- Волощук Елена Петровна
нет, педагог-психолог, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Сказка", (Муравленко, ЯНАО)
Актуальность.
Более 20 лет детский сад «Сказка» сотрудничает с МАОУ ООШ №2 г. Муравленко. Каждый год, выступая на ПМПк по преемственности и адаптации, учителя начальных классов сетуют на то, что многие дети не достигли определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Результаты психологической диагностики воспитанников подготовительной и старшей групп (48 чел.) в начале 2011-2012 учебного года показали необходимость проведения коррекционно-развивающей работы на развитие произвольной регуляции действий будущих первоклассников ( гиперактивных воспитанников — 10 чел (21%); тревожных и застенчивых 9 чел (19%).
Проблема: к концу старшего дошкольного возраста встречаются агрессивные, враждебные дети, не умеющие общаться, решать конфликтные ситуации, пассивные или, наоборот, социально импульсивные, тревожные и др.
Цели проекта.
Цель: обеспечение условий для развития эмоционально-волевой сферы и личностного развития старших дошкольников в процессе полготовки к обучению в школе.
Реализация проекта.
Длительность проекта: 1 год
I этап. Подготовительный (апрель — май 2011).
- Определение темы работы с детьми, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
- Обсуждение с родителями содержания проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Изучение методической литературы по работе с детьми и родителями в данном направлении.
II этап. Внедренческий (сентябрь 2011 — апрель 2012).
- Проведение проектных мероприятий (т.е. коррекционных занятий с воспитанниками)
- Апробирование модели проекта «Помогаем детям»;
- Корректировка задач и содержание работы всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети);
- Осуществление мониторинга реализации проекта с учетом новых условий, возникающих в процессе апробации проекта.
Содержание деятельности участников проекта.
Педагоги:
- психолого-педагогическое сопровождении детей с личностными и поведенческими проблемами;
- организация работы клуба общения для старших дошкольников «Поговорим-ка!» и клуба для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу». Проведение обучающих практических занятий для родителей с предоставлением консультаций для родителей;
- взаимодействие педагога-психолога с родителями через официальный сайт детского сада и АИС «Сетевой город. Образование»)
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для коррекции личностных и поведенческих проблем ребенка; выполнение рекомендаций, предоставленных педагогами.
Дети:
- овладение навыками действовать по правилам, следовать указаниям взрослого и подчинять свои желания нормам поведения в школе. Практическое выполнения предложенных педагогом ситуаций общения.
III этап. Заключительный (май 2012)
Четыре «П»:
- Представление итогового мероприятия. Развлекательное событие, посвященное Дню защиты детей, «Мы вместе!»
- Презентация продуктов проекта
- Подведение итогов проекта
- Перспективы на будущее
Результаты и выводы.
Анализ результатов реализации проекта.
№ п/п |
Прогнозируемые продукты |
Выполнение / Примечание |
1 |
Сборник «Комплекс игр и игровых упражнений на развитие психоэмоциональной устойчивости педагогов и детей». |
Подготовлены практические рекомендации для педагогов. |
2 |
Сборник «Игры для подготовки детей к школе». |
Подготовлены практические рекомендации для педагогов и родителей по организации детской игровой деятельности в процессе подготовки детей к школе. |
3 |
Цикл занятий по психогимнастике для застенчивых и тревожных детей. |
Разработан и используется в процессе организации деятельности коррекционной группы. |
4 |
Программа коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными и агрессивными детьми. |
Программа разработана и включает рекомендации для педагогов и родителей. |
5 |
Комплекс игр и упражнения на развитие коммуникативных способностей дошкольников |
Издан сборник для использования в занятиях с детьми педагогами и родителями. |
№ п/п |
Прогнозируемые сопутствующие эффекты |
Выполнение |
1. |
Уменьшилась доля воспитанников с проблемами в личностном развитии и поведении на 10%. |
Доля воспитанников с проблемами в личностном развитии и поведении уменьшилась на 60%. |
2. |
Уровень адаптации детей на начальном этапе обучения в школе достиг 100%. |
Получен ожидаемый результат |
3. |
Повышен процент участия родителей в мероприятиях детского сада на 15%.
|
Полученный результат (7%) не соответствует запланированному в связи с нестабильностью семейной ситуации. |
Перспективы на будущее. Разработать и реализовать проект в рамках преемственности с МАОУ ООШ №2 г. Муравленко по обеспечению психологической готовности выпускников детского сада к обучению в школе (развитие эмоционально-волевой сферы, пространственного мышления, тонкой моторики рук, коммуникативных способностей детей).
Выводы. Разработка и реализация проекта «Помогаем детям!» обеспечили условия для развития эмоционально-волевой сферы и личностного развития старших дошкольников в процессе полготовки детей к школе:
- эффективное взаимодействие с родителями способствовало изучению и освоению ими психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; освоению и применению методов и приемов коррекции поведения детей; созданию в семье благоприятных условий для коррекции проблем в поведении детей в соответствии с рекомендациями педагога-психолога и воспитателей.
- организация мероприятий по повышению уровня профессионального развития педагогов в вопросах организации мероприятий по обеспечению психологической комфортности внутри детского коллектива позволила педагогам: развивать у детей умения и навыки управлять своими эмоциями и поведением в процессе общения со сверстниками и взрослыми; развивать коммуникативные способности старших дошкольников.
- организация коррекционных мероприятий с детьми позволила сформировать у старших дошкольников адекватную самооценку и самоконтроль, развить у них умения и навыки управлять своими эмоциями и поведением.