«Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков» (методическое пособие)
Авторы проекта
Сотрудники ГОУ ЯО «Центр помощи детям»:
- Баранцова Наталья Саввична, учитель-дефектолог
- Басова Елена Игоревна, заместитель директора по воспитательной работе, тифлопедагог
- Белова Лада Игоревна, кандидат психологических наук, врач-психиатр
- Беляева Елена Николаевна, учитель-логопед
- Донник Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
- Конева Елена Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель отдела — руководитель проекта
- Крупенникова Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, педагог-психолог
- Лебедева Антонина Николаевна, учитель-дефектолог
- Мочалова Ирина Владимировна, врач-психиатр
- Резниченко Михаил Юрьевич, врач-психиатр
- Русанова Лилия Сергеевна, заместитель директора
- Семенова Анна Александровна, педагог-психолог
- Смирнова (Чиркова) Екатерина Викторовна, педагог-психолог
и Ладыженская Галина Николаевна, учитель-дефектолог ГОУ ЯО Рыбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2.
Актуальность, научная и практическая значимость.
В настоящее время повышается общественная значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации. Одной из таких служб, занимающей важное место в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и успешно апробированной и внедренной в различных регионах России, стала психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК). ПМПК решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты.
Несмотря на наличие регламентирующих документов, практика работы ПМПК в настоящее время сталкивается с большим количеством проблем, в том числе и методического характера. В частности, не являются общепринятыми комплекс методических средств, которые используются в практике работы комиссий, приемы анализа и интерпретации полученных результатов. В условиях выездной работы особое значение приобретает выбор наиболее диагностичных процедур, обеспечивающих получение максимально информативных результатов в ограниченный период времени. Это требует создания оперативного и простого в использовании комплекса методик, включающего средства диагностики в рамках предметного поля каждого специалиста ПМПК. Одной из организационных проблем работы ПМПК является обеспечение взаимодействия специалистов разного профиля как на этапе получения сведений о развитии ребенка, так и на этапах анализа полученных данных и составления заключения комиссии.
Задачи проекта.
Отвечая на запросы практики, авторы и составители пособия ставили перед собой следующие задачи.
- Описать процедуру обследования ребенка различными специалистами (врачами-психиатрами, психологами, дефектологами, логопедами), уделяя особое внимание информативным, хорошо зарекомендовавшим себя в практической работе методам и методикам.
- Предложить направления анализа полученных результатов и последующего их использования для составления заключения.
- Предоставить примеры заключений специалистов.
- Систематизировать и проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПК.
- Предложить комплекс методик для обследования ребенка в условиях дефицита времени.
Основное содержание работы
Практическое пособие состоит из 9 глав. Глава 1 и 2 посвящены организации и методологии обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и нормативно-правовой базе деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Последующие главы описывают опыт работы психологов, врачей и педагогов в рамках функционирования психолого-медико-педагогической-комиссии. Последняя глава систематизирует опыт взаимодействия специалистов, в частности, влияние результатов работы профессионалов одного профиля на стратегию работы других.
Значительная часть пособия посвящена деятельности психологов в рамках работы ПМПК. Помимо традиционного для такого рода изданий перечня применяемых в обследовании методик, изложены основные принципы интерпретации их результатов и формулировки выводов. Большое внимание в данном разделе уделено началу обследования ребенка, в частности, изучению имеющейся документации и заключений специалистов, определению направлений работы психолога с учетом полученных сведений, формулировке диагностической гипотезы, выбору и последовательность применения тех или иных методов. С использованием примеров из практики работы специалистов-психологов описаны направления учета данных, полученных психиатрами (работа которых предшествует психологическому обследованию), для определения стратегии работы с испытуемыми. Далее дается описание метода беседы, наблюдения, изучения результатов деятельности, тестирования в контексте задач психологического обследования на ПМПК.
Основной объем данной части пособия посвящен последовательности и содержательной характеристике психологического обследования детей и подростков различных возрастных групп 1–3 года, 3–7 лет, 7–12 лет, 13–18 лет. Даются рекомендации, касающиеся включению в процедуру обследования элементов обучения испытуемых, преодолению трудностей работы, вызванных возможными психиатрическими отклонениями детей и подростков.
Специальное внимание авторами уделяется составлению заключения психологического обследования, его разделам и их последовательности, особенностям формулировки выводов.
Результаты.
Пособие предназначено для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и используется в настоящее время в ГУ ЯО «Центр помощи детям».