«Педагогическая психология: информационные материалы курса» (учебное пособие)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В условиях несоответствия между обилием публикаций по проблеме обучения и воспитания школьников и недостатком научных источников по практическому курсу педагогической психологии предлагаемое учебное пособие является своевременным и востребованным в системе подготовки студентов-бакалавров по направлению «Педагогика».
Цель пособия — обеспечить возможность:
- осознания роли педагогической психологии в профессиональной подготовке бакалавра педагогики и определить ее место в системе психологического знания;
- овладения основными понятиями педагогической психологии и умением использовать их для анализа педагогических ситуаций и собственной профессиональной деятельности;
- грамотного осуществления анализа особенностей организации обучения и воспитания в различных образовательных системах.
Содержательная ориентация учебного пособия на профессиональные компетеции бакалавра педагогики достаточно четко выражена во всех разделах курса, особенно в тех темах, где рассматриваются проблемы обучения, психологические механизмы формирования личности, психологические аспекты воспитательных технологий.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Содержание учебного пособия четко структурировано: выделены разделы курса, определены темы, содержание, формы организации семинарских занятий. Разделы учебного пособия (введение в педагогическую психологию, психология педагогической деятельности, психологические аспекты воспитания, проблемы психологии обучения) связаны с раскрытием смысла и содержания исходных понятий психологии обучения, психологии педагогической деятельности и личности учителя.
Каждая тема учебного пособия включает информационные материалы, в основе содержания которых отражены ведущие идеи и принципы современного психологического знания, материалы смежных дисциплин, а также новейшие достижения теории и практики обучения и воспитания школьников.
Практические занятия пособия включают задания по конспектированию, реферированию первоисточников, а также задания творческого и учебно-исследовательского характера. Содержание семинарских занятий учебного пособия является логическим завершением теоретического анализа заданий и вопросов самостоятельной работы. Ряд занятий имеет своей целью освоение бакалаврами конкретных процедур исследования, овладение способами анализа результатов исследования и составления психолого-педагогических рекомендаций, отработку техник организации форм групповой работы и т.д.
В соответствии с содержанием курса предлагается следующая логика предъявления изучаемого материала:
- ключевые слова темы, подлежащие анализу и усвоению в ходе семинарских занятий;
- цели освоения темы, позволяющие достаточно четко моделировать последовательность шагов процесса ее освоения;
- вопросы для самостоятельной работы по теме (план обсуждения темы), анализ и обсуждение которых (как самостоятельно, так и на практическом занятии) ведет к осмыслению и усвоению выделенных понятий;
- рекомендуемая литература, представленная в содержании занятий, включающая список учебников, учебных пособий, научных источников и Интернет-ресурсов по данному курсу. Наличие научных источников предполагает самостоятельную работу студентов (СРС) по конспектированию, аннотированию и реферированию (на усмотрение преподавателя);
- задания по теме в тестовой форме, предполагающие осуществление не только контролирующей функции знаний студентов (тематический, промежуточный и итоговый), но и обучающей, что позволяет актуализировать те проблемы, которые возникают при усвоении студентами учебной программы по педагогической психологии.
Структурно каждое занятие представлено следующими видами работ:
- обращение к основным теоретическим вопросам, актуализация основных понятий рассматриваемой темы, конспектирование или реферирование необходимых источников, посещение уроков в школе, их видеозапись и т.д. (как форма самостоятельной работы студентов);
- использование различных форм организации работы студентов-бакалавров по обсуждению ключевых проблем, представленных в виде вопросов-заданий;
- подведение итогов занятия в двух направлениях: анализ достижения поставленных целей занятия и анализ хода занятия с выделением трудностей, возникших в процессе работы.
Результаты, выводы.
Изучение предметного содержания дисциплины «Педагогическая психология» в соответствии с представленной структурой учебного пособия поможет студентам осознать роль педагогической психологии в подготовке бакалавра педагогики, овладеть основными понятиями педагогической психологии и умением использовать их для анализа педагогических ситуаций и собственной педагогической деятельности, грамотно осуществлять анализ организации обучения и воспитания в различных образовательных системах.
Предлагаемое авторами учебное пособие «Педагогическая психология: информационные материалы курса» является востребованным в системе подготовки студентов-бакалавров по направлению «Педагогика», а также студентов других направлений высших учебных заведений, аспирантов.