Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Педагогическая психология: информационные материалы курса» (учебное пособие)

Авторы:

  • Снегирёва Татьяна Владимировна

    кандидат психологических наук , доцент кафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный гуманитарный университет , (Нижневартовск)

  • Архипова Татьяна Тимербаевна

    старший преподавателькафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, (Нижневартовск)

Актуальность, научная и практическая значимость.

В условиях несоответствия между обилием публикаций по проблеме обучения и воспитания школьников и недостатком научных источников по практическому курсу педагогической психологии предлагаемое учебное пособие является своевременным и востребованным в системе подготовки студентов-бакалавров по направлению «Педагогика».

Цель пособия — обеспечить возможность:

  • осознания роли педагогической психологии в профессиональной подготовке бакалавра педагогики и определить ее место в системе психологического знания;
  • овладения основными понятиями педагогической психологии и умением использовать их для анализа педагогических ситуаций и собственной профессиональной деятельности;
  • грамотного осуществления анализа особенностей организации обучения и воспитания в различных образовательных системах.

Содержательная ориентация учебного пособия на профессиональные компетеции бакалавра педагогики достаточно четко выражена во всех разделах курса, особенно в тех темах, где рассматриваются проблемы обучения, психологические механизмы формирования личности, психологические аспекты воспитательных технологий.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Содержание учебного пособия четко структурировано: выделены разделы курса, определены темы, содержание, формы организации семинарских занятий. Разделы учебного пособия (введение в педагогическую психологию, психология педагогической деятельности, психологические аспекты воспитания, проблемы психологии обучения) связаны с раскрытием смысла и содержания исходных понятий психологии обучения, психологии педагогической деятельности и личности учителя.

Каждая тема учебного пособия включает информационные материалы, в основе содержания которых отражены ведущие идеи и принципы современного психологического знания, материалы смежных дисциплин, а также новейшие достижения теории и практики обучения и воспитания школьников.

Практические занятия пособия включают задания по конспектированию, реферированию первоисточников, а также задания творческого и учебно-исследовательского характера. Содержание семинарских занятий учебного пособия является логическим завершением теоретического анализа заданий и вопросов самостоятельной работы. Ряд занятий имеет своей целью освоение бакалаврами конкретных процедур исследования, овладение способами анализа результатов исследования и составления психолого-педагогических рекомендаций, отработку техник организации форм групповой работы и т.д.

В соответствии с содержанием курса предлагается следующая логика предъявления изучаемого материала:

  1. ключевые слова темы, подлежащие анализу и усвоению в ходе семинарских занятий;
  2. цели освоения темы, позволяющие достаточно четко моделировать последовательность шагов процесса ее освоения;
  3. вопросы для самостоятельной работы по теме (план обсуждения темы), анализ и обсуждение которых (как самостоятельно, так и на практическом занятии) ведет к осмыслению и усвоению выделенных понятий;
  4. рекомендуемая литература, представленная в содержании занятий, включающая список учебников, учебных пособий, научных источников и Интернет-ресурсов по данному курсу. Наличие научных источников предполагает самостоятельную работу студентов (СРС) по конспектированию, аннотированию и реферированию (на усмотрение преподавателя);
  5. задания по теме в тестовой форме, предполагающие осуществление не только контролирующей функции знаний студентов (тематический, промежуточный и итоговый), но и обучающей, что позволяет актуализировать те проблемы, которые возникают при усвоении студентами учебной программы по педагогической психологии.

Структурно каждое занятие представлено следующими видами работ:

  • обращение к основным теоретическим вопросам, актуализация основных понятий рассматриваемой темы, конспектирование или реферирование необходимых источников, посещение уроков в школе, их видеозапись и т.д. (как форма самостоятельной работы студентов);
  • использование различных форм организации работы студентов-бакалавров по обсуждению ключевых проблем, представленных в виде вопросов-заданий;
  • подведение итогов занятия в двух направлениях: анализ достижения поставленных целей занятия и анализ хода занятия с выделением трудностей, возникших в процессе работы.

Результаты, выводы.

Изучение предметного содержания дисциплины «Педагогическая психология» в соответствии с представленной структурой учебного пособия поможет студентам осознать роль педагогической психологии в подготовке бакалавра педагогики, овладеть основными понятиями педагогической психологии и умением использовать их для анализа педагогических ситуаций и собственной педагогической деятельности, грамотно осуществлять анализ организации обучения и воспитания в различных образовательных системах.

Предлагаемое авторами учебное пособие «Педагогическая психология: информационные материалы курса» является востребованным в системе подготовки студентов-бакалавров по направлению «Педагогика», а также студентов других направлений высших учебных заведений, аспирантов.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе