«Технология работы с лицами, осуществляющими уход за не выходящими из дома гражданами» (методическое пособие)
В методическом пособии рассматриваются основные проблемы родственников, которые ухаживают дома за своими близкими, описываются технологические приемы их возможного разрешения.
Цель пособия: ознакомить психологов, психологов-консультантов работающих с данной категорией граждан, с некоторыми методами психологической поддержки, которые можно будет использовать в работе.
Целевая группа клиентов: лица, осуществляющие уход за не выходящими из дома гражданами.
Пособие предназначено для психологов, психологов-консультантов в комплексных центрах социального обслуживания населения и в реабилитационных центрах.
Актуальность проблемы, причины и пути решения.
Среди многочисленных посетителей социальной службы обращает на себя внимание группа людей, которых объединяет, то, что они дома ухаживают и заботятся за своими тяжелобольными и не выходящими из дома родственниками.
Они переживают чувство раздражения, агрессии, жалости, непонимания, стыда, вины за свое поведение, в отношениях с родственниками возвращение старых семейных конфликтов.
В этих условиях их личные качества — терпеливость, отзывчивость, доброта, гуманность, понимание того, что они тоже могут оказаться в такой ситуации, — теряются. Физическое и психическое здоровье ухудшается.
Причин для возникновения данной проблемы можно обозначить несколько:
- восприятие своих родных и близких, совсем недавно энергичных, ведущих активный образ жизни, как некую обузу, которая лишает свободы действия, передвижения и как следствие элементарно личной жизни;
- изменение социального статуса семьи, нарушение родственных связей и занижение авторитета «старшего поколения»;
- отсутствие элементарных знаний психологии, возрастных особенностей, поведенческих реакции больного человека, вынужденного находиться в замкнутом пространстве по 24 часа в сутки, а так же отсутствие умений ухаживающего принять, понять и общаться с такими родственниками
Актуальность данной проблемы и желание нивелировать часть причин, обусловивших ее, возможность поделиться опытом работы с коллегами привели к созданию этого пособия.
Кроме того, создание его обусловлено необходимостью усиления социальной поддержки, как граждан, нуждающийся в уходе, так и людей, осуществляющих этот уход.
Содержание проекта.
Формы и методы. В пособии описана технология работы с воспоминаниями и образами клиентов с использованием биографического метода, приемов «Мемуаротерапии», фототренинга «Фототерапии», метода «Нарративного интервью». Система поддержки клиентов после окончания встреч состоит из бесед, консультаций, документального материала (письма «Отца сыну», памятки и т.д.), дополнительного курса занятий, если в ней возникает необходимость.
Цель биографического метода — мотивирование жизненной активности и формирование терпимости по отношению к человеку, за которым ухаживают дома.
Даны описания 6 этапов совместной деятельности психолога и клиента. Основной момент в работе — выслушивание клиента.
Психолог анализирует два направления: период, насыщенный проблемами, и период благополучных ситуаций.
Поэтапно клиент выполняет 14 упражнений.
Каждый этап работы включает ведение творческого дневника клиентом, анализ и обсуждение упражнения с психологом, заполнение анкеты.
Работа по данной методике проходит в свободной форме — «эпизодические встречи» — индивидуально или группой. Такая форма наиболее характерна для клубных встреч, группах само- и взаимоподдержки. Каждая встреча самостоятельное и завершенное событие.
Ориентировочная продолжительность исполнения метода зависит от желания клиента.
Критерием эффективности: является решение самих клиентов, что они достигли своих целей. Поэтому в конце каждой встречи психолог спрашивает, нужна ли следующая, и через какое время, по их мнению, им было бы полезно ее организовать. Иногда бывает достаточно одной встречи. Иногда люди считают, что им полезно приходить реже, иногда несколько раз в неделю, месяц. При биографическом методе работы значимые изменения могут начинаться довольно быстро, в то же время некоторым людям нужно время, чтобы определится с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, или чтобы достаточно развить и «оживить» новую предпочтительную историю, тогда встреч может быть больше. Есть люди, которые хотят решить несколько задач, а этому можно посвятить больше времени.
Ограниченность метода — подверженность прошлого ошибкам памяти.
Этапы реализации:
- Слушание истории клиента; выявление проблемной (доминирующей) истории; название (присвоение имени) проблемы;
- Понимание посредством разрушения стереотипа (включение в новый контекст) проблемной истории;
- Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории;
- Переименование проблемы; название альтернативной истории (как в ней решается проблема);
- Уплотнение альтернативной истории; обсуждение будущего в свете новой истории (без проблем);
- Выявление качеств (ресурсов) клиента, способствующих поддержанию новых отношений (реальности) в настоящем и будущем.
- Существенный момент в эмоциональном состоянии происходит на 2 этапе работы (упражнение №3), когда клиенту зачитывается письмо «Отца сыну».
Результаты.
Механизм оценки результатов. Для оценки перемен в эмоциональном состоянии клиента психологом используется метод наблюдения и ведется дневник наблюдений.
В ходе апробации технологии клиенты отмечают значительное улучшение отношений с родственниками, уменьшение числа конфликтов в семье, снижение психологического напряжения в семье, расширение круга общения, а также улучшение самочувствия.
Подобная технология работы позволит психологам расширить грани своих знаний, аспекты профессиональной деятельности, что повысит качество работы с клиентом.