«Развитие социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса вуза (студентов и преподавателей) средствами социально-психологического тренинга» (образовательная технология)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Требования к результатам освоения образовательной программы выпускником российского вуза в государственных образовательных стандартах первого и второго поколения регламентировались в терминах «знания», «умения», «навыки». Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС НП) ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций.
Важной составляющей общекультурных компетенций выпускника вуза являются социально-личностные компетенции, такие как толерантность; следование этическим нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики); способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике; креативность; адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения; настойчивость в достижении цели; забота о качестве выполняемой работы; соблюдение норм здорового образа жизни; способность работать самостоятельно и в команде.
Современная система высшего образования предъявляет новые требования и к профессии преподавателя высшей школы. Преподаватель должен обладать не только качественными предметными знаниями, но и профессиональной гибкостью по отношению к студенту с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. В связи с этим становится актуальным повышение социально-личностной компетентности современного преподавателя.
Таким образом, модернизация российского образования определяет необходимость мобилизации и развития социально-личностного потенциала субъектов образовательного процесса вуза — студентов и преподавателей, что актуализирует проблему разработки современных образовательных технологий, направленных на активизацию потенциала субъектов образовательного процесса. Данная группа образовательных технологий, наряду с технологиями обучения, технологиями работы с информацией, экспертно-оценочными технологиями, является одной из наиболее эффективных в условиях гуманизации образования.
Цели и задачи.
Цель предлагаемой образовательной технологии — повышение педагогического мастерства преподавателей вуза и эффективности деятельности студентов в достижении более высоких образовательных результатов и оптимального использования личностных ресурсов.
Задачи:
- Теоретическое исследование проблемы развития социально-личностных компетенций участников образовательного процесса на основе современных образовательных технологий.
- Изучение начального уровня развития социально-личностных компетенций студентов и преподавателей вуза.
- Организация психолого-педагогической работы по активизации социально-личностного потенциала участников образовательного процесса вуза.
- Развитие социально-личностных компетенций студентов и преподавателей вуза.
- Разработка рекомендаций по повышению социально-личностной компетенции студентов и преподавателей вуза.
Реализация проекта.
Последовательная реализация обозначенных задач может рассматриваться в качестве этапов внедрения образовательной технологии.
Методологические основы разработки образовательной технологии — личностно-ориентированный, комптентностный, системно-деятельностный и динамический подходы в организации процесса обучения и воспитания.
Выбор метода социально-психологического тренинга в качестве основного для достижения целей и задач разработанной нами образовательной технологии определяется его методическими характеристиками, такими как концептуальность, системность, интерактивнсть, интегрированность, инструментальность, действенность, краткосрочность.
В соответствии с обозначенными социально-личностными компетенциями субъектов образовательного процесса вуза (студентов и преподавателей) разработанная нами образовательная технология включает серию тренингов:
-
Тренинги для студентов:
- Тренинг уверенности и успеха
- Тренинг сплочённости и командообразования
-
Тренинги для преподавателей:
- Тренинг педагогического общения
- Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности
-
Тренинги для преподавателей и студентов:
- Тренинг по развитию толерантности
- Тренинг формирования стрессоустойчивости.
Материалы каждого тренинга включают программу проведения занятий, диагностические методики для оценки результативности реализации технологии, список литературы, задания для самопознания и саморазвития обучающихся.
В образовательных учреждениях Республики Марий Эл предлагаемые тренинговые занятия проводились автором в течение 15 лет. В ПГТУ занятия с применением представленных тренингов проводились в течение 6 лет со студентами всех факультетов вуза при изучении дисциплин «Психология и педагогика», «Инженерная психология», «Психология здоровья», «Психология трудовых отношений» а также с преподавателями (Тренинг стрессоустойчивости) и студентами элитных групп (Тренинг сплочённости и командообразования).
Эффективность тренингов оценивалась по результатам психологических тестов, направленных на диагностику формируемых социально-личностных компетенций, а также по результатам выполнения заданий для саморазвития и самоанализа по теме тренинга.
Основные результаты и выводы.
- Начальная диагностика социально-личностных компетенции студентов и преподавателей вуза показала, что многие компетенции не достаточно развиты, в первую очередь компетенции, определяющие успешность делового общения, самореализации и здоровьесбережения участников образовательного процесса.
- Анализ результатов проведения серии социально-психологических тренингов выявил положительные тенденции в развитии социально-личностных компетенций студентов и преподавателей, что свидетельствует об эффективности метода социально-психологического тренинга для решения поставленных задач.
-
Основные научно-методические результаты:
- представление результатов реализации образовательной технологии на научно-практических конференциях разных уровней;
- издание учебно-методического пособия Арон И.С. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для повышения компетентности педагогического общения. — Йошкар-Ола, 2012. — 136с.