«Психологическое сопровождение реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО» (программа)
Актуальность.
Переход на новые образовательные стандарты предъявляет особые требования к содержанию дополнительных образовательных услуг, технологии их преподавания и уровню профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемая программа психологического сопровождения реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности (далее Программа) обеспечивает формирование готовности педагогов к реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности на мотивационном, интеллектуальном и поведенческом уровнях и развитие их профессиональных компетенций в области формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у воспитанников творческих объединений.
Цели и задачи.
Цель программы: психологическое сопровождение реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности.
Задачи:
- Обучение педагогов технологии разработки и реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности.
- Развитие профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области формирования УУД.
- Организация профессионального взаимодействия педагога-психолога и педагогов по вопросу формирования у воспитанников УУД и отслеживания результативности программ внеурочной деятельности.
- Составление и внедрение диагностических карт изучения сформированности УУД у воспитанников творческих объединений.
- Оказание консультативной помощи педагогам по проблемам реализации программ внеурочной деятельности.
Содержание проекта.
Организация работы по психологическому сопровождению реализации программ внеурочной деятельности проходит поэтапно:
- Подготовительный. Определение цели, задач, основных направлений Программы. Изучение мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности. Экспертиза/систематизация имеющегося диагностического обеспечения дополнительных образовательных программ. Разработка содержания целевого семинара «Технология разработки и реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности».
- Основной. Апробация Программы. Реализация целевого семинара. Разработка, апробация и корректировка диагностических карт к дополнительным образовательным программам внеурочной деятельности. Организация консультативной, просветительской и развивающей работы с педагогами.
- Рефлексивный. Оценка результативности реализации Программы в целом. Внесение корректив в ее содержание.
Основным механизмом и условием реализации Программы выступает организация профессионального взаимодействия педагога-психолога и педагога.
Психологическое сопровождение реализации образовательных программ внеурочной деятельности как система деятельности предполагает выбор концептуальных оснований для развития готовности педагогов к участию в реализации ФГОС, определение методов и форм работы по развитию профессиональных компетенций педагогов в области формирования универсальных учебных действий, создание социально-психологических условий для включения педагогов в деятельность по реализации программ внеурочной деятельности и реализуется через основные виды профессиональной деятельности психолога (просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа). В рамках каждого из видов деятельности педагога-психолога определены цели, задачи и дифференцировано содержание. В рамках просвещения работа психолога направлена на прояснение для педагогов функционального назначения внеурочной деятельности, проблем интеграции предмета преподавания и общеобразовательной предметной области знания, технологий формирования УУД. Диагностическая работа нацелена на изучение готовности педагогов к работе в новых условиях, проблемных зон в педагогической деятельности и ресурсов профессионального развития. Коррекционно-развивающая работа имеет своей целью развитие составляющих профессиональной деятельности педагога (педагогической деятельности, педагогического общения, личности педагога),обучение основам психолого-педагогической диагностики. Консультирование направлено на решение задач, вызывающих затруднение у педагога. Реализация данной работы составляет содержание психопрофилактики как системообразующей деятельности педагога-психолога.
Формы работы: оргдеятельностный семинар, семинар-практикум, мини-лекции, индивидуальные и групповые консультации, активные формы работы (поведенческие и личностные тренинги, оргдеятельностные игры, решение педагогических ситуаций по технологии балинтовской группы, совместная деятельность по разработке предметных проб).
Ожидаемые результаты.
В области работы с педагогами:
- сформированные ценностно-целевые установки к реализации программ внеурочной деятельности и профессиональные позиции;
- система знаний о сущностных характеристиках ФГОС НОО;
- сформированные профессиональные компетенции педагогов в области формирования у воспитанников УУД.
В области программно-методического оснащения программ внеурочной деятельности:
- разработка диагностических карт к программам внеурочной деятельности;
- адаптация критериальных заданий к специфике предметной области в дополнительном образовании детей;
- программа обучения основам психолого-педагогической диагностики.
Результаты работы по Программе за 2011–2012 уч.г.
- Разработано, апробировано содержание целевого семинара «Технология разработки и реализации программы внеурочной деятельности».
- Разработаны и апробированы диагностические карты отслеживания уровня сформированности УУД у воспитанников творческих объединений Центра.
- Анализ диагностических данных результативности программ внеурочной деятельности подтвердил их эффективность;
- Динамика развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области реализации программ внеурочной деятельности имеет положительный характер.
Опыт работы по Программе представлен в научных публикациях и в содержании оргдеятельностного семинара для педагогов-психологов г. Оренбурга (март 2012 г.).