котором заявляет об этом сам автор.
Особенностью данного фестиваля является также и его продвижение в web-среде, чему посвящена работа Барановой Е. (скачать файл в формате MS WORD). Все коммуникации между участниками, организаторами и членами жюри происходили исключительно в web-среде.
Отражение фестиваля саморекламы «Мой успех» в СМИ г. Магнитогорска — телекомпании «ТВ-ИН» (скачать видеофайл) и «Тера Звезда» (скачать видеофайл).
Подобный комплекс, акцентирующий внимание на психологических составляющих процесса коммуникации, позволит слушателям овладеть практическими навыками в области коммуникаций и реализовать полученные навыки в ходе собственной практической деятельности.