Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа студии арт-терапии "Цветной мир"» (коррекционно-развивающая программа)


Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс

Актуальность и практическая значимость проекта.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Данный проект актуален для МБОУ «ПМПЦ ДиК»: ежедневно к нам обращается большое количество родителей с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась студия «Цветной мир», в основу которой вошло применение техник арт-терапии.

Практическая значимость. Примененеие арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Цветной мир» рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.

Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.

Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.

Цели и задачи.

Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии.

Основное содержание работы.

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.

Форма работы групповая. 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников — 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 8–11 лет и 12–15 лет.

Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).

Структура занятий:

  1. заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
  2. ритуал приветствия,
  3. разминочные упражнения,
  4. реализация арт-техники и обсуждение продукта,
  5. заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
  6. рефлексия занятия,
  7. ритуал прощания.

Результаты и выводы.

Показатели креативности (тест П. Торренса «Закончи рисунок») в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей — у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан): в младшей группе у 78% детей, в группе подростков — у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан). По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей — спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию «Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).

Перечисленные выше результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Анализируя деятельность студии, можно выделить следующие положительные моменты:

  • универсальность (возможность работы со многими проблемами);
  • положительная результативность по итогам диагностики;
  • открытая форма работы;
  • разнообразие применяемых техник;
  • вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
  • материально-техническая доступность;
  • формирование успешности у детей;
  • положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 83 читателя
12.03.2024 22:08:10Грачева Ольга
12.03.2024 22:08:10Егорова Олеся
12.03.2024 22:08:10Глафиркин Миша
12.03.2024 22:08:10Барздо Дмитрий
12.03.2024 22:08:10Сит Ден
12.03.2024 22:08:10Лагуза Людмила
12.03.2024 22:08:10Грос Антон
12.03.2024 22:08:10Мозгов Дмитрий

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su